Шик, блеск, карнавал: история самого яркого действа в Бразилии

Венецианский карнавал: история и традиции — бэйбики

Венецианский карнавал — это костюмированный праздник, ежегодно, в феврале, проходящий в Венеции. Таинственные дамы в роскошных нарядах и кружевных полумасках, кавалеры в баутах, шествия и парады, уличные представления и музыка… Сегодня карнавал в Венеции следует предписанным правилам и имеет определенную тематику, но несколькими веками ранее это был настоящий разгул азарта и флирта.

Шик, блеск, карнавал: история самого яркого действа в Бразилии

Венецианский карнавал — роскошный, феерический, таинственный

Иногда так хочется остаться неузнанным, спрятать лицо под маской, отбросить все предубеждения и подвергнуться эмоциям. Венецианский карнавал, который ежегодно проходит в Италии, дает нам такую возможность. Грандиозное феерическое действо превращает Венецию в своеобразную театральную постановку, в которой каждый играет свою роль. Ежегодно сюда съезжается полмиллиона туристов в поисках свободы, драйва и магии. Две недели настоящей сказки, множество приятных впечатлений и бесценных воспоминаний.

Шик, блеск, карнавал: история самого яркого действа в Бразилии

Карнавал в Венеции – это одно из самых ожидаемых событий в году, как для жителей этого древнего города, так и для десятков тысяч туристов со всего мира. В период торжества безмятежная Венеция избавляется от каких-либо обязанностей и предрассудков, превращаясь в одно из самых свободных (во всех отношениях) мест на земле.

История венецианского карнавала

История Carnevale di Venezia уносит нас еще к временам Древнего Рима, к ежегодным Сатурналиям – языческим празднествам в честь бога Сатурна(покровителя земледелия), которые справлялись в декабре после уборки урожая во время зимнего солнцестояния и сопровождались массовыми гуляниями.
Только в период Сатурналий все становились равными друг другу, снимались любые запреты и предубеждения, даже рабы развлекались на равных со своими хозяевами. А чтобы чувствовать себя комфортно и оставаться инкогнито, люди надевали маски полностью скрывающие лица. Таким образом, никто не знал – раб перед ним или знатный господин. Можно было творить, что угодно, невзирая на чины и положение в обществе. В Древнем Риме маска была безликой и для всех одинакова.

С приходом христианских традиций праздник немного видоизменился – теперь никто не тревожил древнеримский пантеон богов. Праздник уже не посвящался богам, люди просто хотели весело проводить время на празднике, на котором дозволялось практически все. Непременные атрибуты праздника – маска, а с нею и карнавальный костюм, – остались неизменными.
А вот дата проведения праздника немного сместилась. Карнавал стал проводиться ближе к концу зимы, в дни, предшествующие началу Великого Поста.
Шик, блеск, карнавал: история самого яркого действа в Бразилии
Было время, когда Венецианский карнавал начинался уже на второй день Рождества – то есть в день святого Стефана по Григорианскому календарю (26 декабря). Длился карнавал до вторника перед Великим постом, всегда начинающимся в Католической Церкви в среду. Этот день иногда называют «жирным вторником». Хотя есть и иные версии хронологии карнавала: например, из утверждений многих историков и современников эпохи Барокко видно, что он фактически не заканчивался. Перерывы наступали только во время постов и, собственно, сбора урожая. Уже в октябре карнавальное веселье начиналось снова!

Насчет того, когда именно состоялся первый венецианский карнавал, так же существует множество версий.
1)В 1094 году Венецианская республика получала по договору с Византией дома в Константинополе и дополнительные привилегии в налогообложении, что давало ей огромные преимущества для средиземноморской торговли. Празднование этого события могло быть первым венецианским карнавалом.
2)По другой версии, первый венецианский карнавал был проведен аж в 998 году, когда юные жители Венеции вернули своих невест, похищенных хорватскими пиратами.
3)Третья версия гласит, что первый венецианский карнавал произошел лишь в 1162 году, в честь празднования победы Венецианской республики в войне против патриарха Ульрико. Горожане шумной толпой высыпали на площадь Святого Марка, где предались пиршеству и веселью.
Шик, блеск, карнавал: история самого яркого действа в Бразилии

В 1296 году венецианцы ещё и официально узаконили карнавал: Сенат Венецианской республики провозгласил последний день перед великим постом праздничным днем. Это торжество предваряет Великий пост подобно славянской Масленице. А одновременно является памятью про самую яркую, веселую и удивительную победу над социальными (и любыми другими!) стереотипами, которая когда-либо могла произойти в средневековой Европе.
Шик, блеск, карнавал: история самого яркого действа в Бразилии

Считается, что и само слово «карнавал» произошло от латинского «carne vale», что означает «прощание с мясом». Это каноническая церковная версия. Обыватели — венецианцы считали иначе. Они переводили «карнавал» следующим образом: carrus navelis — «потешная колесница, корабль праздничных процессий» и любили приурочить к Festa della Marie — старинному празднику, посвященному спасению девушек, похищенных истрийскими пиратами.
Современные карнавалы тоже начинаются с этого праздника. Двенадцать самых красивых девушек Венеции получают призы — мэрия оплачивает им роскошный круиз.
Шик, блеск, карнавал: история самого яркого действа в Бразилии
Одно известно точно, что уже в XIII веке последний перед началом Великого поста день был объявлен днем торжеств и народных гуляний.
В последующие годы карнавал в Венеции, дата проведения которого не была постоянной (празднования могли начинаться в октябре, достигая своего пика в канун Великого поста), приобрел невероятный размах. Последняя неделя карнавала становилась его главной и самой яркой частью. В эти дни не существовало абсолютно никаких правил и запретов, разрешались соблазнения, похищения, обольщения и интрига. Все вокруг ходили в масках и необычных костюмах, супруги не узнавали своих половинок, свидания назначались чуть ли ни ежеминутно, а веселье и пляски продолжались круглосуточно.
Шик, блеск, карнавал: история самого яркого действа в Бразилии
Два века спустя в Венеции был создан фонд сбора средств для проведения ежегодного венецианского карнавала, ставшего к тому времени неотъемлемой частью жизни Венеции. Весь город стекался в дни праздника на площадь Сан-Марко поучаствовать во всеобщем сабантуе и поглазеть на представление.
выбегали акробаты, шуты и танцоры, завершал представление пышный фейерверк. С течением времени венецианские маски, изначально копировавшие языческих богов плодородия, стали видоизменяться, отображая важнейшие события жизни горожан, а во время венецианских карнавалов отмечались самые громкие достижения венецианцев. Так, тему для многих последующих венецианских карнавалов дала великая победа Венецианской Республики в сражении с турками в 1571 году. Эхо того пиршества дожило и до наших дней, ведь и теперь в карнавальной толпе на Сан-Марко обязательно промелькнет пышный тюрбан или яркие широкие шаровары.

