Содержание
Многие организации нашей страны, использующие в своей работе транспортные средства, могут списывать затраты на горюче-смазочные материалы, снижая налоговую базу.
При этом существуют определённые нормы расхода топлива, существенное превышение которых может вызвать подозрения у налоговой службы.
Данные нормы утверждает Минтранс своим приказом-распоряжением от 14.03.2008 N АМ-23-р (ред. от 20.09.2018) “О введении в действие методических рекомендаций “Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте”
Нормы расхода топлив могут устанавливаться для каждой модели, марки и модификации эксплуатируемых автомобилей и соответствуют определенным условиям работы автомобильных транспортных средств согласно их классификации и назначению. Нормы включают расход топлив, необходимый для осуществления транспортного процесса. Расход топлив на технические, гаражные и прочие внутренние хозяйственные нужды, не связанные непосредственно с технологическим процессом перевозок пассажиров и грузов, в состав норм (в таблицы) не включен и устанавливается отдельно.
- Расчет расхода топлива по базовой норме Минтранс
- Калькулятор
- Таблица нормы расхода топлива из приказа Минтранс
- Общая таблица по всем автомобилям до 2008 года
- Общая таблица по всем автомобилям с 2008 года
- Актуально
- МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ “НОРМЫ РАСХОДА ТОПЛИВ И СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ”
- Нормы расхода топлив для автомобилей (в ред. Распоряжения Минтранса РФ от 14. 2015 N НА-80-р)
- Легковые автомобили
- Легковые автомобили отечественные и стран СНГ <*>
- Автобусы отечественные и стран СНГ
- Грузовые бортовые автомобили отечественные и стран СНГ
- Тягачи отечественные и стран СНГ
- Самосвалы отечественные и стран СНГ
- Фургоны отечественные и стран СНГ
- Автовышки телескопические
- Автомобили пожарные отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года (в ред. Распоряжения Минтранса РФ от 14. 2015 N НА-80-р)
- III. Нормы расхода смазочных материалов (в ред. Распоряжения Минтранса РФ от 14. 2015 N НА-80-р)
- Дополнительно про Kia
Расчет расхода топлива по базовой норме Минтранс
Чтобы установить лимиты на бензин по рекомендациям Минтранса, возьмите базовую норму из таблиц в пункте 7 Методических указаний (утв. распоряжением Минтранса № АМ-23-р). Проверьте, есть ли в пунктах 5 и 6 поправочные коэффициенты для вашего автомобиля. Затем рассчитайте норму по этой формуле:
Расход топлива = (Норматив на 100 км) х (1 + 0.01 х Сумма поправочных коэффициентов)
Калькулятор
Базовый норматив на 100 км:
Данный показатель можно найти в таблице ниже или в техпаспорте вашего автомобиля
В зависимости от условий эксплуатации к норме могут применяться различные коэффициенты
Таблица нормы расхода топлива из приказа Минтранс
Быстрый поиск по бренду:
Общая таблица по всем автомобилям до 2008 года
Условные обозначения: Б – бензин; Д – дизтопливо; СНГ – сжиженный нефтяной газ; СПГ – сжатый природный газ.
Общая таблица по всем автомобилям с 2008 года
В зависимости от условий эксплуатации к базовым нормам расхода топлива могут применяться определённые коэффициенты:
Норма расхода может повысится:
Норма расхода может снизиться:
Как точно узнать нужный коэффициэнт? Нужно посмотреть в распоряжении Минтранса, пункт №5 ссылка на консультант плюс
Актуально
(в ред. Распоряжений Минтранса РФ от 14.05.2014 N НА-50-р, от 14.07.2015 N НА-80-р, от 06.04.2018 N НА-51-р, от 20.09.2018 N ИА-159-р, от 30.09.2021 N ВД-196-р)
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 “Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342) и в целях реализации приказа Министерства транспорта от 24.06.2003 г. N 153 “Об утверждении Инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте” (зарегистрирован Минюстом России 24 июля 2003 г., регистрационный N 4916):
Ввести в действие методические рекомендации “Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте”.
Заместитель Министра А. С. МИШАРИН
Приложение к Распоряжению Минтранса РФ от 14 марта 2008 г. N АМ-23-р
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ “НОРМЫ РАСХОДА ТОПЛИВ И СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ”
Методические рекомендации “Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте” (далее – нормы расхода топлив) предназначены для автотранспортных предприятий, организаций, занятых в системе управления и контроля, предпринимателей и др., независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории Российской Федерации.
