Содержание
Для синхронизации работы систем зажигания и впрыска предусмотрен датчик оборотов двигателя или, как он еще называется, датчик частоты вращения коленвала. Он передает в электронный блок управления мотором данные о том, на каких оборотах функционирует коленчатый вал в текущий момент времени.
Неполадки датчика оборотов двигателя в автомобиле приводят к некорректности таковых, к нарушению работы системы впрыска топлива, зажигания, падению мощности. А также это единственный сенсор, при поломке которого машина может заглохнуть, не завестись. Другое название устройства — датчик вращений и/или положения коленвала. Рассмотрим место ДПКВ среди иных подобных устройств автомобиля, его функции, конструкции, виды, диагностику и замену.
Сети часто встречается вопрос — какой именно датчик отвечает за обороты двигателя при разных режимах его работы особенно при прогреве на холодную.
На первый взгляд это регулятор холостого хода, но на практике это не единственная деталь, на которую возлагается такая задача.
Работа мотора напрямую связана с качеством топлива, а это значит, что контрольную функцию берут на себя и другие узлы.
При этом не имеет значения, на какой марке авто (Приора, 2110 инжектор, ВАЗ 2114, Газель 4216 или Тойота 4a-fe) вы ездите. Во всех случаях за обороты силового агрегата на «холодную» отвечают одни и те же датчики.
Ниже рассмотрим в чем особенности разных видов контролирующих узлов, приведем их назначение, признаки и причины неисправности.
- Причины поломок
- Недостатки реперного диска
- Разновидности автомобильных датчиков оборотов двигателя
- Индукционные (индуктивные)
- Оптические
- Активные
- Датчики числа вращений двигателей с дифференциальными детекторами Холла
- AMR
- GMR
- Регулятор холостого хода (РХХ)
- Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)
- Признаки неисправности датчика синхронизации
- Назначение датчика оборотов двигателя
- Сложности с идентификацией
- Диагностика
- Что отслеживает датчик вращений и положения коленвала
- Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ)
- Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ)
- Расположение
- Видео
- Датчик температуры всасываемого воздуха (ДТВВ)
- Замена, установка
- Калибровка
- Датчик давления топлива (ДДТ)
- Датчик детонации (ДД)
- Датчик абсолютного давления воздуха (ДАД)
- Датчики Холла
- Где находится датчик оборотов
- Датчик скорости (ДС)
- Специфика датчиков оборотов для электродвигателей
- Видео по теме
- Заключение
- Дополнительно про Kia
Причины поломок
Наиболее частые причины неполадок индукционных ДПКВ — механические повреждения или межвитковое замыкание проводки (при этом часто наблюдается ограничение оборотов на 3–4 тыс.).
Недостатки реперного диска
Даже микроскол, маленькая кривизна зубца маховика могут быть причинами некорректной работы зажигания, из-за чего транспортное средство не работает на высокой интенсивности оборотов.
При этом часто появляется хаотичное искрообразование, поскольку на блок контроля от вполне исправного датчика оборотов идут данные с погрешностями, спровоцированными указанными недостатками диска. Э БУ при этом неправильно определяет количество выступов. Такое же характерно, когда рассматриваемый детектор установлен с ошибками, неоткалиброванный, загрязненный или есть какой-либо посторонний предмет между ним и колесом.
Разновидности автомобильных датчиков оборотов двигателя
Есть несколько типов автомобильных измерителей вращений двигателя по принципу создания и регистрации изменений в чувствительной среде.
Индукционные (индуктивные)
Индуктивные датчики синхронизации оборотов двигателя самые простые, распространенные, дешевые, но это не уменьшает их эффективность.
Основной элемент индукционных детекторов числа вращений ДВС — катушка, намагничивающая сердечник и создающая магнитные потоки.
В следующем объяснении цифровые ссылки на рисунок ниже. Индуктивный датчик синхронизации устанавливается сразу напротив зубчатой ферромагнитной части КВ
. На ней также есть небольшой воздушный зазор (место, где отсутствуют выступы). Датчик внутри состоит из стального намагниченного сердечника (полюсный контактный стержень, 4), с обмоткой тонкой медной, изолированной эмалью, проволокой
, наподобие как у трансформаторов. Данный элемент связан с постоянным магнитом
.