Венецианские карнавалы постепенно распространились по всему земному шару. Главными атрибутами любого карнавала стали костюмы и маски, призванные скрыть социальные различия и уравнять каждого на время празднества.
Шик, блеск, карнавал: история самого яркого действа в Бразилии
«Пока длится карнавал все ходят в масках, начиная с дожа и кончая последней служанкой. В маске исполняют свои дела, защищают процессы, покупают рыбу, пишут, делают визиты. В маске можно сказать все и на все осмелиться — разрешенная Республикой маска находится под ее покровительством. Маскированным можно войти всюду: в салон, в канцелярию, в монастырь, на бал, во дворец, в казино. Никаких преград, никаких званий. Нет больше ни патриция в длинной мантии, ни носильщика, который целует ее край, ни шпиона, ни монахини, ни сбира, ни благородной дамы, ни инквизитора, ни фигляра, ни бедняка, ни иностранца».
Шик, блеск, карнавал: история самого яркого действа в Бразилии
По неписанным законам средневекового карнавала, в период его проведения отменялись все социальные условности и повседневные правила жизни: каждый мог делать всё, что ему вздумается. В те времена под масками строгих дам и благородных сеньоров часто скрывались простолюдины, а под видом простаков расхаживали знатные особы, что придавало карнавалу особенную интригу. Так как богатство и бедность скрывались под масками, любой простолюдин мог рассчитывать на внимание принцессы, а патриций мог запросто соблазнить белошвейку, чего в обычной жизни не позволяли ему нормы приличия. Сапожник мог флиртовать с благородной дамой и наоборот. Маски тщательно хранили секреты своих хозяев…
Шик, блеск, карнавал: история самого яркого действа в Бразилии

Странный, мистический, похожий на великолепные декорации город диктовал свои правила. Он требовал особой живописной, насыщенной, драматичной жизни, вне обычных устоявшихся условий. Любовь, страсть, смерть — все были желанными гостями на этом блестящем празднике.

Некоторые носили маску по полгода, с октября по февраль-март, и маска давала людям право оставаться неузнанными. Но терпение властей лопнуло, и Церковь в 1608 году своим официальным указом запретила ношение масок вне карнавала, чтобы никто не посмел совершать под маской неблаговидные деяния.
Нарушившие запрет расплачивались за это: мужчины могли получить тюремное заключение на срок до двух месяцев, а женщин прилюдно секли на центральной площади.

В XVII веке карнавал стал короче, но от этого еще ярче, стремительнее и колоритнее.
На площади св. Марка комедианты разыгрывали кукольные комедии, бродячие астрологи предсказывали будущее, крутились акробаты, загробным голосом разговаривали чревовещатели, патриции, разделившись на две команды, по 25 игроков с каждой стороны, играли в игру, напоминающую современный футбол — старались перебросить кожаный мяч на сторону противника. Между окнами дворцов натягивались канаты, по которым ходили канатоходцы. На центральной площади устраивали бой быков.

Нельзя было терять времени, надо было наслаждаться каждым мгновением. Назначались свидания, между соперниками вспыхивали ссоры, глаза прекрасных венецианок таинственно мерцали в прорезях масок. Счастливые пары отплывали в остроносых гондолах. Над многочисленными каналами звучали песни гондольеров. Воздух был насыщен туманами, азартом, любовью, ревностью…
И кругом маски, маски, маски… Кружили в бесконечном сверкающем хороводе.

Венецианские маски и костюмы

Главным атрибутом Венецианского карнавала всегда были и остаются маски, хотя до XIII—XIV веков масок на карнавалах не носили. Однако, это не просто аксессуар, закрывающий лицо, а целое произведение искусства. Венецианские маски отличаются большой изысканностью и мастерством исполнения. Тайны их изготовления передавались из поколения в поколение, сохраняя основные традиции и впитывая веяния современности.

Сначала маски делали из кожи, ткани или с помощью оригинальной техники папье-маше. Сегодня их продолжают изготавливать вручную, украшая бижутерией, стразами, перьями, драгоценностями, серебром и золотом.

С 15 века изготовлением масок занимались специальные мастера – «maschereri». Мастера эти имели особый статус в обществе – ведь они делали не просто маски, а маски для карнавала.
У каждого maschereri имелось по несколько подмастерьев, которые занимались изготовлением отпечатков лиц – основы будущей маски.

Впрочем, любимая маска венецианцев — Маска Баута (итал. Bauta) — как раз не по-венециански скромна. Здесь только два цвета — черный и белый. Белая маска, прикрывающая все лицо, с вырезами для глаз, четким выступлением для носа и надбровные дугами, без проема для рта. Ее нижняя часть слегка оттопыренная, чтобы человек мог есть и пить, не открывая лица.
К белой „личине“ — черный плащ. Эту маску обожали все — и патриции и простолюдины, и мужчины и женщины. За простоту и универсальность. Кстати, в ней не только было удобно разговаривать, не снимая маску можно было лакомится любимыми деликатесами: восхитительными „раками-медведями“, пожаренными в масле, лимонном соке и пряных травах, рулетом из лангустинов с икрой каракатиц, кальмарами со спаржей, морским угрем, которого подают жареным на решетке, замаринованным с томатами в итальянском вине марсала, уксусе и петрушке, баккалой, блюдом из трески, и, конечно, жареной уткой — ведь скоро Великий пост.
А странное название „баута“ — вымышленное чудовище, сродни нашим „буке“ и „бяке“.
Шик, блеск, карнавал: история самого яркого действа в Бразилии
К классическим маскам венецианского карнавала относятся кроме Бауты (наиболее простая и популярная), Моретта («Немая служанка»), Венецианская дама, Кот (Возникновение маски Кота имеет достаточно простую причину: котов в Венеции было крайне мало, и жители города на воде испытывали к ним большой интерес и уважение), Доктор Чума(происходит от реального костюма, который был трагической необходимостью во время эпидемий) и Вольто(нейтральная маска «Гражданина»).

Читайте также:  В России зарегистрировали первую в мире вакцину от COVID-19 для животных :: Общество :: РБК

Венецианская Дама (Dama di Venezia) – маска, олицетворяющая изысканную и томную красотку. Это образ соблазнительной титулованной венецианской дамы времен Тициана и периода Чинквеченто: великолепное платье, обилие драгоценностей, фантазийный головной убор или сложная и богато украшенная прическа. Данная маска крепилась лентами на головах владелиц, но также в ходу были маски с закрепленной на подбородке ручкой.
Шик, блеск, карнавал: история самого яркого действа в Бразилии

Моретта ( «Смуглянка» от итал. «la moretta», „Немая служанка“ от итал. «servetta muta») — женская круглая или чуть овальная маска из чёрного бархата (изредка она дополнялась кружевной лентой на глазах). В Венецию она пришла из Франции. Название этой маски (по одной из версий) произошло от слова «мавр», который в венецианском диалекте означает чёрный цвет.
У маски нет рта и лент для крепления. Она держится на лице за счёт внутреннего штырька, который владелица зажимается в зубах, что лишает ее возможности разговаривать. Эту молчаливость Казанова превозносил как достоинство, соблазнительность, манящую загадку: женщина без лица, голоса и отвечает только языком жестов. И именно этот подтекст отражают бытовые названия этой маски, которые можно перевести как „Отрада мужей“ и „Маска семейного благополучия“. Впрочем, правды ради, венецианкам можно только позавидовать – они во все времена жили достаточно вольно и им было дозволено многое. Кроме того, по свидетельству очевидцев, чёрный цвет маски великолепно подчёркивал благородную бледность лица, что особенно ценилось в высшем свете тех времен.
Шик, блеск, карнавал: история самого яркого действа в Бразилии
Современные моретты редкость и изготавливаются исключительно на заказ.