В настоящих методических рекомендациях под топливом понимаются жидкие и газообразные топлива (бензин, дизтопливо, сжатый, компримированный и сжиженный газ), используемые в качестве моторного топлива в двигателях внутреннего сгорания, а также электроэнергия, используемая при эксплуатации автомобилей с тяговым электроприводом. (в ред. Распоряжения Минтранса РФ от 30.09.2021 N ВД-196-р)
В данном документе приведены значения базовых, транспортных и эксплуатационных (с учетом надбавок) норм расхода топлив для автомобильного подвижного состава, норм расхода топлива на работу специальных автомобилей, порядок применения норм, формулы и методы расчета нормативного расхода топлив при эксплуатации, справочные нормативные данные по расходу смазочных материалов и специальных жидкостей, значения зимних надбавок и др. (в ред. Распоряжения Минтранса РФ от 14.07.2015 N НА-80-р)
Норма расхода топлив и смазочных материалов применительно к автомобильному транспорту подразумевает установленное значение меры его потребления при работе автомобиля конкретной модели, марки или модификации.
Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для расчетов нормативного значения расхода топлив по месту потребления, для ведения статистической и оперативной отчетности, определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ, планирования потребности предприятий в обеспечении нефтепродуктами, электроэнергией, для расчетов по налогообложению предприятий, осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов, электроэнергии, проведения расчетов с пользователями транспортными средствами, водителями и т.д. (в ред. Распоряжения Минтранса РФ от 30.09.2021 N ВД-196-р)
При нормировании расхода топлив различают базовое значение расхода топлив, которое определяется для каждой модели, марки или модификации автомобиля в качестве общепринятой нормы, и расчетное нормативное значение расхода топлив, учитывающее выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля.
Нормы расхода топлив для автомобилей (в ред. Распоряжения Минтранса РФ от 14. 2015 N НА-80-р)
Для автомобилей установлены следующие виды норм: (в ред. Распоряжения Минтранса РФ от 14.07.2015 N НА-80-р)
– базовая норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега автотранспортного средства (АТС) в снаряженном состоянии;
– базовая норма в киловатт-часах на 100 км (кВт*ч/100 км) пробега АТС с тяговым электроприводом в снаряженном состоянии; (в ред. Распоряжения Минтранса РФ от 30.09.2021 N ВД-196-р)
– транспортная норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега при проведении транспортной работы:
– автобуса, где учитывается снаряженная масса и нормируемая по назначению автобуса номинальная загрузка пассажиров;
– самосвала, где учитывается снаряженная масса и нормируемая загрузка самосвала (с коэффициентом 0,5);
– транспортная норма в литрах на 100 тонно-километров (л/100 ткм) при проведении транспортной работы грузового автомобиля учитывает дополнительный к базовой норме расход топлива при движении автомобиля с грузом, автопоезда с прицепом или полуприцепом без груза и с грузом или с использованием установленных ранее коэффициентов на каждую тонну перевозимого груза, массы прицепа или полуприцепа – до 1,3 л/100 км и до 2,0 л/100 км для автомобилей, соответственно, с дизельными и бензиновыми двигателями, – или с использованием точных расчетов, выполняемых по специальной программе-методике непосредственно для каждой конкретной марки, модификации и типа АТС.
Базовая норма расхода топлив зависит от конструкции автомобиля, его агрегатов и систем, категории, типа и назначения автомобильного подвижного состава (легковые, автобусы, грузовые и т.д.), от вида используемых топлив, учитывает массу автомобиля в снаряженном состоянии, типизированный маршрут и режим движения в условиях эксплуатации в пределах “Правил дорожного движения”.
Транспортная норма (норма на транспортную работу) включает в себя базовую норму и зависит или от грузоподъемности, или от нормируемой загрузки пассажиров, или от конкретной массы перевозимого груза.
Эксплуатационная норма устанавливается по месту эксплуатации АТС на основе базовой или транспортной нормы с использованием поправочных коэффициентов (надбавок), учитывающих местные условия эксплуатации, по формулам, приведенным в данном документе.