Оптические
Конструкция состоит из ИК-светодиода с установленным напротив него приемником. Между элементами — зубцы коленвала. Линия излучения пересекается этими выступами, что фиксирует приемник и отправляет соответствующий импульс на ЭБУ. Применяются реже.
Активные
Далее рассмотрим так называемые «активные» датчики вращений мотора, работающие по магнитостатическому методу. При них на амплитуду выходного импульса не влияет число оборотов, поэтому становятся доступными измерения интенсивности поворотов КВ при чрезвычайно низком количестве таковых (квазистатический мониторинг). Такие изделия намного более продвинутые, с расширенными возможностями.
Датчики числа вращений двигателей с дифференциальными детекторами Холла
На токопроводящей пластине, пропускающей в вертикальном направлении магнитную индукцию, поперечно к течению тока можно фиксировать пропорциональное его направлению, так называемое напряжение Холла.
Рисунок со схемой данного варианта выше. В таком дифдатчике ДПКВ поле создается постоянным магнитом
. Два сенсора Холла (2 и 3) размещены между магнитом и кольцом, продуцирующим импульсы
. В магнитопотоке происходят изменения в зависимости от того, что оказывается на нем — впадина или зубец. Разностью сигналов двух сенсоров снижается возмущение, уровень отклонений, улучшается соотношение сигнала и шума. Боковые участки сигнала могут анализироваться без оцифровки прямо на блоке управления.
Зубчатые колеса синхронизации могут быть не только ферромагнитными, но и многополюсными, где немагнитный носитель из металла снабжен кусочком специального пластика, который попеременно намагничивается. Северные и южные полюсы такого элемента выполняют роль делений.
AMR
Чувствительная часть AMR сенсоров синхронизации оборотов автомобиля сделана из магниторезистивного состава.
АМР — анизотропный магниторезистивный. Первый термин означает, что электросопротивление этого материала зависит от направленности воздействующего магнитополя. Такой сенсор установлен между магнитом и импульсным диском (аналог зубчатого, как при индуктивных сенсорах).
При вращении импульсного активного диска линии поля изменяют свои параметры, что формирует синусоидальное напряжение, усиливаемое схемой обработки данных, преобразовываемое ею в импульс прямоугольной геометрии.
GMR
В данном случае применяется инновационная технология Giant Magneto-Resistance. Такой сенсор намного чувствительнее, чем AMR — тут возможны значительные воздушные промежутки.
GMR-датчики оборотов двигателя применяются для сложных условий, высокая сенситивность создает меньше шумов, погрешностей сигнала.
Продвинутые ГМР детекторы оснащают двухпроводными портами, они же иногда встречаются в сенсорах вращения Холла.
Регулятор холостого хода (РХХ)
РХХ — устройство, применяемое в системе стабилизации оборотов ХХ (холостого хода) силового агрегата.
Его принцип действия прост:
Рассмотренный выше режим помогает сразу начать движение без прогрева силового агрегата. Не смотря на то, что РХХ исполнительный узел, он тоже требует дополнительной диагностики.
Неисправность регулятора холостого хода можно выявить по нескольким признакам:
К причинам выхода из строя РХХ можно отнести:
В большинстве случаев проблема связана с загрязнением штока, что позволяет решить вопрос без замены. Для этого нужно убедиться, что неисправность связана именно с РХХ.
Диагностика устройства требует выполнения следующих шагов:
Помните, что без отключения клеммы электронный блок управления не начинает новую проверку.
https://youtube.com/watch?v=TdPmzxrH4yU%3Ffeature%3Doembed
Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)
Назначение — фиксация позиции заслонки дросселя в определенный момент времени. При этом положение меняется с учетом того, в каком месте находится педаль газа и насколько открыта заслонка.
Считается, что при установке на машине высококачественного датчика трудностей в работе быть не должно. Но так происходит не всегда, ведь на рынке много поддельных ДПДЗ (к примеру, из Китая).
Их недостатком является короткий срок службы и большая погрешность даже при правильной работе мотора.
Даже при частичной неисправности датчика, контролирующего заслонку дросселя, появляются трудности в управлении автомобилем. К примеру, возникают провалы нажатия и «плавание» оборотов.
Кроме того, при выходе из строя ДПДЗ высок риск появления рывков и провалов при работе мотора в движении. Простыми словами, педаль газа становится неинформативной, и начинает «чудить».