Доктор Чумы (Medico della Peste, англ. plague doctor, нем. Pestarzt, итал. physici epidemeie) — одна из самых известных и самых ужасных масок, с длинным загнутым носом, подобным клюву. Придумал ее французский врач Шарль де Лорме для защиты от бактерий. В период эпидемии чумы такую маску надевали врачи, посещая пациентов. В длинный нос закладывали дезинфицирующие соли и растения, которые выделяют ароматические масла: розмарин, чеснок, можжевельник и т.п., которые должны были защищать от заражения болезнью. В средние века само появление «Доктора чумы» наводило ужас на жителей европейских городов, ибо означало только одно — приход неумолимой Смерти. Все это было настолько ужасно и неизбывно, что когда чума стала реже посещать города, народу нужно было высмеять, трансформировать пугающий образ чумного врача. И старый печальный образ вестника смерти, так не вязавшийся с радостью Карнавала, со временем преобразился в свой антипод. И добрый «Доктор Чумы» в силу яркости и запоминаемости своего образа стал одной из самых популярных венецианских масок.
Шик, блеск, карнавал: история самого яркого действа в Бразилии

Вольто (Volto) – эта маска также известна под названием Гражданин (Citizen). За простору и нейтральность ее любили носить рядовые горожане. Это самая «безликая» из всех масок, повторяющая овал обычного человеческого лица без каких либо особенностей или особых признаков. Простотой овала и типом крепежа данная маска похожа на Венецианскую Даму, то есть крепилась к голове лентами или имела на подбородке ручку.
Изначально маска имела белый или золотой цвет, без каких либо украшений. Относительно недавно маску Вольто стали украшать росписью, камнями, шнурами, блестками и тканями.
Шик, блеск, карнавал: история самого яркого действа в Бразилии

Кот (Gatto) – единственная анималистическая маска на праздниках в Венеции, которая приобрела огромную популярность. Кошки в Венеции долгое время ценились на весь золота – за хорошего кота-мышелова давали столько золота, сколько весил он сам.
Сохранилось много свидетельств о симпатии венецианцев к кошкам. Об этом написал англичанин Джон Лок, служивший моряком в 1553 году на корабле венецианцев. Он был свидетелем падения корабельной кошки за борт и сделал такую запись в свой дневник: «Упав за борт, кошка пыталась держаться на воде, а наш капитан, как только узнал о случившемся, приказал отправить за ней лодку с шестью матросами…Трудно поверить, что они были бы столь проворны в спасении, если один из членов команды оказался бы за бортом».
Шик, блеск, карнавал: история самого яркого действа в Бразилии

Джокер (Jester, Шут, Дурак, Буффон, Буфон, Нарр или Наарор, Жуглар, женск. — Жоли, Jolli) — этот образ живет на грани между классическими масками и образами из комедии дель-арте.
Во всех культурах присутствует образ веселого авантюриста, обманщика. Он был то богом, то придворным шутом, то нищим в рубище. Шут мог осмеять любого придворного, в том числе и самого короля и остаться безнаказанным. Буфон считался символическим близнецом-противоположенностью правителя (как Инь и Янь) и говорил то, что боялись сказать даже самые сильные мира сего.
Джокеры обычно носили костюмы, сшитые из разнообразных лоскутков ярких расцветок. Знаменитые треххвостовые уборы с бубенчиками на концах символизировали уши и хвост осла, который издавна был знаковым символом шутов. Другими яркими деталями образа Джокера были постоянный смех и поддельный скипетр, также известный как баубле или маротте.
Шик, блеск, карнавал: история самого яркого действа в Бразилии

В XVIII веке главными действующими лицами венецианского карнавала стали герои итальянской комедии Дель Арте: на улицах появились сотни и тысячи Арлекинов, Пьеро, Панталоне, Пульчинелло, Педролино, Дзанни, Бригелл, а прелестная Коломбина становится лицом, или скорее маской карнавала
Шик, блеск, карнавал: история самого яркого действа в Бразилии

Маска Коломбина полностью не прикрывает лицо, оставляя губы открытыми. Часто украшена золотом, серебром, хрусталем и перьями. Сначала маска была частью образа актрисы Коломбины в комедии дель арте. По легенде, женщина была такой красивой, что не пожелала скрывать все лицо, поэтому именно для нее создали эту маску. Впоследствии она стала очень популярной, потому что в ней было удобно есть и целоваться.
Шик, блеск, карнавал: история самого яркого действа в Бразилии

В то же время возникла и дожила до наших дней традиция в первый день карнавала спускать по канату над площадью Сан-Марко с колокольни механическую голубку — Коломбину, из которой сыпется конфетти. Дождь конфетти служит знаком официального начала карнавала. Сразу вслед за этим наступает время безудержного веселья.

Карнавал праздновали не только богатые венецианские вельможи, давая бал-маскарады в роскошных дворцах. Во времена правления венецианских дожей праздничное действо проходило в трех городских кварталах – Пьяцетта, Рива де Скьявони, а главные события разворачивались на площади Сан-Марко. Простой люд также веселился на улицах и площадях. Повсеместно выступали акробаты, жонглёры, танцовщики, фокусники, уличные музыканты дрессированные хищники, привезённые из далёких стран– казалось, что по улицам Венеции течет разноцветная река. В передвижных лавках можно было купить всевозможные сладости или просто подкрепиться. Во время маскарада бойко шла торговля сухофруктами, жареными каштанами и сладостями, причем товары предлагали не только сами венецианцы, но и торговцы из заморских стран, которые специально съезжались в Венецию в дни карнавала.
Шик, блеск, карнавал: история самого яркого действа в Бразилии

С XVIII века благодаря большой популярности праздника в Европе и подвигам известного авантюриста-искусителя Джакомо Казановы костюмы для карнавала стали разнообразнее и ярче. «Я скрылся под одеждой и маской клоуна. Мои мысли, намерения, действия неожиданны. Я умею постоянно перевоплощаться и со смехом делать то, что многим может показаться запрещенным или непристойным. Любить, не любя…», — писал о карнавале Джакомо Казанова.
Шик, блеск, карнавал: история самого яркого действа в Бразилии

XVIII век стал эпохой наивысшего расцвета венецианского карнавала за всю историю. XVIII век – это танцы на площадях, роскошные, шитые золотом и украшенные драгоценными камнями карнавальные костюмы, которые становятся образцами высокой моды. Неудержимый дух флирта и измены, чувство полной свободы и ожидание волнующих приключений притягивали на этот маскарад аристократию со всей Европы. Слава и популярность карнавала были столь высоки, что даже высокопоставленные особы не считали зазорным инкогнито принять участие в беспредельном веселье. В дни карнавала все подчинялось венецианской маске. В масках не только веселились, но также ходили на службу и за покупками, в театры и на свидания. Маска отменяла все нормы поведения, и в карнавальные дни и ночи, когда католическая церковь стыдливо отводила свои взоры от венецианских улиц, не совершить под ее покровом грехопадения считалось плохим тоном
Шик, блеск, карнавал: история самого яркого действа в Бразилии