Нормы расхода топлив на 100 км пробега автомобиля установлены в следующих измерениях:
– для бензиновых и дизельных автомобилей – в литрах бензина или дизтоплива;
– для автомобилей, приводимых в движение тяговым электроприводом – в киловатт-часах; (в ред. Распоряжения Минтранса РФ от 30.09.2021 N ВД-196-р)
– для автомобилей, работающих на сжиженном углеводородном газе (СУГ) – в литрах СНГ из расчета 1 л бензина соответствует “1,32 л СНГ, не более” (рекомендуемая норма в пределах 1,22+-0,10 л СНГ к 1 л бензина, в зависимости от свойств пропан-бутановой смеси); (в ред. Распоряжения Минтранса РФ от 14.07.2015 N НА-80-р)
– для автомобилей, работающих на компримированном природном газе (КПГ) – в нормальных метрах кубических СПГ, из расчета 1 л бензина соответствует 1+-0,1 куб. м СПГ (в зависимости от свойств природного газа); (в ред. Распоряжения Минтранса РФ от 14.07.2015 N НА-80-р)
– для газодизельных автомобилей норма расхода сжатого природного газа указана в куб. м с одновременным указанием нормы расхода дизтоплива в литрах, их соотношение определяется производителем техники (или в инструкции по эксплуатации).
В абзаце пятнадцатом пункта 4 слова “сжиженный нефтяной газ (СНГ)”, “сжатый (компримированный) природный газ (СПГ)” заменены словами “сжиженный углеводородный газ (СУГ)” и “компримированный природный газ (КПГ)” в соответствующем падеже соответственно (подпункт 3 пункта 3 Распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)
Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов, влияющих на расход топлив АТС (за исключением автомобилей с тяговым электроприводом) производится при помощи поправочных коэффициентов (надбавок), регламентированных в пунктах 5 и 6 настоящих методических рекомендаций в виде процентов повышения или снижения исходного значения нормы (их значения устанавливаются по решению юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего эксплуатацию АТС). (в ред. Распоряжений Минтранса РФ от 14.07.2015 N НА-80-р, от 30.09.2021 N ВД-196-р)
Для автомобилей с тяговым электроприводом, дорожно-транспортные, климатические и другие эксплуатационные факторы, влияющие на расход электроэнергии, определяются решением юридического лица или индивидуального предпринимателя и учитываются в виде процентов повышения исходного значения нормы (суммарной относительной надбавки), но не более 100%. (в ред. Распоряжения Минтранса РФ от 30.09.2021 N ВД-196-р)
Нормы расхода топлив повышаются при следующих условиях.
Работа автотранспорта в зимнее время года в зависимости от климатических районов страны – от 5% до 20% (включительно – и далее по тексту для всех верхних предельных значений коэффициентов). Порядок применения, значения и сроки действия зимних надбавок представлены в Приложении N 2.
Работа автотранспорта на дорогах общего пользования (I, II и III категорий) в горной местности, включая города, поселки и пригородные зоны, при высоте над уровнем моря:
от 300 до 800 м – до 5% (нижнегорье);
от 801 до 2000 м – до 10% (среднегорье);
от 2001 до 3000 м – до 15% (высокогорье);
свыше 3000 м – до 20% (высокогорье).
Работа автотранспорта на дорогах общего пользования I, II и III категорий со сложным планом (вне пределов городов и пригородных зон), где в среднем на 1 км пути имеется более пяти закруглений (поворотов) радиусом менее 40 м (или из расчета на 100 км пути – около 500) – до 10%, на дорогах общего пользования 1V и V категорий – до 30%.
При работе автотранспорта в населенных пунктах с численностью населения: (в ред. Распоряжения Минтранса РФ от 14.07.2015 N НА-80-р)
свыше 5 млн. человек – до 35%; (в ред. Распоряжения Минтранса РФ от 14.07.2015 N НА-80-р)
от 1 до 5 млн. человек – до 25%; (в ред. Распоряжения Минтранса РФ от 14.07.2015 N НА-80-р)
от 250 тыс. до 1 млн. человек – до 15%; (в ред. Распоряжения Минтранса РФ от 14.07.2015 N НА-80-р)
от 100 до 250 тыс. человек – до 10%; (в ред. Распоряжения Минтранса РФ от 14.07.2015 N НА-80-р)
до 100 тыс. человек (при наличии регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения) – до 5%. (в ред. Распоряжения Минтранса РФ от 14.07.2015 N НА-80-р)
Работа автотранспорта, требующая частых технологических остановок, связанных с погрузкой и выгрузкой, посадкой и высадкой пассажиров, в том числе маршрутные таксомоторы-автобусы, грузо-пассажирские и грузовые автомобили малого класса, автомобили типа пикап, универсал и т.п., включая перевозки продуктов и мелких грузов, обслуживание почтовых ящиков, инкассацию денег, обслуживание пенсионеров, инвалидов, больных и т.п. (при наличии в среднем более чем одной остановки на 1 км пробега; при этом остановки у светофоров, перекрестков и переездов не учитываются) – до 10%.
