Содержание
Не нашел темы посвещенной капитальному ремонту двигателей, поэтому решил создать свою. Свой ремонт я бы назвал скорее переборкой двигателя. Расклад следующий: приобрел автомобиль с двигателем G4EE с пробегом 168 тысяч км. от первого владельца (пробег подозреваю что родной, учитывая состояние салона, плюс масса чеков на постгарантийное обслуживание у оф.дилера с указанием пробега). Сразу оговорюсь, двигатель был исправен и не издавал никаких посторонних звуков, стук гидрокомпенсаторов был незначительный и только на холодном моторе. Затеяно все было, чтобы исключить какие-либо проблемы при дальнейшей эксплуатации. Были заменены поршневые кольца, маслосъемные колпачки и шатунные вкладыши. Так же установил новые ремни и ролики.
По разборке каких-либо существенных конструктивных недостатков отмечено не было. Помогла скаченная на форуме книга по ремонту издательства “третий рим”, но в большей степени все делалось интуитивно. Я делал в следующей последовательности: слив антифриза, слив моторного масла, демонтаж механизма ГРМ, отстегивание различных фишек проводки (советую пофоткать как было до, упростит сборку), снятие выпускного колектора, снятие впускного коллектора, демонтаж клапанной крышки, разборка ГБЦ, демонтаж головки, снятие поддона картера, демонтаж поршней.
По состоянию оказалось не все так уж и плохо. Заводской хон, сохранился почти весде. Кулачки распредвала без видимого износа. Однако вся внутрянка была в масляных отложениях. На поршнях был значительный нагар. Все маслосъемные кольца были залегшие.
Проточки в поршнях я чистил обломком компрессионого кольца. Налет такой что никакая раскоксовка не разъест. После чего “замочил” их в горячей воде и чистящем средстве для духовки. Отчистилось надо сказать нормально. Чтобы не перепутать поршни надел на них стяжки / они же пластиковые хомуты, в количестве соответствующему номеру цилиндра
Много нагара было на выпускных клапанах, их так же отмачивали и чистил “шкуркой”
маслосъемные колпачка задубевшие.
После отмывки ГБЦ установил новые маслосъемные колпачки. Делается это очень хорошо подходящей головкой (если не изменяет память на “12”) и удлинителем (четвертьдюймовым).
После чего устанавлиются клапана пружины и все это дело засухаривается. Тут потребуется аккуратность, хороший пинцет, магнит (иногда сухари улетают) и терпение.
Поршневые кольца одел вручную без спец инструмента, а вот устанавливал в блок уже со спец приспособой. Помните про необходимость развода замков колец. Инструкция есть на оригинальной коробке. Да и вообще кольца лучше брать оригинал.
Вся остальная сборка осуществлялась в обратной последовательности, с соблюдением моментов затяжки. Все прокладки были новые. Так же потребуются новые болты крепления ГБЦ. Собирал на трасмисионное масло. Знаю что существуют сборочные пасты, но в магазинах таковых не нашел и делал по старинке.
Номера запасных частей которые использовал я:
В качестве заключения отмечу, что бояться данной процедуры не стоит и можно выполнить одному при наличии гаража. Я делал все впервые. Потребуется более менее нормальный набор инструмента, динамометрические ключи, рассухариватель клапанов. Так же советую купить большой строительный таз для отмывания ГБЦ и несколько балонов карбклинеров. После сборки мотор завелся с первого раза. Ошибка вылезла одна, по датчику кислорода, и то потому что я выбил катализатор. Чуть позже съездию на перепрошивку мозгов на евро-2. Надеюсь, кому-нибудь материал будет полезен.
См. также
Снятие и разборка ГБЦ 1.4 л
: заменять деталь новой после каждого снятия.
: нанести масло.
: нанести герметик.
Для данной операции снятие двигателя с автомобиля не требуется.
– Во избежание повреждения окрашенных поверхностей использовать защитные покрытия. – Во избежание повреждения отсоединять разъемы проводов осторожно, держась рукой за корпус разъема. – Помечать все провода и шланги, чтобы исключить ошибки при повторном подключении. – Повернуть шкив коленчатого вала так, чтобы его канавка совпала с установочной меткой на крышке приводной цепи, чтобы установить поршень первого цилиндра двигателя в положение верхней мертвой точки (ВМТ) такта сжатия.