Тогда во время карнавала разрешалось почти все. В водовороте празднования запрещенные проявления страсти и мелкие погрешности становились доступными. Богачи в азарте тратили бешеные деньги в игорных домах, некоторые супружеские пары, не стесняясь, изменяли своим мужьям и женам. Графы становились шутами, слуги — королями, короли — бедняками, а воспитанные и вежливые принцессы — соблазнительными куртизанками. Все было легко и просто, ведь лицо прикрывала маска. Во время карнавала их носили почти все, даже в церкви и дома. Однако, такие откровенные празднования длились недолго.
Шик, блеск, карнавал: история самого яркого действа в Бразилии

Так уж заведено, что за расцветом всегда приходит упадок. И даже венецианскому карнавалу не удалось избежать этой горькой участи. В 1797 году французские войска заняли Италию, и декретом Наполеона венецианские карнавалы были запрещены. Наполеон Бонапарт, будучи ярым противником карнавалов и прилюдных игрищ, запретил эти бесчинства.

Но Венеция не могла и не хотела навсегда проститься с праздником, который на протяжении нескольких веков являлся душой города. Как это ни странно, начало его возрождению положил банальный коммерческий расчет. После второй мировой войны Венеция стала одним из главных туристических центров Европы. В городе открылось множество новых гостиниц, кафе и ресторанов, но вскоре выяснилось, что почти всю зиму они простаивали. И вот в конце 70-х возникла идея возродить легендарный карнавал. Лишь в 1979 году итальянское правительство объявило о возобновлении ежегодных карнавалов, избрав это мероприятие средством для популяризации истории и культуры Венеции.

С тех пор каждый год в самом конце зимы Венецию опять заполняет волна приезжих, которых становится в несколько раз больше, чем самих венецианцев. Веселый и бесшабашный дух карнавала, без малого два века томившийся в забытьи, оказавшись на свободе, вновь стремительно набрал утраченную славу.

Это яркое празднество в масках стало «фирменным знаком» Венеции, а любители карнавалов уже говорили на самых разных языках и наречиях. Художественное искусство, литература, театр, а потом и кино вовсю использовали карнавальные образы – как с удовольствием продолжают использовать их и сейчас.

В современной Италии карнавал празднуется десять дней, время проведения торжества, как правило, приходится на февраль. Торжественное открытие карнавала всегда выпадает на воскресенье, но еще с субботы по улицам города бродит огромное количество туристов. Начинается торжественное мероприятие средневековым праздником Festa delle Marie, посвященным освобождению прекрасных венецианок. Шествие проходит от дворца Сан-Пьетро до площади Сан-Марко, где перед зрителями предстают Марии (двенадцать красавиц Венеции).
Шик, блеск, карнавал: история самого яркого действа в Бразилии

Одна из них, победительница конкурса, становится в следующем году главной героиней «Полета Ангела» и в полдень летит над толпой с колокольни собора Сан-Марко в белоснежном платье (по традиции), прямо на главную площадь Венеции.
Шик, блеск, карнавал: история самого яркого действа в Бразилии

А затем карнавал распространяется на площадь Святого Марка и другие площади, где устраиваются концерты, представления, спектакли и балы-маскарады. После возобновления традиции карнавал делают тематическим, посвящая его либо выдающимся лицам, либо культурам других народов, либо путешествиям по другим странам. Несколько лет назад он был посвящен Феллини, а еще проходил карнавал «Путешествия и путешественники», «Восток и его культура» и т.д. Все представления Венецианского карнавала в Италии, а также костюмы главных действующих персонажей и героев выдерживались в теме праздника. Темой 2021 года была природа, 2021 года – вкусная еда, а 2021 – «Искусства и ремесла».
Шик, блеск, карнавал: история самого яркого действа в Бразилии

Читайте также:  Carnival Freedom Cruise Ship -

В 1996 году у карнавала в Венеции появился даже собственный гимн, к созданию которого причастен всемирно известный кутюрье Пьер Карден, уроженец области Венеция.
Шик, блеск, карнавал: история самого яркого действа в Бразилии

Прелесть Carnevale di Venezia заключается в том, что это открытое мероприятие, доступное туристу из любой страны. Любой желающий может примерить костюм 18 или 19-го века и присоединиться к шумной толпе празднующих. Обязательное условие – ношение бауты (специальной карнавальной маски), без нее праздник не считается праздником.
Среди развлечений: парады, музыкальные и театральные представления, постановки комедий дель арте, конкурсы, балы, выступления лучших творческих коллективов Италии, фокусников, жонглеров, мимов, клоунов и акробатов, турниры, старинные игры и, конечно же, яркие фейерверки.
Шик, блеск, карнавал: история самого яркого действа в Бразилии

За несколько дней до официального открытия карнавала в город съезжаются романтики со всей Европы, а по улицам начинают ходить многолюдные процессии из оркестров и уличных театров: шествующие дурачатся, дуют в трубы и бьют в барабаны, орут песни, запускают петарды — словом, всячески изображают этот самый карнавал.
Торговцы выкладывают на прилавки горы карнавальной продукции: маски, плащи, колпаки — теперь стать полноправным участником приближающегося карнавала может каждый желающий. Заранее объявляется тема праздника. В день официального открытия праздника на площади Святого Марка устраиваются представления Комедии-дель-Арте: наследники великого Скарамуша старательно раздают пощечины Капитану и Доктору. Потом на площадь обрушиваются тонны конфетти, а в небо запускаются тысячи воздушных шаров. Так начинается карнавал. На сцену поочередно выходят люди в дорогих масках и изысканнейших костюмах.
Шик, блеск, карнавал: история самого яркого действа в Бразилии

Готовясь к главному торжеству в родном городе, жители Венеции тщательно и долго выбирают себе костюмы. На празднике можно перевоплощаться в кого угодно, поэтому отдельные наряды – это настоящие произведения искусства. У туристов не всегда есть возможность подготовиться к карнавалу с такой же тщательностью и привезти с собой свой костюм, но это не беда. В преддверии торжества традиционные костюмы, маски и атрибуты свободно продаются на каждом углу. Изготавливают их из меха, парчи или бархата. Правда, стоят костюмы весьма недешево, но участие в программе карнавала в качестве маски стоит того, чтобы раскошелиться.
Шик, блеск, карнавал: история самого яркого действа в Бразилии

Маски изготовляют из особых типов гипса, папье-маше, красок, тканей, фольги, различных декоративных материалов. Украшение и раскрашивание настоящей венецианской маски – это кропотливая ручная работа. Мастера используют для этого как простые, так и весьма ценные компоненты – грунт, сусальное золото, натуральные перья птиц и драгоценные камни. Одним из важнейших событий карнавала является конкурс на лучшую маску.
Шик, блеск, карнавал: история самого яркого действа в Бразилии