При движении автомобилей с пониженной средней скоростью движения (при перевозке нестандартных, крупногабаритных, тяжеловесных, опасных грузов, грузов в стекле и иных подобных грузов, при движении в колоннах при сопровождении АТС автомобилями прикрытия) в диапазоне 20 – 40 км/ч – до 15%, то же со средней скоростью ниже 20 км/ч – до 35%. (в ред. Распоряжения Минтранса РФ от 14.07.2015 N НА-80-р)
При обкатке новых автомобилей и вышедших из капитального ремонта, (пробег определяется производителем техники) – до 10%.
При централизованном перегоне автомобилей своим ходом в одиночном состоянии или колонной – до 10%; при перегоне – буксировке автомобилей в спаренном состоянии – до 15%, при перегоне – буксировке в строенном состоянии – до 20%.
Для автомобилей, находящихся в эксплуатации более пяти лет или с общим пробегом более 100 тыс. км – до 5%; более восьми лет или с общим пробегом более 150 тыс. км – до 10%. (в ред. Распоряжения Минтранса РФ от 14.07.2015 N НА-80-р)
При работе грузовых автомобилей, фургонов, грузовых таксомоторов и т.п. без учета транспортной работы – до 10%. (в ред. Распоряжения Минтранса РФ от 14.07.2015 N НА-80-р)
При работе автомобилей в качестве технологического транспорта, включая работу внутри предприятия, – до 20% (в ред. Распоряжения Минтранса РФ от 14.07.2015 N НА-80-р)
При работе специальных автомобилей (патрульных, киносъемочных, пожарных, автомобилей скорой помощи, автомобилей фотовидеофиксации, ремонтных, автовышек, автопогрузчиков и т.д.), выполняющих транспортный процесс при маневрировании, на пониженных скоростях, при частых остановках, движении задним ходом и т.п. – до 20%. (в ред. Распоряжения Минтранса РФ от 14.07.2015 N НА-80-р)
При работе в карьерах (кроме специальных карьерных АТС), при движении по полю, при вывозке леса и т.п. на горизонтальных участках дорог IV и V категорий: для АТС в снаряженном состоянии без груза – до 20%, для АТС с полной или частичной загрузкой автомобиля – до 40%. (в ред. Распоряжения Минтранса РФ от 14.07.2015 N НА-80-р)
При работе в чрезвычайных климатических и тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы, снежных или песчаных заносов, при сильном снегопаде и гололедице, наводнениях, лесных пожаров и других стихийных бедствиях для дорог I, II и III категорий – до 35%, для дорог IV и V категорий – до 50%. (в ред. Распоряжения Минтранса РФ от 14.07.2015 N НА-80-р)
При учебной езде на дорогах общего пользования – до 20%; при учебной езде на специально отведенных учебных площадках, при маневрировании на пониженных скоростях, при частых остановках и движении задним ходом – до 40%.
При использовании установки “климат-контроль” (независимо от времени года) при движении автомобиля – до 7%. (в ред. Распоряжения Минтранса РФ от 14.07.2015 N НА-80-р)
При использовании кондиционера при движении автомобиля – до 7% (применение данного коэффициента совместно с зимней надбавкой в зависимости от климатических районов не допускается). (в ред. Распоряжения Минтранса РФ от 14.07.2015 N НА-80-р)
Нормы расхода топлива для функционирования дополнительного оборудования рефрижераторов, автобусов, специальных и специализированных транспортных средств определяются научными организациями, занимающимися разработкой подобных норм, заводами-изготовителями дополнительного оборудования или АТС (нормируются в л/час) (в ред. Распоряжения Минтранса РФ от 14.07.2015 N НА-80-р)
При использовании кондиционера на стоянке нормативный расход топлива устанавливается из расчета за один час простоя с работающим двигателем, то же на стоянке при использовании установки “климат-контроль” (независимо от времени года) за один час простоя с работающим двигателем – до 10% от базовой нормы.
При простоях автомобилей под погрузкой или разгрузкой в пунктах, где по условиям безопасности или другим действующим правилам запрещается выключать двигатель (нефтебазы, специальные склады, наличие груза, не допускающего охлаждения кузова, банки и другие объекты), а также в других случаях вынужденного простоя автомобиля с включенным двигателем – до 10% от базовой нормы за один час простоя.
В зимнее или холодное (при среднесуточной температуре ниже +5 С) время года на стоянках при необходимости пуска и прогрева автомобилей и автобусов (если нет независимых отопителей), а также на стоянках в ожидании пассажиров (в том числе для медицинских АТС и при перевозках детей), устанавливается нормативный расход топлива из расчета за один час стоянки (простоя) с работающим двигателем – до 10% от базовой нормы.