Известны ситуации, когда устройство ломалось во время мойки двигателя при сильном давлении струи.
Нередко бывают ситуации, когда датчик и вовсе слетал с места установки. Во избежание таких проблем нужно смотреть, чтобы мойщики действовали осторожно и не направляли прямую струю в подкапотное пространство.
Как правило, оригинальный ДПДЗ, установленный на заводе, хорошо справляются с задачей и редко ломаются. Если же такая проблема и происходит, единственным выходом является замена. Ремонтировать девайс не имеет смысла.
Поломку датчика можно определить по следующим признакам:
В большинстве случаев неисправность ДПДЗ проявляет себя повышением оборотов и невозможностью тормозить мотором.
Во избежание проблем в будущем нужно понимать причины, почему так происходит.
К основным можно отнести:
https://youtube.com/watch?v=SiNCowlY__s%3Ffeature%3Doembed
Признаки неисправности датчика синхронизации
При поломках иных датчиков, например, холостого хода, машина может более или менее функционировать, иногда почти нормально. Это же характерно при неисправности ДПКВ, но тут также добавляется последствие в виде невозможности запустить мотор, и такой риск значительный.
Деталь обычно не ремонтируют: это либо невозможно сделать, либо усилия будут стоить дороже, чем новое изделие. Поломка устройства сразу же подразумевает покупку нового такого сенсора синхронизации. Исключения составляют случаи, когда ДЧВ неправильно работает из-за отошедших контактов, загрязнения — эти неполадки можно легко устранить.
Симптомы неполадки детектора оборотов коленвала:
Симптоматика поломки не зависит от типа детектора положения коленвала. О сломанном ДПКВ также свидетельствует отсутствие искрообразования и горящий значок «Check Engine» на приборной панели.
Если после проверки системы зажигания и топлива не обнаружено в ней никаких поломок или нет сомнений в ее работоспособности, но автомобиль не заводится, то, скорее всего, сломан измеритель оборотов коленвала.
Назначение датчика оборотов двигателя
К рассматриваемому прибору применяются такие названия, это датчик:
Датчик оборотов двигателя не надо путать с сенсором положения распредвала (ДПРВ). А также на авто с электронным блоком управления (ЭБУ, ЭСУД) разные наименования для детектора количества оборотов и термин «датчик положения коленвала» (КВ) применяются для одного и того же устройства. Но есть автомобили (такие модели встречаются реже) и с отдельным последним (два таких изделия часто обозначают как G28 и G4), что надо помнить. В этой статье эти названия, если нет уточнения, применяются к одному и тому же устройству, чаще всего обозначаемому аббревиатурой ДПКВ, реже ДЧВ.
На схемах силовых блоков иномарок часто детектор синхронизации обозначен как G28.
ДЧВ относится к оснащению контроля и управления двигателем, к системе подачи сигналов о его состоянии на ЭБУ.
Сложности с идентификацией
Приведем пример, как владельцем Audi 100 2.6 описана вариация разных сенсоров. Измеритель оборотов тут обозначен как G28, но также есть отдельный детектор для КВ (G4):
Ниже на рисунке упоминаемый отдельный датчик G4, а соотношение по месту его расположения к G28 показано на фото выше:
Учитывая сказанное, для начала желательно ознакомиться со схемой силовой системы по спецификации конкретной модели машины.
Диагностика
Признаки поломки датчика числа оборотов свойственные и неполадкам многих других узлов, что обуславливает необходимость комплексной диагностики ДВС.
Самый простой способ, показывающий результат со стопроцентной точностью, — использовать диагностический сканер, подключаемый к разъему ODBII который есть в каждом современном автомобиле с ЭБУ. Прибор считает ошибки, покажет код поломки, который расшифровывается в спецификации конкретной марки.
Первым делом осматривают сам датчик количества оборотов ДВС автомобиля. Если замечены следы грязи, стружки на торце, отошедшие контакты и крепление, производят чистку, устанавливают прибор должным образом. Затем — подключить сканер, считать им коды. Цифровая комбинация неисправности именно ДПКВ часто PO335 или 0336 в зависимости от наличия сигнала от узла. Могут быть иные варианты для конкретной модели авто, например, в буфере ошибок может отобразиться код 35 или 19.