Классическим венецианским костюмом считается белая маска, дополненная черным широким плащом, шелковой накидкой, треугольной шляпой и перчатками. Также необходимо помнить, что когда карнавал в Венеции набирает свой размах, костюмы и маски следует носить по правилам. То есть, надев карнавальный костюм и маску, нельзя разговаривать на каком-либо языке, изъясняться можно только с помощью жестов.
Шик, блеск, карнавал: история самого яркого действа в Бразилии

Празднуют в Венеции не только на площадях и улицах города, но и в роскошных палаццо, где устраивают королевские карнавальные балы
Шик, блеск, карнавал: история самого яркого действа в Бразилии

Подобные торжества проходят и в Palazzo Pisani Moretta и Casino of Venice, однако, чтобы попасть внутрь, надо обязательно надеть костюм, маску и заранее позаботиться о приглашении.
Шик, блеск, карнавал: история самого яркого действа в Бразилии

Если возможности приобрести костюм и маску нет, не стоит расстраиваться. Для обыкновенных зрителей и гостей города существует огромное количество других гуляний, на которых можно отвести душу и порадовать глаз. К тому же, оставшись без маски, можно спокойно пить вино и наслаждаться карнавальными пончиками фрителли. В костюме ими уж точно не полакомишься.
Шик, блеск, карнавал: история самого яркого действа в Бразилии

Венецианский карнавал в наши дни – это карнавальная свобода, дни театра, музыки и уличной еды. 16 февраля проходит лодочная процессия по Гранд-каналу, конкурсы традиционных одежд и масок, костюмированные балы и исторические реконструкции, а возле церкви San Giacomo dell’Orio представители итальянских компаний угощают всех традиционными венецианскими сладостями и напитками.
Шик, блеск, карнавал: история самого яркого действа в Бразилии

Помимо традиционных увеселений, неотъемлемой частью венецианского карнавала является футбольный матч, который обычно проходит на пятый день веселья. Венецианцы уверены в том, что этот вид спорта родился именно в их городе, и устраивают в дни праздника настоящую реконструкцию средневекового футбола.

Заканчивается карнавал сожжением чучела и всеобщими танцами на площади Сан-Марко. Последний день карнавала — Жирный вторник, за которым следует сорокадневный пост перед Пасхой. Закрытие карнавала знаменует еще одно «летящее» шоу – это «Полет Льва», крылатого символа Венеции и символа главного христианского покровителя города, евангелиста Марка. На следующий день город засыпает, чтобы через год вновь на десять дней взорваться фонтаном веселья и закружить своих гостей в бурном потоке карнавала.
Шик, блеск, карнавал: история самого яркого действа в Бразилии
Шик, блеск, карнавал: история самого яркого действа в Бразилии
Шик, блеск, карнавал: история самого яркого действа в Бразилии
Шик, блеск, карнавал: история самого яркого действа в Бразилии
Шик, блеск, карнавал: история самого яркого действа в Бразилии
Шик, блеск, карнавал: история самого яркого действа в Бразилии
Шик, блеск, карнавал: история самого яркого действа в Бразилии
Шик, блеск, карнавал: история самого яркого действа в Бразилии
Шик, блеск, карнавал: история самого яркого действа в Бразилии
Шик, блеск, карнавал: история самого яркого действа в Бразилии
Шик, блеск, карнавал: история самого яркого действа в Бразилии
Шик, блеск, карнавал: история самого яркого действа в Бразилии
Шик, блеск, карнавал: история самого яркого действа в Бразилии
Шик, блеск, карнавал: история самого яркого действа в Бразилии
Шик, блеск, карнавал: история самого яркого действа в Бразилии
Шик, блеск, карнавал: история самого яркого действа в Бразилии
Шик, блеск, карнавал: история самого яркого действа в Бразилии
Шик, блеск, карнавал: история самого яркого действа в Бразилии
Шик, блеск, карнавал: история самого яркого действа в Бразилии
Шик, блеск, карнавал: история самого яркого действа в Бразилии
Шик, блеск, карнавал: история самого яркого действа в Бразилии
Шик, блеск, карнавал: история самого яркого действа в Бразилии
Шик, блеск, карнавал: история самого яркого действа в Бразилии
Шик, блеск, карнавал: история самого яркого действа в Бразилии
Шик, блеск, карнавал: история самого яркого действа в Бразилии
Шик, блеск, карнавал: история самого яркого действа в Бразилии
Шик, блеск, карнавал: история самого яркого действа в Бразилии
Шик, блеск, карнавал: история самого яркого действа в Бразилии
Шик, блеск, карнавал: история самого яркого действа в Бразилии
Шик, блеск, карнавал: история самого яркого действа в Бразилии
Шик, блеск, карнавал: история самого яркого действа в Бразилии
Шик, блеск, карнавал: история самого яркого действа в Бразилии

История карнавала

Истоки Бразильского Карнавала лежат в римских празднествах и древнегреческих Вакханалиях, также в традициях праздника нашли отражение черты эпох Средневековья и Возрождения. Говорят, в основе карнавальной традиции лежит привезенный португальцами «entrudo» («Потешный день») — португальский аналог русской масленицы — праздник, когда было принято забавляться, дурачить друг друга, обливать водой, обсыпать мукой, обкидывать сырыми яйцами (порой тухлыми), кукурузой и фасолью.

Девушки обычно целились с балконов точно в головы приглянувшихся им парней, которые на это не обижались, воспринимая атаку, как заигрывание. Празднество непременно сопровождалось задорными песнями и плясками. «Португальская масленица», завезенная в Бразилию в XVII в. португальскими переселенцами  с Азорских островов и островов Зеленого Мыса, символизирует освобождение и начало Великого поста.

Вскоре к португальской народной забаве присоединились африканские рабы, привнеся традиции и народные обряды «Черного континента». Итальянские и французские переселенцы, в свою очередь, привезли с собой в Бразилию мотивы сказочных венецианских карнавалов.

Карнавал в XIX в. впитал традиции европейских карнавалов, когда живописные маски, яркие костюмы, фантастические персонажи и парады украшенных автомобилей появились на бразильских празднествах. Так, в течение веков сформировался Бразильский Карнавал, который ежегодно манит в эту чувственную страну миллионы туристов со всего мира.

С каждым годом празднество все больше набирает силу, достигая практически всех уголков Бразилии: становятся богаче и разнообразнее песни и танцы, появляются новые ритмы и ставшие знаменитыми «маршики». Первый костюмированный бал был проведен в Рио-де-Жанейро в 1840 г., а возникшие в 1928 г.

Необузданные обычаи («entrudo») вызывали раздражение и недовольство среди горожан, поэтому праздникБразильский карнавал указом короля был запрещен. Однако, люди не собирались отказываться от шумных уличных шествий. Появился «Сordoes» — своеобразный вид Карнавала, в котором участвовали только мужчины, которые колонной двигалась по городу с танцами и музыкой, зачастую ведя себя разнузданно и оголтело. С 1852 г. берет начало традиция «зе-перейра» (Ze Pereira), ставшая обязательным атрибутом Бразильского Карнавала, когда по улице движется группа людей, с упоением колотящих в разнокалиберные барабаны.