Допускается на основании решения юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего эксплуатацию АТС: (в ред. Распоряжения Минтранса РФ от 14.07.2015 N НА-80-р)
– на внутригаражные разъезды и технические надобности автотранспортных предприятий (технические осмотры, регулировочные работы, приработка деталей двигателей и других агрегатов автомобилей после ремонта и т.п.) увеличивать нормативный расход топлива до 1% от общего количества, потребляемого данным предприятием (с обоснованием и учетом фактического количества единиц АТС, используемых на этих работах);
– для марок и модификаций автомобилей, не имеющих существенных конструктивных изменений по сравнению с базовой моделью (с одинаковыми техническими характеристиками двигателя, коробки передач, главной передачи, шин, колесной формулы, кузова) и не отличающихся от базовой модели собственной массой, устанавливать базовую норму расхода топлив в тех же размерах, что и для базовой модели;
– для марок и модификаций автомобилей, не имеющих перечисленных выше конструктивных изменений, но отличающихся от базовой модели только собственной массой (при установке фургонов, кунгов, тентов, дополнительного оборудования, бронировании и т.д.), нормы расхода топлив могут определяться:
на каждую тонну увеличения (уменьшения) собственной массы автомобиля с увеличением (уменьшением) из расчета до 2 л/100 км для автомобилей с бензиновыми двигателями, из расчета до 1,3 л/100 км – с дизельными двигателями, из расчета до 2,64 л/100 км для автомобилей, работающих на сжиженном газе, из расчета до 2 куб. м/100 км для автомобилей, работающих на сжатом природном газе; при газодизельном процессе двигателя ориентировочно до 1,2 куб. м природного газа и до 0,25 л/100 км дизельного топлива, из расчета на каждую тонну изменения собственной массы автомобиля.
В абзаце тридцать третьем пункта 5 слова “сжиженный нефтяной газ (СНГ)”, “сжатый (компримированный) природный газ (СПГ)” заменены словами “сжиженный углеводородный газ (СУГ)” и “компримированный природный газ (КПГ)” в соответствующем падеже соответственно (подпункт 10 пункта 4 Распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)
Норма расхода топлив может снижаться.
При работе на дорогах общего пользования I, II и III категорий за пределами пригородной зоны на равнинной слабохолмистой местности (высота над уровнем моря до 300 м) – до 15%.
В том случае, когда автотранспорт эксплуатируется в пригородной зоне вне границы города, поправочные (городские) коэффициенты не применяются.
При необходимости применения одновременно нескольких надбавок норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок.
В дополнение к нормированному расходу газа допускается расходование бензина или дизтоплива для газобаллонных автомобилей в следующих случаях:
– для заезда в ремонтную зону и выезда из нее после проведения технических воздействий – до 5 л жидкого топлива на один газобаллонный автомобиль;
– для запуска и работы двигателя газобаллонного автомобиля – до 20 л жидкого топлива в месяц на один автомобиль в летний и весенне-осенний сезоны, в зимнее время дополнительно учитываются зимние надбавки согласно Приложению N 2;
– на маршрутах, протяженность которых превышает запас хода одной заправки газа, – до 25% от общего расхода топлива на указанных маршрутах.
Во всех указанных случаях нормирование расхода жидкого топлива для газобаллонных автомобилей осуществляется в тех же размерах, что и для соответствующих базовых автомобилей.
Применительно к конкретным условиям эксплуатации АТС допускается использование скорректированных значений поправочных коэффициентов (надбавок) к базовым нормам расхода топлив, утвержденных настоящими методическими рекомендациями, или дополнительных коэффициентов (надбавок) к базовым нормам расхода топлив при соответствующим обосновании. (в ред. Распоряжений Минтранса РФ от 14.07.2015 N НА-80-р, от 30.09.2021 N ВД-196-р)
На период действия данного документа для моделей, марок и модификаций автомобильной техники, поступающей в автопарк страны, на которую Минтрансом России не утверждены нормы расхода топлив (отсутствующие в данном документе), по решению юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего эксплуатацию АТС, в отношении данных АТС могут вводиться базовые нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике. (в ред. Распоряжений Минтранса РФ от 14.07.2015 N НА-80-р, от 30.09.2021 N ВД-196-р)
Легковые автомобили
Для легковых автомобилей нормативное значение расхода топлив рассчитывается по формуле:
– базовая норма расхода топлив на пробег автомобиля, л/100 км (кВт*ч/100 км); (в ред. Распоряжения Минтранса РФ от 30.09.2021 N ВД-196-р)
S – пробег автомобиля, км;
D – поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.
Базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля определяется одним из следующих способов: (в ред. Распоряжения Минтранса РФ от 20.09.2018 N ИА-159-р)
по данным, представленным в подпунктах 7.1, 7.1.1, 7.2, 7.2.1 и 7.3 настоящих методических рекомендаций; (в ред. Распоряжений Минтранса РФ от 20.09.2018 N ИА-159-р, от 30.09.2021 N ВД-196-р)
по данным расхода топлива, представленного заводом-изготовителем легкового автомобиля (за исключением автомобиля с тяговым электроприводом) и полученного в соответствии с процедурой испытаний, описанной в приложении 6 к Правилу Организации Объединенных Наций N 101 “Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения легковых автомобилей, приводимых в движение только двигателем внутреннего сгорания либо приводимых в движение гибридным электроприводом, в отношении измерения объема выбросов двуокиси углерода и расхода топлива и/или измерения расхода электроэнергии и запаса хода на электротяге, а также транспортных средств категорий
:(в ред. Распоряжений Минтранса РФ от 20.09.2018 N ИА-159-р, от 30.09.2021 N ВД-196-р)
где (в ред. Распоряжения Минтранса РФ от 20.09.2018 N ИА-159-р)
для расчета базовой нормы расхода топлив по данным завода-изготовителя, полученным в соответствии с процедурой испытаний, описанной в приложении 6 к Правилу ООН N 101
Легковые автомобили отечественные и стран СНГ <*>
Для автобусов нормативное значение расхода топлива рассчитывается по формуле:
где Qн – нормативный расход топлив, л;
Hs – транспортная норма расхода топлив на пробег автобуса, л/100 км (с учетом нормируемой по классу и назначению автобуса загрузкой пассажиров);
S – пробег автобуса, км;
Нот – норма расхода топлив при использовании штатных независимых отопителей на работу отопителя (отопителей), л/ч;
T – время работы автомобиля с включенным отопителем, ч;
Автобусы отечественные и стран СНГ
Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов нормативное значение расхода топлив рассчитывается по формуле:
S – пробег автомобиля или автопоезда, км;
Hsan – норма расхода топлив на пробег автомобиля или автопоезда в снаряженном состоянии без груза;
где Hs – базовая норма расхода топлив на пробег автомобиля (тягача) в снаряженном состоянии, л/100 км (Hsan = Hs, л/100 км, для одиночного автомобиля, тягача);
Hg – норма расхода топлив на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 т км;
Gnр – собственная масса прицепа или полуприцепа, т;
Hw – норма расхода топлив на транспортную работу, л/100 т км;
W – объем транспортной работы, т км: W = Gгр Sгр (где Gгр – масса груза, т;
Sгр – пробег с грузом, км);
Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов, выполняющих работу, учитываемую в тонно-километрах, дополнительно к базовой норме, норма расхода топлив увеличивается (из расчета в литрах на каждую тонну груза на 100 км пробега) в зависимости от вида используемых топлив: для бензина – до 2 л; дизельного топлива – до 1,3 л; сжиженного углеводородного газа (СУГ) – до 2,64 л; сжатого природного газа (спг) – до 2 куб. м; при газодизельном питании ориентировочно – до 1,2 куб. м природного газа и до 0,25 л дизельного топлива. (в ред. Распоряжения Минтранса РФ от 14.07.2015 N НА-80-р)
В абзаце тринадцатом пункта 9 слова “сжатый (компримированный) природный газ (СПГ)” заменены словами “компримированный природный газ (КПГ)” в соответствующем падеже (подпункт 1 пункта 9 Распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)
При работе грузовых бортовых автомобилей, тягачей с прицепами и седельных тягачей с полуприцепами, норма расхода топлив (л/100 км) на пробег автопоезда увеличивается (из расчета в литрах на каждую тонну собственной массы прицепов и полуприцепов) в зависимости от вида топлив: бензина – до 2 л; дизельного топлива – до 1,3 л; сжиженного газа – до 2,64 л; природного газа – до 2 куб. м; при газодизельном питании двигателя ориентировочно до 1,2 куб. м – природного газа и до 0, 25 л – дизельного топлива.