При обнаружении ошибок их удаляют из памяти ЭБУ и проводят тест-драйв — так проверят, появятся ли они снова. Если есть повторное выявление сбоев, приступают к анализу непосредственного самого детектора синхронизации оборотов иными способами.
Что отслеживает датчик вращений и положения коленвала
Детектор оборотов двигателя передает на ЭБУ следующее:
ДПКВ — это единственный датчик, выход из строя которого, среди прочих схожих для неполадок сенсоров последствий, приведет к полной остановки двигателя. Именно он позволяет системе определить, когда на свечах зажигания создавать искровой заряд.
Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ)
В задачу ДТОЖ входит контроль температуры воды, тосола или антифриза в системе охлаждения с последующей передачей этой информации в ЭБУ.
После обработки сведений блок принимает решение о необходимости обогащения горючей смеси. Чем ниже температура силового агрегата, тем выше уровень обогащения топлива.
Сам ДТОЖ, как правило, монтируется на патрубке выпуска ГБЦ. Но в некоторых моделях возможны и другие варианты.
Простыми словами, это термистор, в котором сопротивление меняется с учетом температурного параметра. Чем он ниже, тем больше сопротивление, и наоборот.
Что касается блока управления, на него поступает напряжение, которое формируется с учетом падения этого параметра на резисторе. Иными словами, с изменением температуры меняется и сопротивление, а вместе с ним напряжение.
При низкой температуре ОЖ разница потенциалов будет большой, а при постепенном нагреве мотора она будет падать.
К основным признакам поломки ДТОЖ стоит отнести:
Выделяется несколько причин, по которым ДТОЖ может выйти из строя:
Для проверки ДТОЖ необходимо убедиться в работоспособности его термистора и изменении его сопротивления при нагреве.
Для этого снимите датчик, погрузите его в емкость с охлаждающей жидкостью и нагрейте состав. При этом подключитесь к выводам устройства и проверьте параметры сопротивления при разной температуре.
На завершающем этапе сверьте полученные данные с информацией в эталонной таблице.
Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ)
В функции ДМРВ входит измерение объема воздуха, всасываемого силовым агрегатом. Это параметр измеряется в кг/час.
В большинстве автомобилей местом установки является коллектор впуска или поверхность воздушного фильтра.
Конструктивно датчик очень прост, поэтому вероятность его поломки небольшая. Но иногда он может фиксировать и выдавать ложные сигналы.
Важно учесть, что на работу ДМРВ сильно влияет воздушный фильтр. В случае его загрязнения повышается риск попадания мусора и внутрь датчика. Как результат, устройство выдает неправильные данные.
Проблема может иметь место при наличии на авто фильтра нулевого сопротивления или при его отсутствии.
Некоторые автомобили с установленными ДМРВ не рекомендуется подвергать тюнингу в вопросе повышения мощности двигателя. Как правило, это касается ВАЗ, которые пытаются «разогнать» до 150-160 «лошадей».
В таком случае датчик начинает работать неправильно, ведь он не рассчитан на такой объем проходящего через него воздушного потока.
В стандартных моторах ВАЗ показания ДМРВ на ХХ должны быть на уровне 8-10 кг/час. У похожих по мощности / конструкции силовых агрегатов значения должны быть приблизительно такими же или немного измененными.
Поломку датчика можно распознать по ряду симптомов:
ДМРВ имеет повышенную чувствительность, и его самостоятельная чистка не рекомендуется. Во избежание поломок этого узла необходимо чаще менять воздушный фильтр, только в таком случае устройство прослужит больше времени.
К причинам выхода из строя ДМРВ чаще всего относятся:
Для диагностики ДМРВ необходимо снять устройство и проверить целостность платиновых нитей.
Как вариант, просто отключите питание от датчика и запустите мотор. Если число оборотов выросло выше 1500 об/мин, это свидетельствует о поломке.
На некоторых моделях достаточно проверить напряжение, которое должно быть на уровне 0,9-1,4 В.
Больше про датчик массового расхода воздуха, признаки поломок и способы их устранения autotopik.ru/diagnostika-neispravnostei/datchik-massovogo-raskhoda-vozdukha-priznaki-neispravnosti.html.