С 70-х годов XIX в., когда бывшие чернокожие рабы, гнувшие спины на кофейных плантациях, привнесли в страну африканскую культуру, Карнавал приобрел черты «Ranchos» (шествие женщин и мужчин, танцующих самбу). «Ranchos» стали прообразом современных школ самбы.

Бразильский Карнавал уже невозможно представить без зажигательных ритмов самбы. Жизнерадостная музыка, звучащая в Бразилии круглый год, несущая в себе неукротимый темперамент, является  синтезом африканской и бразильской культуры. Первая песня-марш («marcha») была написана в 1889 г. специально для карнавального шествия, ее по заказу одной танцевальной группы создала Чикинья Гонзага.

В дословном переводе марш назывался так: «Посторонитесь, я хочу пройти». Постепенно впитывая в себя все новые и новые оттенки, Бразильский Карнавал сегодня по праву называют самым ярким, красочным и зажигательным всенародным праздником современности.

Карнавал — информация на портале энциклопедия всемирная история

/ Ориг.: (франц. carnaval, от итал. car­ne­vale, ве­ро­ят­но, от лат. сarrus navalis — по­воз­ка-ко­рабль)

КАРНАВАЛ  — мас­ле­ни­ца у на­ро­дов Западной и Центральной Ев­ро­пы и Латинской Аме­ри­ки. В современной куль­ту­ре час­то на­зы­ва­ет­ся вся­кий кос­тю­ми­ро­ван­ный празд­ник.

Ис­сле­до­ва­те­ли воз­во­дят карнавал к римским са­тур­на­ли­ям. Бо­лее все­го кар­на­валь­ная об­ряд­ность раз­ви­та в ка­то­ли­че­ских, осо­бен­но в ро­ман­ских, стра­нах. В от­ли­чие от Мас­ле­ни­цы в Юго-Восточной и Восточной Ев­ро­пе, карнавал имел бо­лее город­ской ха­рак­тер. В ка­ж­дом го­ро­де су­ще­ст­во­вал свой сце­на­рий карнавала; наи­бо­лее зна­ме­ни­ты ве­не­ци­ан­ский карнавал в Ита­лии, кёльн­ский, майнц­ский и мюн­хен­ский в Гер­ма­нии, а так­же карнавал в Рио-де-Жа­ней­ро в Бра­зи­лии и др.

Кар­на­валь­ный пе­ри­од на­чи­на­ет­ся с окон­ча­ни­ем Свя­ток (6 января) или в День святого Ан­то­ния (17 января), ино­гда — осе­нью пре­ды­ду­ще­го го­да. 3-й и 2-й чет­вер­ги пе­ред Ве­ли­ким по­стом по­свя­ща­ют­ся «ку­мовь­ям» и «ку­мам» и час­то при­ни­ма­ют фор­му шу­точ­ной борь­бы ме­ж­ду мо­ло­дё­жью обо­их по­лов. Куль­ми­на­ция карнавала («жир­ные» дни, «пол­ный» карнавал) на­сту­па­ет в по­след­ний чет­верг или в по­след­ние 3 дня, пред­ше­ст­вую­щие Пе­пель­ной сре­де (на­ча­лу Ве­ли­ко­го по­ста); в не­ко­то­рых (осо­бен­но про­тес­тант­ских) стра­нах весь период карнавала ог­ра­ни­чи­ва­ет­ся эти­ми дня­ми. В де­рев­нях празд­но­ва­ние карнавала ино­гда за­вер­ша­лось на 1-й не­де­ле по­ста («ста­рый», или «кре­сть­ян­ский», карнавал — в про­ти­во­по­лож­ность «гос­под­ско­му», или «по­пов­ско­му») — обы­чай, вос­хо­дя­щий к вве­де­нию гри­го­ри­ан­ско­го ка­лен­да­ря в XVI веке, не при­ня­то­го ча­стью про­тес­тант­ско­го кре­сть­ян­ст­ва.

Для карнавала ха­рак­тер­но раз­нуз­дан­ное ве­се­лье, оби­лие жир­ной и муч­ной еды (сви­ни­на, кол­ба­са, бли­ны, ом­ле­ты и др.). На карнавале уст­раи­ва­лись шу­точ­ные об­ря­ды (об­ли­ва­ние про­хо­жих во­дой, гря­зью, об­сы­па­ние му­кой и т. п.), «бит­вы цве­тов» (например, в Ниц­це); ро­зы­гры­ши, час­то с эро­тическим под­тек­стом; иг­ры и со­стя­за­ния, со­про­во­ж­даю­щие­ся убий­ст­вом пе­ту­ха, спе­ци­аль­но от­корм­лен­но­го гу­ся, кош­ки и т. п.; в Ис­па­нии и Пор­ту­га­лии уст­раи­ва­ли на­стоя­щие кор­ри­ды или шу­точ­ные бои бы­ков, в про­вин­ции — пе­ту­ши­ные бои, в Анг­лии — ку­лач­ные бои, иг­ру в мяч (фут­бол). Не­ко­то­рые об­ря­ды сбли­жа­ли карнавал с ри­туа­ла­ми Ива­но­ва дня, май­ско­го де­ре­ва и т. п.: во­дру­жа­ли и за­тем сжи­га­ли ук­ра­шен­ное де­ре­во, пус­ка­ли го­ря­щее ко­ле­со или под­бра­сы­ва­ли го­ря­щий диск, мо­ло­дёжь пе­ре­пры­ги­ва­ла че­рез ко­ст­ры и т. д.

Важ­ней­шие кар­на­валь­ные об­ря­ды — ря­же­ние и пред­став­ле­ния в мас­ках. Кар­на­валь­ные пер­со­на­жи — Сол­дат, Док­тор, Ад­во­кат, Шут, по­лу­чаю­щий по­бои, Пуль­чи­нел­ла, сим­во­лы средневековых це­хов, в не­мец­коя­зыч­ных стра­нах — Ди­кий че­ло­век, у вал­ло­нов — кло­у­ны (жи­ли); ср. так­же Ку­керы. Главные пер­со­наж карнавала — Ко­роль карнавала, Мо­нарх шу­тов, Ба­хус и т. д., пред­став­ляе­мый в ви­де чу­че­ла (тол­сто­го че­ло­ве­ка, час­то с под­чёрк­ну­ты­ми ге­ни­та­лия­ми), жи­вот­но­го (бы­ка, ин­дю­ка, пе­ту­ха и т. п.) или ря­же­но­го. Его во­ди­ли или во­зи­ли по го­ро­ду, в кон­це К. ин­сце­ни­ро­ва­ли «суд» над ним, его «казнь» и «по­гре­бе­ние»: чу­че­ло раз­ры­ва­ли, сжи­га­ли, то­пи­ли в во­де и т. п.