1. Отсоединить отрицательную клемму аккумуляторной батареи.
2. Снять корпус воздушного фильтра с воздуховодом (см. главу 11 «Система впуска и выпуска»).
3. Снять аккумулятор с его лотком (см. тут и тут).
4. Снять защитный поддон моторного отсека (см. тут).
5. Слить охлаждающую жидкость (см. тут).
6. Отсоединить верхний шланг радиатора (А).
7. Отсоединить вакуумный шланг (А) усилителя тормозов.
8. Отсоединить шланги отопителя (А).
9. Отсоединить шланг электромагнитного продувочного клапана (А).
10. Снять впускной коллектор (см. главу 11 «Система впуска и выпуска»).
11. Снять топливную рампу (см. главу 9 «Система питания»).
12. Снятьвыпускнойколлектор (см. главу 11 «Система впуска и выпуска»).
13. Отсоединить разъем датчика положения распределительного вала (CMP) (A) и снять кронштейны продувочного клапана (В) и навесного оборудования (С).
14. Снять крышку головки блока цилиндров (см. соответствующий раздел выше в данной главе).
15. Снять крышку приводной цепи (см. соответствующий раздел выше в данной главе).
16. Отвернуть болты крепления и снять переходник клапана подачи масла (OCV).
17. Снять цепь привода газораспределительного механизма (см. соответствующий раздел выше в данной главе).
18. Отвернуть болты крепления и снять крышки подшипников распределительных валов в указанной на рисунке последовательности.
19. Снять впускной (А) и выпускной (В) распределительные валы.
20. Снять фазовращатели (см. соответствующий раздел выше в данной главе).
21. Отсоединить перепускной шланг и снять блок контроля температуры (см. главу 7 «Система охлаждения»).
22. Снять водяной патрубок (см. главу 7 «Система охлаждения»).
23. Снять клапан подачи масла на фазовращатель впускного распределительного вала.
24. Снять свечи зажигания (см. главу 12 «Электрооборудование двигателя»).
25. Отвернуть болты головки блока цилиндров, после чего снять головку блока с прокладкой:
При несоблюдении последовательности отворачивания болтов головки блока цилиндров возможна деформация или растрескивание головки блока цилиндров.
Соблюдать осторожность, чтобы не повредить контактные поверхности блока цилиндров и головки блока.
Разборка головки блока цилиндров
При демонтаже необходимо пометить механические регуляторы зазора (MLA), клапаны и клапанные пружины, чтобы при сборке каждую деталь можно было установить в исходное положение.
1. Извлечь механические регуляторы зазора клапанов (А).
Перед снятием толкателей нанести на них метки для последующей установки.
2. Извлечь клапаны:
Повторная установка маслосъемных колпачков клапанов не допускается.
Проверка технического состояния
Головка блока цилиндров
1. Выполнить проверку плоскостности головки блока цилиндров. С помощью прецизионной поверочной линейки и набора щупов проверить поверхность контакта с блоком цилиндров и коллекторами на наличие деформации.
Отклонение от плоскостности поверхности прокладки головки блока цилиндров: – Не более 0,05 мм для всей площади. – Не более 0,02 мм для участка 100 мм × 100 мм.
2. Выполнить проверку на наличие трещин. Проверить камеру сгорания, впускные и выпускные каналы, а также поверхность блока цилиндров на наличие трещин. В случае обнаружения трещин заменить головку блока цилиндров.
Клапан и пружина клапана
1. Проверить техническое состояние штоков и направляющих втулок клапанов.
Внутренний диаметр направляющей втулки клапана: 5,500 ~ 5,512 мм.
Наружный диаметр штока клапана: – Впуск: 5,465 ~ 5,480 мм. – Выпуск: 5,458 ~ 5,470 мм. – Вычесть внешний диаметр стержня клапана из внутреннего диаметра его направляющей.