Расположение
Место расположения ДПКВ
Требуется знать, где находится датчик оборотов двигателя или, что одно и то же, индукционный датчик, чтобы проверить его работоспособность. Он находится над маркерным диском, который в свою очередь может располагаться:
Лучше, если маркерные зубья маховика предназначены только для использования датчиком оборотов мотора. Несколько хуже, когда в качестве маркерных выступают стартерные зубья. Такая конструктивная особенность характерна для автомобилей марки Вольво и Ауди.
Искривление зуба маховика или даже малейший скол на нем зачастую становится причиной сбоев в системе зажигания, в связи с чем силовой агрегат отказывается работать на повышенных оборотах. Происходит хаотичное искрообразование, потому что блок управления двигателем ошибочно определяет количество зубьев.
В устройстве многих автомобилей в качестве датчика оборотов выступает датчик Холла. Этот элемент одновременно передает в ЭБУ сигналы о фазах газораспределительного механизма и обороты двигателя. В этом случае найти его можно в непосредственной близости от распределительного вала.
Если датчик частоты вращения коленвала вышел из строя, то ваш автомобиль не сможет завестись. Проверив подачу бензина и систему зажигания и не обнаружив никаких отклонений, не забудьте проверить датчик оборотов двигателя.
Видео
Подробнее об устройстве, конструкции и принципе работы датчика коленвала:
Датчик температуры всасываемого воздуха (ДТВВ)
Назначение датчика ДТВВ или IAT (английское сокращение) — подготовка оптимальной горючей смеси, необходимой для корректной работы силового узла.
Чаще всего устройство монтируется на кожухе воздушного фильтра или сразу за ним.
Главное условие, чтобы в месте установки проходил забор воздуха в силовой агрегат. Иногда ДТВВ является частью ДМРВ.
К признакам поломки можно отнести:
Причинами поломки ДТВВ часто являются:
Для проверки ДТВВ нужно проверить сопротивление с учетом изменения температуры.
В мануале к автомобилю должен быть график с интересующими данными. При этом существенные отклонения свидетельствуют о поломке устройства.
Также нужно проверить качество соединения проводов и померять напряжение на разъеме. Этот параметр при включенном зажигании должен быть на уровне 5 В.
В отличие от ряда других датчиков здесь возможно восстановление работоспособности без замены. В частности, проблему можно решить путем очистки, но действовать нужно осторожно.
При этом помните, что настроить устройство не получится. Если чистка не дала результата, единственный выход — замена.
Замена, установка
При монтаже ДПКВ надо правильно выставить зазор между ним и зубчатой частью шкива. Стандартное правильное значение зазора между сердечником прибора и колесом синхронизации — 0.5–1.5 мм. Этот промежуток регулируется шайбами (прокладками) между посадочным местом сенсора и его корпусом.
Размещение датчика синхронизации оборотов с пояснениями:
Надо следить, чтобы сенсор располагался напротив отметки на колесе синхронизации с определенным углом и зазором — это самые ключевые моменты:
При снятии сенсора надо обратить внимание на правильность его расположения — возможно оно было нарушено, что стало причиной некорректности значений при рабочем изделии.
Итак, акцентируем еще раз: самым важным при установке является расположение сенсора по метке с соблюдением прописанного в спецификации зазора к зубчикам реперного колеса КВ.
Калибровка
Датчик может быть исправным, но отображать скорость движения КВ, число оборотов, иные данные с погрешностями, тогда потребуется его калибровка. Процесс при индуктивных типах ДПКВ простой — зазор выставляется шайбами со значением, прописанным в инструкции. Но в некоторых автомобилях он достаточно сложный. Опишем такой пример.
ДЧВ в данном случае стоит на стыке КПП, считывает зубцы с венчика маховика. Посадочный кронштейн снабжен пазами для регулировки, позволяющие делать смещение на 7–8 мм. На последующих в примере схемах измеритель числа вращений двигателя обозначен G28.
Калибровка крайне желательная в таких ситуациях:
При откручивании маховика от КВ калибровка неизбежная, даже несмотря на то, что кронштейн сенсора не откручивали, не говоря уже когда он снимался.
У некоторых автомобилей процесс калибровки может быть сложным со специнструментами, например, как на изображениях:
Опишем один из вариантов калибровки.