В абзаце четырнадцатом пункта 9 слова “сжиженный нефтяной газ (СНГ)”, “сжатый (компримированный) природный газ (СПГ)” заменены словами “сжиженный углеводородный газ (СУГ)” и “компримированный природный газ (КПГ)” в соответствующем падеже соответственно (подпункт 1 пункта 9 Распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)
Грузовые бортовые автомобили отечественные и стран СНГ
Для седельных тягачей нормативное значение расхода топлив рассчитывается аналогично грузовым бортовым автомобилям и автопоездам с прицепами и полуприцепами по формуле
.
Тягачи отечественные и стран СНГ
Для автомобилей-самосвалов и самосвальных автопоездов нормативное значение расхода топлив рассчитывается по формуле:
S – пробег автомобиля-самосвала или автопоезда, км;
Hsanc – норма расхода топлив автомобиля-самосвала или самосвального автопоезда:
где Hs – транспортная норма с учетом транспортной работы (с коэффициентом загрузки 0,5), л/100 км;
Hw – норма расхода топлив на транспортную работу автомобиля-самосвала (если при расчете Нs не учтен коэффициент 0,5) и на дополнительную массу самосвального прицепа или полуприцепа, л/100 т х км;
Gпр – собственная масса самосвального прицепа, полуприцепа, т;
q – грузоподъемность прицепа, полуприцепа (0,5q – с коэффициентом загрузки 0,5), т;
Hz – дополнительная норма расхода топлив на каждую ездку с грузом автомобиля- самосвала, автопоезда, л;
Z – количество ездок с грузом за смену;
При работе автомобилей-самосвалов с самосвальными прицепами, полуприцепами (если для автомобиля рассчитывается базовая норма, как для седельного тягача) норма расхода топлив увеличивается на каждую тонну собственной массы прицепа, полуприцепа и половину его номинальной грузоподъемности (коэффициент загрузки – 0,5): бензина – до 2 л; дизельного топлива – до 1,3 л; сжиженного газа – до 2,64 л; природного газа – до 2 куб. м.
В абзаце четырнадцатом пункта 11 слова “сжиженный нефтяной газ (СНГ)”, “сжатый (компримированный) природный газ (СПГ)” заменены словами “сжиженный углеводородный газ (СУГ)” и “компримированный природный газ (КПГ)” в соответствующем падеже соответственно (подпункт 1 пункта 11 Распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)
Для автомобилей-самосвалов и автопоездов дополнительно устанавливается норма расхода топлив (Hz) на каждую ездку с грузом при маневрировании в местах погрузки и разгрузки:
– до 0,25 л жидкого топлива (до 0,33 л сжиженного нефтяного газа, до 0,25 куб. м природного газа) на единицу самосвального подвижного состава;
В абзаце шестнадцатом пункта 11 слова “сжиженный нефтяной газ (СНГ)”, “сжатый (компримированный) природный газ (СПГ)” заменены словами “сжиженный углеводородный газ (СУГ)” и “компримированный природный газ (КПГ)” в соответствующем падеже соответственно (подпункт 1 пункта 11 Распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)
– до 0,2 куб. м природного газа и 0,1 л дизельного топлива ориентировочно при газодизельном питании двигателя.
Для большегрузных автомобилей-самосвалов типа “БелАЗ” дополнительная норма расхода дизельного топлива на каждую ездку с грузом устанавливается в размере до 1 л.
В случаях работы автомобилей-самосвалов с коэффициентом полезной загрузки выше 0,5 допускается нормировать расход топлив так же, как и для бортовых автомобилей по формуле
.
Самосвалы отечественные и стран СНГ
Для автомобилей-фургонов нормативное значение расхода топлив определяется аналогично бортовым грузовым автомобилям по формуле
.
Для фургонов, работающих без учета массы перевозимого груза, нормируемое значение расхода топлив определяется с учетом повышающего поправочного коэффициента – до 10% к базовой норме.
Фургоны отечественные и стран СНГ
Специальные и специализированные автомобили с установленным на них оборудованием подразделяются на две группы:
– автомобили, выполняющие работы в период стоянки (пожарные автокраны, автоцистерны, компрессорные, бурильные установки и т.п.);
– автомобили, выполняющие ремонтные, строительные и другие работы в процессе передвижения (автовышки, кабелеукладчики, бетоносмесители и т.п.).
Нормативный расход топлив (л) для спецавтомобилей, выполняющих основную работу в период стоянки, определяется следующим образом:
где Hsс – норма расхода топлив на пробег, л/100 км (в случаях, когда спецавтомобиль предназначен также и для перевозки груза, индивидуальная норма рассчитывается с учетом выполнения транспортной работы:
где Hw – норма расхода топлив на транспортную работу, л/100 т км;
W – объем транспортной работы, т х км);
S – пробег спецавтомобиля к месту работы и обратно, км;
Нт – норма расхода топлив на работу специального оборудования (л/ч) или литры на выполняемую операцию (заполнение цистерны и т.п.);
T – время работы оборудования (ч) или количество выполненных операций;
D – суммарная относительная надбавка или снижение к норме, в процентах (при работе оборудования применяются только надбавки на работу в зимнее время и в горной местности).