Зазор между штоком и направляющей втулкой клапана: – Впуск: 0,020 ~ 0,047 мм. – Выпуск: 0,030 ~ 0,054 мм. Если зазор превышает нормативное значение, заменить клапан или головку блока цилиндров.
2. Проверить техническое состояние клапанов:
Высота вертикального пояска головки клапана: – Впускной: 1,1 мм. – Выпускной: 1,26 мм. – Проверить длину клапана.
Длина клапана: – Впуск: 93,15 мм. – Выпуск: 92,60 мм. – Проверить поверхность торца штока клапана на наличие признаков износа. Если торец штока клапана изношен, заменить клапан новым.
3. Осмотреть клапанные седла и направляющие:
4. Проверить техническое состояние пружин клапанов:
1. Установить клапаны:
– Не использовать маслосъемные колпачки повторно. – Неправильная установка маслосъемного колпачка может привести к утечке масла через направляющие втулки клапанов.
Маслосъемные колпачки впускных и выпускных клапанов отличаются друг от друга. Устанавливать маслосъемные колпачки только на свои места.
При установке пружин клапанов часть, покрытая эмалью, должна быть направлена в сторону тарелки пружины клапана.
2. Используя специальные инструменты (09222-3K000, 09222-3K100), сжать пружину клапана и установить сухари. После установки клапана, прежде чем освобождать пружину, проверить правильность установки сухарей.
При установке специальных инструментов применять момент силы не более 12 Н·м.
3. Обстучать торец штока каждого клапана два-три раза деревянным молотком, чтобы обеспечить надлежащую установку клапана и сухарей.
4. Установить толкатели клапанов (механические регуляторы зазоров MLA). Убедиться, что толкатели клапанов свободно проворачиваются рукой.
Все толкатели клапанов должны быть установлены строго на свои места!
Установка головки блока цилиндров
– Тщательно почистить все части, подлежащие сборке. – Всегда использовать новые прокладки для головки блока цилиндров и коллектора. – Головку блока цилиндров следует затягивать только новыми болтами. Головка блока цилиндров крепится болтами по пределу текучести. Если такие болты вывернуть и затем использовать повторно, они могут лопнуть либо не поддерживать надлежащее зажимное усилие. – Прокладка головки блока цилиндров является металлической. Соблюдать осторожность, чтобы не согнуть ее. – Вращая коленчатый вал, установить поршень первого цилиндра в положение верхней мертвой точки (ВМТ).
1. Установить головку блока цилиндров.
– Ширина валика герметика:2,0 ~ 3,0 мм. – Расстояние от края: 1,0 ~ 1,5 мм. – Тип герметика: THREEBOND 1217H или LOCTITE 5900H.
2. Аккуратно установить головку блока цилиндров, чтобы не повредить прокладку.
3. Установить болты головки блока цилиндров с шайбами:
Момент затяжки: 29.4 Н·м + 90° + 90°.
Головку блока цилиндров следует притягивать только новыми болтами. Головка блока цилиндров крепится болтами, необратимо удлиняющимися при затягивании за пределы упругой деформации. Если такие болты вывернуть и затем использовать повторно, они могут лопнуть либо не поддерживать надлежащее зажимное усилие.
4. Установить свечи зажигания.
5. Установить клапан подачи масла (OCV).
6. Установить водяной патрубок (см. главу 7 «Система охлаждения»).
7. Установить блок контроля температуры, подсоединить перепускной шланг (см. главу 7 «Система охлаждения»).
8. Установить фазовращатели.
9. Установить впускной (А) и выпускной (В) распределительные валы (см. соответствующий раздел выше в данной главе).
10. Установить крышки подшипников распределительных валов в указанной на рисунке последовательности.
Момент затяжки: – Болты М6: 11.8 – 13.7 Н·м. – Болты M8: 18.6 – 22.6 Н·м.
11. Установить цепь привода газораспределительного механизма (см. соответствующий раздел выше в данной главе).
12. Установить переходник клапана подачи масла на фазовращатель выпускного распределительного вала (А).
Момент затяжки: 9,8 – 11,8 Н·м.
13. Установить остальные детали в порядке, обратном снятию.