Совмещение отметок на шкиве:
Стопор (фиксатор) помещают в КВ, на место датчика G4 (тут модель с отдельными сенсорами оборотов и КВ), производится фиксация узла. При этом критически важно не подвинуть вал:
Вводят специнструмент VAG3308 в кронштейн ДПКВ и смотрят, располагается ли его торец между выступами маховика:
В нашем примере было обнаружено смещение кронштейна на около 3 мм, из-за этого промах был на пол-зуба. Для калибровки ослабили 2 болта кронштейна ДПКВ, сместили его, чтобы его торец попал между выступами.
Для калибровки необходимо ослабить два болта кронштейна датчика G28, сместить его так, чтобы «клык» попал между делениями маховика и снова завинтить крепление:
Как видим, в описанной ситуации потребуется специнструмент VAG3308 и стопор коленвала VAG3242, без них «на глаз» выставить кронштейн датчика невозможно. Но такая ситуация может быть не у всех моделей автомобилей, информацию о нюансах процедуры не составит труда найти в сети, на спецфорумах. Мы же рассмотрели процедуру для Audi 100 2.6 c датчиком оборотов ДВС G28 (v2.6/2.8).
Надо помнить то, что в паре с ДЧВ двигателя может функционировать отдельный сенсор коленвала G4 как в описанном случае (выше в 4 разделе статьи мы уже писали об этом). Не всегда он есть, но тут он отдельный, сразу за кондиционерным компрессором, то есть важно не перепутать эти приборы.
Датчик давления топлива (ДДТ)
Применяется для передачи в ЭБУ информации о давлении в топливной системе. Д ДТ монтируются на разные типы моторов, работающие как на бензине, так и на дизеле (с Common Rail). Место монтажа — топливная рампа силового агрегата.
Задача ДДТ состоит в поддержании давления на необходимом уровне и обеспечение нормальной работоспособности силового агрегата. При этом обеспечивается нормальная мощность и уровень шума. Иногда в машине ставится два датчика — высокого / низкого давления.
ДДТ имеет простое устройство:
Чем больше толщина мембранной части, тем более высокое давление способен выдержать ДДТ.
Что касается тензорезисторов, они нужны для преобразования механических действий в электрическую команду. В нормальном режиме на выходе формируется напряжение от 0 до 80 мВ.
При превышении этого параметра срабатывает специальный клапан в топливной системе, обеспечивающий нормализацию давления.
Поломка ДДТ проявляет себя следующими признаками:
При появлении любого из указанных симптомов желательно проверить ЭБУ на наличие ошибок.
К причинам поломки ДДТ стоит отнести:
Для проверки старых датчиков достаточно было пережать на некоторое время «обратку» подачи горючего на холодном моторе. Если мотор перестает троить, значит, проблем в ДДТ.
На новых устройствах нужно измерить напряжение, которое должно быт около 5 В.
Также стоит проверить напряжение между «минусом» фишки (черный провод) и «плюсом» АКБ (красный провод). Если напряжение около 12 В, значит, ДДТ исправен. При проверке манометром давление должно быть на уровне около 2,5-3 атм.
https://youtube.com/watch?v=tDOCAy5MK3w%3Ffeature%3Doembed
Датчик детонации (ДД)
В задачу устройства входит выявление в силовом агрегате стуков из-за сильной детонации. Как правило, ДД монтируется в блоке мотора между 2-м и 3-м цилиндрами.
Сегодня на автомобилях применяется два типа таких устройств. Они бывают широкополосного и резонансного типа.
Первые контролируют и выявляют волны в диапазоне 6-15 кГц, а вторые — реагируют на звуковую частоту.
Отметим, что резонансные ДД почти не применяются, и их можно встретить на старых авто.
Полученные сведения собираются и передаются на ЭБУ машины. При выявлении детонации происходит смещение угла зажигания для удаления негативных последствий.
Неисправность ДД можно выявить по следующим признакам:
К причинам поломки ДД стоит отнести:
Для проверки датчика можно использовать разные способы. Наиболее распространенный — измерение напряжения на выводах, которое при воздействии на устройство должно достигать 20-30 мВ.
Можно измерить сопротивление, которое в спокойном состоянии около 500 кОм, а при постукивании повышается до 1-2 кОм. Более сложные варианты — применение диагностического сканера или осциллографа.