Нормативный расход топлив (л) для спецавтомобилей, выполняющих основную работу в процессе передвижения, определяется следующим образом:
где Hsс – индивидуальная норма расхода топлив на пробег спецавтомобиля, л/100 км;
S’ – пробег спецавтомобиля к месту работы и обратно, км;
Hs” – норма расхода топлив на пробег при выполнении специальной работы во время передвижения, л/100 км;
S” – пробег автомобиля при выполнении специальной работы при передвижении, км;
D – суммарная относительная надбавка или снижение к норме, % (при работе оборудования применяют только надбавки за работу в зимнее время и в горной местности).
Для автомобилей, на которых установлено специальное оборудование, нормы расхода топлив на пробег (на передвижение) устанавливаются исходя из норм расхода топлив, разработанных для базовых моделей автомобилей с учетом изменения массы спецавтомобиля.
Нормы расхода топлив для спецавтомобилей, выполняющих работы жилищно-коммунального хозяйства, определяются по нормам Управления жилищно-коммунальной сферы Госстроя России (Академия коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова).
Автовышки телескопические
Учет расхода топлив в этом случае производится по показанию спидометра и норме расхода жидкого топлива на 100 км пробега.
Автомобили пожарные отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года (в ред. Распоряжения Минтранса РФ от 14. 2015 N НА-80-р)
Приложение N 1
III. Нормы расхода смазочных материалов (в ред. Распоряжения Минтранса РФ от 14. 2015 N НА-80-р)
Нормы расхода смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для оперативного учета, расчета удельных норм расхода масел и смазок при обосновании потребности в них для предприятий, эксплуатирующих автотранспортную технику.
Нормы эксплуатационного расхода смазочных материалов (с учетом замены и текущих дозаправок) установлены из расчета на 100 л от общего расхода топлива, рассчитанного по нормам для данного автомобиля. Нормы расхода масел установлены в литрах на 100 л расхода топлива, нормы расхода смазок – в килограммах на 100 л расхода топлива.
Нормы расхода масел увеличиваются до 20% для автомобилей после капитального ремонта и находящихся в эксплуатации более пяти лет.
Расход смазочных материалов при капитальном ремонте агрегатов автомобилей устанавливается в количестве, равном одной заправочной емкости системы смазки данного агрегата.
Расход тормозных, охлаждающих и других рабочих жидкостей определяется в количестве и объеме заправок и дозаправок на один автомобиль в соответствии с рекомендациями заводов-изготовителей, инструкциями по эксплуатации и т.п.
Значения норм расхода смазочных материалов для АТС рекомендуется устанавливать на основании химмотологической карты смазки автомобиля или по рекомендациям завода-изготовителя. При отсутствии данных из вышеперечисленных источников рекомендуется устанавливать значения норм расхода смазочных материалов, приведенных в приложении N 1 (в ред. Распоряжения Минтранса РФ от 14.07.2015 N НА-80-р)
Индивидуальные эксплуатационные нормы расхода масел (в литрах) и смазок (в кг) на 100 л общего расхода топлив автомобилем, не более
AdBlue – реагент, который применяется в качестве добавочной рабочей жидкости в дизельных двигателях стандарта Евро 4 – Евро 6, оснащенных системой SCR (Selective Catalytic Reduction (SCR) – селективный каталитический преобразователь) для обеспечения чистоты выхлопов. S CR система состоит из катализатора, распылителя, дозатора и бака с AdBlue. Принцип действия системы AdBlue заключается в химической реакции аммиака с окисью азота выхлопных газов, в результате которой образуется безвредный азот и водяной пар. Именно благодаря впрыскивания реагента AdBlue достигаются экологические стандарты Евро 4 – Евро 6.
Расход AdBlue в среднем составляет 0,8 – 2,7 литра на 100 км.
Для автомобилей, соответствующих экологическому стандарту Евро 4, расход составляет не более 5%, стандарту Евро 5 – не более 6% и Евро 6 – не более 7% от количества, потребляемого автомобилем топлива (таблица расход реагента Adblue).
Для целей нормирования расхода реагента Adblue рекомендуется применять значение 7% от нормируемого значения эксплуатационного расхода топлива.
Приложение N 2