Выполнить следующие процедуры: – Заправить двигатель моторным маслом (см. главу 8 «Система смазки»). – Заправить радиатор и расширительный бачок охлаждающей жидкостью (см. главу 7 «Система охлаждения»). – После установки топливопроводов включить зажигание (не включая стартер), чтобы топливный насос поработал в течение примерно двух секунд для нагнетания давления в топливной системе. Повторить процедуру два или три раза, после чего проверить наличие утечек на всех участках топливной системы. – Поместить рычажок управления отопителем в положение максимального обогрева. – Удалить воздух из системы охлаждения (см. главу 7 «Система охлаждения»). – Запустить двигатель и прогреть на холостых оборотах до рабочей температуры (вентилятор радиатора должен запустить три или четыре раза). – Выключить двигатель и проверить уровень охлаждающей жидкости в радиаторе. По мере надобности долить охлаждающую жидкость. Это позволит воздуху покинуть систему охлаждения. – Плотно затянуть крышку радиатора, после чего снова проверить двигатель на наличие течей. – Очистить выводы аккумуляторной батареи и клеммы проводов наждачной бумагой, подсоединить провода и нанести на контакты смазку для предотвращения коррозии.
Необходимый инструмент: торцовые головки «на 10», «на 13», «на 17».
Моменты затяжки см. тут
Так расположены болты А крепления защиты картера двигателя к нижней поперечине рамки радиатора и болты I крепления защиты картера двигателя к поперечине передней подвески.
3. Установите защиту картера двигателя в порядке, обратном снятию.
Для замены переднего брызговика двигателя выполните следующее.
1. Снимите защиту картера, если защита была установлена (см, выше в данной статье).
Для замены правого бокового брызговика двигателя выполните следующее.
1. Снимите защиту картера, если защита была установлена (см. выше в данной статье),
2. Снимите передний брызговик двигателя (см. выше в данном подразделе).
Снятие крышки головки блока цилиндров, замена прокладки
2. Отвернуть болты крепления и снять центральную крышку головки блока цилиндров (А).
Момент затяжки: 6.9 – 9.8Н·м.
3. Отсоединить разъемы и зажимы электропроводки, после чего снять кронштейны разъемов вокруг крышки головки блока цилиндров.
4. Снять корпус воздушного фильтра (см. тут).
5. Снять катушки зажигания (см. главу 12 «Электрооборудование двигателя»).
6. Отсоединить шланг (А) системы принудительной вентиляции картера (PCV).
7. Отвернуть болты крепления и снять крышку головки блока цилиндров.
1. Установить новую прокладку (А) в крышку головки блока цилиндров (В).
Не использовать прокладку крышки головки блока цилиндров повторно.
2. Затвердевший герметик, расположенный на верхней области между крышкой приводной цепи и головкой блока цилиндров необходимо удалить перед установкой крышки головки блока цилиндров.
3. Нанести герметик MS721-40AA на стыки между крышкой приводной цепи и головкой блока цилиндров, после чего установить крышку в течение пяти минут с момента нанесения герметика.
Ширина валика герметика: 2.0 – 3.0 мм.
4. Установить и затянуть болты крышки головки блока цилиндров за два подхода в указанной на рисунке последовательности:
5. Установить остальные компоненты в порядке, обратном снятию.
2. Снять центральную крышку головки блока цилиндров (А).
Момент затяжки: 4,9~7,8 Н·м.
3. Отсоединить разъем катушек зажигания (А) и шланг сапуна (В).
4. Отсоединить шланг принудительной вентиляции картера (А).
6. Отсоединить разъем и снять клапан подачи масла (OCV).
7. Отвернуть болты крепления крышки головки блока цилиндров в указанной на рисунке последовательности.
8. Снять крышку головки блока цилиндров (А) с прокладками.
1. Установить крышку головки блока цилиндров (А) с новой прокладкой.
Не использовать прокладку крышки головки блока цилиндров повторно после снятия.
2. Затянуть болты крышки головки блока цилиндров (А) в указанной на рисунке последовательности.
Момент затяжки: – Первый подход: 3.9-5.9 Н·м. – Второй подход: 7.8 – 9.8 Н·м.