Датчик положения распред вала (ДПРВ)
Работает на основе эффекта Холла. Другое наименование — датчик фаз. Как и ДПКВ, контролирует угол положения распредвала и отправляет собранные данные к ЭБУ.
Последний сравнивает их с углом положения коленвала и после их обработки принимает решение о необходимости открытия топливных форсунок в определенный промежуток времени.
Находится в районе первого цилиндра возле шкива распред вала.
На двигателях старых авто, выпущенных до 2005-го, ДПРВ не ставился, из-за чего горючее в коллектор впуска подавалось в попарно-параллельном режиме. Две форсунки подавали топливную смесь одновременно, что было причиной повышения расхода.
На моторах с ДПРВ предусмотрен впрыск по фазам. Особенность в том, что открывается только одна форсунка, через которую и подается горючее. Местом установки на 8-клапанных моторах является ГБЦ возле 1-го цилиндра.
К признакам поломки ДПРВ относится:
Причин поломки ДПРВ может быть много, поэтому выделим основные:
Для проверки измерьте напряжение между кузовом и сигнальным проводом. Оно должно быть +12 В.
Также проверьте сопротивление. Нормальный показатель — от 500 до 1000 Ом (может быть 1-2 кОм). Также проверьте изоляцию, наличие «массы» и целостность изоляции.
Датчик абсолютного давления воздуха (ДАД)
Конструктивно представляет собой четыре резистора с индивидуальным параметром сопротивления и соединением с помощью так называемого моста.
Все элементы клеятся на диафрагму, которая тянется или сжимается с учетом давления воздуха на трубопроводе впуска.
Назначение устройства состоит в контроле давления на впуске с учетом частоты работы коленвала и текущей нагрузки.
Механические параметры преобразуются в электрические и направляются в ЭБУ. В свою очередь, блок управления принимает решение о времени подачи горючего в камеру сгорания и угле опережения.
При этом место монтажа ДАД является, как правило, впускной тракт. В некоторых моделях расположение может быть иным.
Признаки неисправности ДАД:
К возможным причинам поломки датчика давления воздуха стоит отнести:
Для проверки ДАД измерьте сопротивление между 13-й ножкой ЭБУ и первым контактом датчика. Нормальный параметр около 1-2 Ом.
Также нужно подключиться к 3-му контакту ДАД и 50-й клемме блока. Нормальное напряжение — около 5 В.
Датчики Холла
Как понятно по названию, в основе работы устройства лежит эффект Холла, а его назначение — нормализация работы системы зажигания.
Применение такого оборудования имеет два позитивных момента:
Такие датчики пользуются большим спросом и применяются во многих системах машины — АБС, тормозной, тахометра и других, к примеру то же датчик фаз, про который сказано выше.
Поломка датчика Холла проявляет себя следующим образом:
Датчик Холла является надежным устройством, но иногда он может выдавать неправильные сведения.
Если проверка показала поломку девайса, единственный выход — его замена. При этом найти устройство в авто с карбюратором можно в трамблере.
Основной причиной выхода датчика из строя является накопление грязи, отсутствие контактного соединения или естественный износ.
Нельзя исключать и повреждение проводки в виде обрыва или КЗ. Иногда повреждение происходит из-за перезаряда АКБ.
Для проверки датчика Холла проще всего использовать мультиметр. Напряжение на выводах должно быть от 0,4 до 11 В.
Как вариант, включите зажигание, а после замкните выходы 3 и 2. Если раньше искры не было, а после этого появилась, неисправность именно в датчике.
Датчик оборотов силового агрегата является очень важным элементом, без которого трудно представить взаимодействие всех систем, обеспечивающих исправное функционирование автомобиля.
ЭБУ использует сигналы, поступающие от этого датчика, для того, чтобы установить:
Где находится датчик оборотов
Детектор оборотов, он же индукционный измеритель расположен, как правило, над маркерным (реперным) колесом, зубчики которого выполняют для него роль сигнализатора. Установлен в таких местах:
Маркерные выступы реперного колеса могут предназначаться только для измерения оборотов ДВС (лучший вариант), а также их роль могут выполнять выступы на стартерном узле (Audi, Volvo). У некоторых моделей измеритель оборотов заменяет сенсор Холла, тогда обычно устройство находится вблизи распредвала.