Ино­гда уст­раи­ва­лось пред­став­ле­ние, изо­бра­жав­шее по­еди­нок карнавла и Ве­ли­ко­го по­ста (его сим­во­ли­зи­ро­ва­ла ко­ст­ля­вая Ста­ру­ха; итальянский — Ква­ре­зи­ма, испанский — Куа­рес­ма и т. п.), или «смерть» карнавала от бо­лез­ни, при­чём Док­тор пы­тал­ся его вы­ле­чить; за­чи­ты­ва­лось са­ти­рическое «за­ве­ща­ние» карнавала (про­дол­жаю­щее средневековую тра­ди­цию шу­тов­ских «за­ве­ща­ний»), об­ли­чаю­щее про­ступ­ки и по­ро­ки со­гра­ж­дан (осо­бен­но не­вер­ных жён, ро­го­нос­цев, хо­ло­стя­ков, ста­рых дев и т. п.). Ино­гда «по­хо­ро­ны» карнавала со­про­во­ж­да­лись па­ро­ди­ро­ва­ни­ем цер­ков­ной служ­бы, в т. ч. с уча­сти­ем цер­ков­но­слу­жи­те­лей. С карнавалом свя­за­ны тра­ди­ции народной ко­ме­дии — итальянская ко­ме­дия дель ар­те, немецкий фа­ст­нах­тш­пи­ли и др. Важ­ную роль в кар­на­валь­ной об­ряд­но­сти иг­ра­ют му­зы­ка и тан­цы; ряд ин­ст­ру­мен­тов пред­наз­на­че­н спе­ци­аль­но для карнавала (например, во­лын­ка, бум­бас — смыч­ко­вый ин­ст­ру­мент с ре­зо­на­то­ром из пу­зы­ря).

Читайте также:  Kia Carnival 2021-2022: характеристики, цена, фото и видео-обзор

На кар­на­валь­ной об­ряд­но­сти М. М. Бах­ти­ным по­строе­на тео­рия «сме­хо­вой» народной куль­ту­ры и празд­ни­ка как «кар­на­ва­ли­за­ции» — ри­ту­аль­но­го от­ри­ца­ния и ин­вер­сии об­ще­при­ня­тых норм, слу­жа­щих их об­нов­ле­нию и но­во­му ут­вер­жде­нию в об­ще­ст­ве. Кар­на­валь­ная куль­ту­ра, по мне­нию Бах­ти­на, ока­за­ла мощ­ное влия­ние на лит-ру Воз­ро­ж­де­ния (осо­бен­но на Ф. Раб­ле) и Но­во­го вре­ме­ни.

Иллюстрации:

Мас­ки ве­не­ци­ан­ско­го Кар­на­ва­ла. Фото Л. М. Суворовой;

Кар­на­вал в Фа­ро (Пор­ту­га­лия). Архив БРЭ.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Любопытные факты

  • Карнавал в Бразилии —  не просто самый народный и горячо любимый праздник в стране, это еще и невероятно доходный бизнес, имеющий оборот более 2 млрд. евро!
  • Благодаря Карнавалу, каждый год находят работу (хотя и временную) несколько сотен бразильцев.
  • Истоки традиций Бразильского карнавала лежат в ритуальных танцах «Черного континента», пульсирующие ритмы которых, совпадающие с биением сердца, были завезены в Бразилию миллионами африканских рабов.
  • В середине ХХ в. образовались первые школы самбы, в 1916 г. специально для Карнавала композитором Синьо была написана песня, которая называлась «По телефону», ставшая самой популярной мелодией для самбы.
  • Карнавал стал самым демократичным праздником Бразилии, когда на 4 дня все — бедные и богатые, черные и белые, сильные и немощные — становятся одним танцующим и веселящимся целым.
  • Во время проведения Карнавала в Бразилии, каждую ночь на «Самбадроме» шествуют по 3-4 школы самбы. Общее количество школ равно 12, 8 из которых считаются элитными, а 4 – начинающими. Каждая из школ во время карнавального шествия старается из участников, танцующих самбу, изобразить некую оригинальную композицию. Участники делятся на группы до 40 человек, выступающих на 5-8 автомобилях, которые, согласно правилам безопасности, управляются только вручную.
  • Карнавальные костюмы, в которые одеты танцовщицы, достаточно тяжелые и неудобные. Если во время праздника участнице «приспичит» посетить туалет, то в этаком наряде ей это вряд ли это удастся сделать. Поэтому всем девушкам-танцовщицам выдают специальные гигиенические одноразовыеДемографический взрыв неизбежен... пакеты.
  • Эротический «тонус» и накал страстей участников Карнавала и зрителей поднимается настолько, что городские власти, дабы избежать мощного демографического взрыва, вынуждены ежегодно бесплатно раздавать более 10 млн. презервативов. Ну а как иначе? Вид практически полностью обнаженных красоток, в бешеном ритме танцующих самбу, производит на зрителей-мужчин колоссальное, неизгладимое, впечатление.
  • Во время карнавальных празднеств из-за большого притока туристов образуется острая нехватка мест в отелях и возрастают цены на жилье. Многие горожане на время Карнавала уезжают из Рио, чтобы спокойно провести время с семьей.
  • Музей Карнавала в «Самбадроме» бывает открыт для посетителей круглый год, он рассказывает о традициях и правилах проведения Карнавала.
  • Издавна накануне Великого поста устраивался праздник в знак прощания с плотскими удовольствиями и мясной пищей. Кстати, с французского языка перевод слова «карнавал» так и звучит: «прощание с мясом».
  • Ежегодно, на конкурсе красоты, который проводится незадолго до начала праздника, избирают Короля и Королеву будущего Карнавала. Для них шьются шикарные костюмы, богато украшенные кристаллами «Swarovski» и перьями, которые считаются символами Бразильского Карнавала. Кроме того, шествие каждой школы возглавляет своя Королева, избранная членами коллектива.
  • Сразу же по окончании празднеств, буквально на следующий день, начинается подготовка к новому Карнавалу. Весь год в школах самбо и на городских улицах проходят репетиции. Поэтому не расстраивайтесь, если Вам не удалось оказаться в Рио в эти 4 дня, ведь стать свидетелем уроков самбы можно в любое время года!
  • Во время Карнавала мелкие воришки, безусловно, орудуют в толпе, но это редко приносит им большую прибыль, ведь большинство людей приходят на гуляния в полураздетом виде: по правилам многих уличных стихийных гуляний запрещено участие тем, кто одет в повседневную одежду.
  • Обычно такие многочисленные мероприятия не обходятся без курьезных случаев. Так, открытие Карнавала — 2006 стало для властей Рио особенно запоминающимся. В том году здесь произошло самое невероятное и масштабное по размаху преступление: группа неизвестных людей в карнавальных костюмах (их, к слову, так и не удалось поймать) ворвалась в музей, и, танцуя под громкие звуки барабанов, вынесла несколько известных живописных полотен Дали, Пикассо, Моне и Матисса. Видно, во время Карнавала даже воры в Рио подходят к делу творчески!
  • Жизнерадостные, сексапильные, «легко» одетые красотки могут очаровать ничего не подозревающего туриста и оставить его без кошелька, фотоаппарата или телефона.
  • Сами бразильцы утверждают: «Все, происходящее на Карнавале, на Карнавале и остается!» Каждый участник Карнавала сможет здесь расслабиться и получить незабываемое удовольствие!
  • По данным, опубликованным журналом «Форбс», несмотря на то, что половина населения Бразилии проживает за чертой бедности, а 1/3 – неграмотна, бразильцы считают себя самыми счастливыми людьми на планете!