Место сенсора синхронизации неудобное, поэтому он имеет длинный (до 70 см) кабель с разъемом, само устройство крепится на кронштейне. Стандартное его место — около шкива привода генератора.
Датчик скорости (ДС)
Местом расположения датчика скорости является корпус коробки передач, а основная задача — фиксация скорости вращения вала с передачей данных на ЭБУ.
Последний на базе полученных сведений выполняет расчеты и дает команды другим узлам.
Так, на машинах с МКПП собранная информация направляется к спидометру, установленному на «приборке» машины.
В авто с АКПП, кроме определения самой скорости, принимается решение о переключении передачи.
Дополнительно сведения с датчика скорости позволяют измерять расстояние и выводить данные на одометр.
Рассматриваемое устройство передает на ЭБУ сигналы в диапазоне 1-5 Вольт. При этом частота формируется на базе скорости вращения колес. Полученные сведения используются для расчета скорости движения, а количество импульсов позволяет определить пройденный путь.
Датчик скорости — надежный узел, но иногда он выходит из строя, из-за чего ЭБУ не может принять правильное решение в отношении скорости, расстояния и других параметров. Блок управления просто не понимает, стоит машина или движется.
Поломку ДС можно определить по ряду характерных признаков:
К причинам, по которым датчик скорости может выйти из строя, стоит отнести:
Перед тем как принимать решение о ремонте / замене датчика скорости, необходимо убедиться, что он действительно не работает.
Кроме рассмотренных выше признаков, об этом можно судить по появлению ошибки P0500 на бортовом компьютере об отсутствии сигналов на ДСА. Перед началом проверки убедитесь, что в устройстве имеется заземление 12 В на контактах.
При этом выделяется три способа проверки:
Обязательно проверьте привод ДС. Для этого поднимите машину, вывесите любое из передних колес и нащупайте привод датчика. После этого вращайте колесо и убедитесь в его работе.
Специфика датчиков оборотов для электродвигателей
Сенсор оборотов электродвигателя намного сложнее в своих разновидностях, по спецификации и обслуживанию, хотя в основе принцип тот же — фиксация изменения генерируемого чувствительной среды, генерируемого напряжения, электросигнала, тока, и в том числе того же магнитного поля.
Принципы установки также подобные — приборы размещаются близко к реперному колесу, валу.
Измерители вращений для электроавтомобилей напоминают такие же устройства, как и для различных электроустановок, например, промышленных станков (токарных и прочих), верстаков, и даже бытовых приборов (стиральных машин, дрелей).
Функции датчиков оборотов электромоторов также выполняют тахогенераторы:
Схема работы тахометрических генераторов:
Видео по теме
Назначение ДПКВ состоит в обеспечении нормальной работы двигателя путем формирования сигнала с информацией о позиции зубчатого диска на коленвалу. Э БУ принимает данные, после чего дает команду двигателю.
С его помощью принимается решение, в какой из цилиндров направить горючее, и какая свеча должна сработать.
По конструкции ДПКВ имеет много общего с магнитом с тонким проводом.
Неисправность рассматриваемого датчика можно распознать по следующим признакам:
К причинам поломки ДПКВ стоит отнести:
В случае частичной или полной поломки ДПКВ отремонтировать устройство невозможно из-за отсутствия доступа внутрь корпуса. Вот почему единственный выход — замена устройства.
Для принятия решения нужно знать, как определить неисправность ДПКВ, это можно сделать тремя способами:
При проверке обязательно сканируйте ЭБУ с помощью сканера, что позволит вовремя выявить ошибки.
Заключение
Представленные в статье датчики непосредственно или косвенно отвечают за обороты двигателя и нуждаются в периодической проверке. Перед ремонтом, снятием и заменой устройства начните со считывания ошибок с помощью сканера ELM 327.
В этом случае можно быстрей определить, в чем именно проблема и устранить неисправность. При появлении трудностей с поиском расположения или проверки конкретного датчика стоит обратиться к инструкции по эксплуатации.
Не торопитесь менять датчик, если не уверены в его неисправности. Рассмотренные в статье симптомы могут свидетельствовать о многих поломках и требуют внимательной диагностики.
Чаще всего можно использовать обычный мультиметр для измерения напряжения или сопротивления.
https://youtube.com/watch?v=LGVY-HnRfoc%3Ffeature%3Doembed