Правила проведения карнавала

https://www.youtube.com/watch?v=_Eg35_c1Nnk

По традиции, на церемонии открытия Бразильского Карнавала в 7 часов вечера мэр Рио-де-Жанейро торжественно передает символические ключи от города «хозяину» праздника — шутовскому персонажу, Королю Рею-Момо (King Rei Momo), которым становится самый толстый мужчина города (весом от 110 кг). Карнавал традиционно начинается в пятницу и длится до «пепельной» среды.

На это время — ровно на 4 официальных праздничных дня (неофициально страна «гуляет» больше недели) – тучный Момо становится полноправным владыкой города со множеством обязанностей: Король должен посетить около двух сотен балов и конкурсов, а также присутствовать на «Самбадроме» с непременным условием — он должен танцевать и веселиться вместе со всеми!

Момо наделяется правом отменять и издавать любые законы. Впрочем, главный закон остается неизменным: веселиться всем! И население с готовностью повинуется: целую неделю никто не работает, толпы полураздетых (или полуодетых) людей наводняют городские улицы, по которым в это время не ездят машины.

Второй негласный закон Карнавала в Рио таков: обнажаться! Однако, правилами запрещена полная нагота, поэтому к удовольствию зрителей на празднике представлено бесконечное множество вариантов пикантных костюмов, сводящих с ума не только туристов из пуританской Европы, но и привыкших ко всему местных жителей.

Кульминацией Карнавала становится парад различных школ самбы, который длится 3 ночи подряд. Восторженная публика встречает красочное шествие фантастически оформленных и ярко украшенных платформ, на которых под зажигательные звуки афро-бразильских ритмов, грохот барабанов и блеск фейерверков безостановочно танцуют полуобнаженные красавицы, украшенные лишь блестками  и перьями.

«Самбадром» — это огромная сказочная танцевальная площадка, созданная фантазией и талантом множества дизайнеров и тысяч обычных бразильцев. Обычно подготовка к Карнавалу длится несколько месяцев, когда создаются гигантские двигающиеся фигуры огнедышащих драконов, таинственных сфинксов, пиратских кораблей, римских легионеров, всевозможных популярных сказочных персонажей и героев легенд народов мира. Невообразимые сооружения двигаются в сопровождении очаровательных полуобнаженных мулаток, самозабвенно танцующих самбу.

Бразильцы, верные приверженцы католической веры, раз в году беспечно веселятся и ликуют, празднуя Карнавал. Церковь не считает Карнавал богоугодным мероприятием, но никоим образом не препятствует празднику, кроме того, в дни К. на стадионах проводятся многотысячные мессы.

На карнавальном шоу имеются не только участники, но и строгие судьи. Взыскательное жюри, состоящее из 40 человек, призвано дать объективную оценку выступлениям участников. Оценка проводится по 10-балльной шкале, здесь учитывается буквально все: раскрытие избранной темы, оформление платформ («каросс»), соответствие костюмов и макияжа танцоров, гармония танцевальных движений, выбор музыки и т.п.

Тема выбирается школами самбы за год до мероприятия, разрабатывается сценарий и втайне от других участников идет подготовка к выступлению. Карнавальные темы могут быть самыми разными и непредсказуемыми, как-то: ледниковый период, охрана окружающей среды, теория эволюции Дарвина, история кинематографа, «Мама Африка», жизнь и карьера певца Роберто Карлоса (в этом случае, скорее всего, процессию будет возглавлять сам певец).

Задача же участников шествия — суметь воплотить в художественной форме за 60-80 мин. выступления на «Самбадроме» идею выбранной темы. «Фабрики карнавала» работают круглый год, и восхитительное карнавальное шествие, которое наблюдают зрители – это итог длительных усилий нескольких тыс. человек.

Система отбора участников происходит почти так же, как в футболе: команды, победившие в субботу, оказываются в премьер-лиге. 14 команд из премьер-лиги выступают в воскресенье и понедельник, а занявшие последние два места – выбывают.

В пятницу, в первый карнавальный день, парад открывают представители детских школ самбы. Открывает праздничное действо карнавальный марш «Расправь крылья», который в 1899 г. написала Шкинья Гонзаго (порт. Chiquinha Gonzaga; первая бразильская женщина-композитор) специально для праздника.

Показ каждой из школ занимает 1,5 ч., первой проходит самая титулованная. Вначале идут сотрудники школы, ее лучшие танцоры и знаменитости, облаченные в карнавальные костюмы, за ними – армии танцоров и музыкантов. А на движущихся платформах в перьях и блестках танцуют «destagues» — особые артисты. Возле них почти без одежды страстно двигаются «пассистас» — элитные танцовщицы.

Кульминация праздника наступает в воскресенье и понедельник, когда проходят выступления школ самбы премьер-лиги.

Каждая из колонн шествия состоит из 305 тыс. участников, движение которых филигранно отточены за месяцы репетиций, поэтому шоу смотрится поразительно органично и слаженно. Зрители «болеют» за свои любимые команды столь же азартно, как и футбольные фанаты.

Бразильский Карнавал — это зрелищный, яркий праздник, поражающий зрителей фантазией, фонтанирующей энергией, талантом и танцевальным мастерством участников.

Во время главных карнавальных событий, которые происходят на «Самбадроме», по всему городу Король Рей-Момопроводятся костюмированные балы и тематические вечеринки. Например, на сказочный бал в «Copacabana Palace» со всех концов мира приезжают знаменитости. Огромной популярностью всегда пользуются конкурс костюмов, проводимый в отеле «Gloria», и костюмированный гей-бал в ночном клубе «Rio-Scala». В общем, во время празднования Карнавала вся Бразилия ликует, поет и танцует, превращаясь в один громадный «Самбадром». Если есть желание и возможность, заплатив 500 — 600 $, любой может стать участником праздничного шествия: для этого необходимо облачиться в карнавальный костюм и двигаться по 700-метровой аллее в такт танцующим. В эти же дни Карнавальные гуляния проходят во всех городах Бразилии, крупных и малых. Кроме Рио-де-Жанейро, самые зрелищные карнавалы проходят в городах: Сан-Паулу, Сальвадор, Форталеза, Ресифи. Причем, вместо фривольных сюжетов, как в Рио, здесь традиционно разыгрываются исключительно исторические сцены.

Удивительная жизнерадостность, дружелюбие и беззаботность жителей Бразилии объясняется фееричным смешением в них европейско-африкано-индейских кровей. От накопленных за год усталости, проблем и неврозов раз в год народ избавляется в безумии карнавальных страстей. По окончании празднеств, начиная с «пепельной» среды, бразильцы начинают снова мечтать о следующем Карнавале!

Закладка Постоянная ссылка.
Это невозможноНельзя так писать при КИАЧто-то про КИА так себе написаноКИА - моя любимая супер машинаКИА лучше всех! (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.