С какого года в россии появился универсал кия про

Содержание

Запуск нового универсала «Лада Веста SW» стал самым заметным событием российского автопрома в этом году. А первый серийный отечественный универсал появился 60 лет назад: в 1957 году Московский завод малолитражных автомобилей начал выпуск модели «Москвич-423».

Читайте дальше: первая часть обзора «История отечественных универсалов».

Давайте поговорим про универсал: откуда кузов берет свое начало, какие имеет характеристики, как выглядит современный универсал и какие у него преимущества и недостатки.

Универса́л (от лат. universalis — «общий») — тип закрытого кузова грузопассажирского легкового автомобиля. Отличительной особенностью универсала от всех других (легковых) кузовов является увеличенное багажное пространство и задняя дверь, нередко ее называют “хлопушка”.


С какого года в россии появился универсал кия про

Chevelle Wagon. 1974

Термин “универсал” применяется только в России и ряде близлежащих стран. В остальных странах данный тип кузова называют по другому. Например в Северной Америке это “Station Wagon” или просто “Wagon“, изначально это было что-то среднее между легковым автомобилем и развозным фургончиком. В других странах встречаются такие названия как Estate (охотничий привал), Shooting Brake (охотничий привал) , Familiare (семейный), Kombi, Combi, Station Sedan, Country Sedan (авто для хозяйства), SW, Sport Wagon (спортивный универсал), Caravan.

В апреле модели «Лада Ларгус» исполнилось 10 лет. По случаю этого небольшого юбилея Wroom.ru собрал семь интересных фактов о машине.

Серийное производство универсалов «Лада Ларгус» стартовало 4 апреля 2012 года. Дилеры начали продажи машин в июле того же года. Вскоре на рынок вышел грузовой фургон «Ларгус», а в 2015 году появился кросс-универсал.

«Лада Ларгус» — это лицензионная копия универсала Dacia Logan MCV образца 2006 года. Версия под российской маркой отличалась дизайном решётки радиатора, накладкой на центральной консоли в салоне и усиленными рычагами передней подвески. Позже «Ларгус» получил двигатели ВАЗ вместо импортных, а после рестайлинга 2021 года отличий от исходной модели стало ещё больше.

Автомобиль Dacia Logan MCV выпускался с 2006 до 2012 года

В 2012 году базовый «Ларгус» стоил 349 000 рублей. Семиместная версия универсала предлагалась по цене от 395 тысяч рублей, а самая дорогая машина в комплектации «Люкс» оценивалась в 424 тысячи рублей. Сейчас по официальному прайс-листу «Ларгус» стоит от 1 236 000 рублей.

За десять лет АвтоВАЗ продал в России почти полмиллиона «Ларгусов». Наилучших результатов модель добилась в 2014 году: тогда российские автолюбители купили 65 тысяч универсалов. Результат прошлого года — 40 тысяч машин (без учёта фургонов).

«Ларгусы» экспортировали не только в страны бывшего СССР. Несколько лет назад АвтоВАЗ начал поставки модели в Чили, Боливию и на Кубу, впрочем объёмы продаж были небольшими.

На базе «Ларгуса» сделали грузовик. Нижегородская компания «Промтех» занимается созданием специальных коммерческих версий «Лады Ларгус»: сперва это был минивэн с высокой крышей, затем — грузовой фургон и даже бортовой грузовик.

У модели была VIP-версия. В 2014 году АвтоВАЗ сделал спецверсию универсала — с улучшенной отделкой, усиленной шумоизоляцией и двумя раздельными креслами на втором ряду. Компания хотела выпускать «Ладу Ларгус ВИП» мелкосерийно, но всё ограничилось партией в полсотни машин, которые были переданы корпоративным клиентам. Подробнее об этом необычном VIP-автомобиле — в нашем обзоре.

Темы: Лада Лада Ларгус Обзоры

Уже до конца года на Ставрополье появятся электромобили. Раньше такое могли обещать только писатели-фантасты в журнале «Наука и жизнь», а сегодня АвтоВАЗ всерьез говорит о выпуске электрической версии своей «Калины» – для начала, в количестве 100 штук. Предлагаю вспомнить, как все начиналось, ведь без родимых «Жигулей», как сказал бы Парфенов, нас невозможно представить, еще труднее – понять. Итак, каким образом обезьяна стала человеком?


С какого года в россии появился универсал кия про

Наш автопром начался, как и княжение на Руси, после «призвания варягов», только машины нас учили строить не викинги, а итальянцы. Первые «Жигули» были копией их модели Fiat-124. Для советского человека этот автомобиль был воплощением мечты о маленьком счастье и личном средстве передвижения. В конце 80-х он заработал обидное прозвище «копейка». А ведь раньше первый ВАЗ ласково называли «единичкой».


С какого года в россии появился универсал кия про

В 1972 году сошла с конвейера новая модель – ВАЗ-2102. От «копейки» она отличалась наличием кузова. Как сказали бы сейчас, заводчане создали пятидверный универсал. Такой вариант «Жигулей» стал лучшим другом советских дачников, ведь в багажник помещалось много картошки.


С какого года в россии появился универсал кия про

Вместе с «двойкой» в 1972 году начался выпуск более мощного ВАЗ-2103. Новый автомобиль мог разогнаться до 100 км/ч всего за 17 секунд – самая скоростная тачка тех лет. Помимо скорости, третья модель могла похвастаться комфортным салоном: над головой стало больше места. А еще внутри появились пластиковые накладки, покончившие с «голым» металлом в салоне.


С какого года в россии появился универсал кия про

В 1980 году «копейка» обрела новую жизнь. Завод выпустил ей на замену ВАЗ-2105. « Пятерка» и называлась более благородно – LADA-2105. Долгожитель модельного ряда производился вплоть до 2010 года и считался самым дешевым вазовским автомобилем.


С какого года в россии появился универсал кия про

«Четверка» появилась позже «пятерки» – у советских рабочих была своя непостижимая логика. В АЗ-2104 увидел свет в 1984 году. Он был создан на основе ВАЗ-2105. Недорогая и просторная машина полюбилась гражданам за исключительную грузоподъемность – ведь она без труда увозила в направлении дачи почти полтонны груза. Кстати, экспортный вариант «четверки» можно встретить не где-нибудь, а в Англии!


С какого года в россии появился универсал кия про

Самой популярной за всю историю АвтоВАЗа стала «шестерка», сошедшая с конвейера в 1976-ом. Она выпускалась тридцать лет, и все это время в конструкцию постоянно вносились изменения, раз за разом продлевавшие машине жизнь на рынке.


С какого года в россии появился универсал кия про

В 1982 году автозавод закрыл тему «старой классики». В АЗ-2107 стал последним ее представителем. За основу «семерки» был взят ВАЗ-2105. Дешевая седьмая модель долгое время оставалась одной из самых продаваемых даже после развала Союза.


С какого года в россии появился универсал кия про

На смену классической серии в 1984 году пришла «Самара» (ВАЗ-2108). Казалось бы, ничего особенного, а ведь этот трехдверный хетчбэк положил начало эпохе ВАЗов с передним приводом. Правда, за характерный клиновидный силуэт модель окрестили «зубилом».


С какого года в россии появился универсал кия про

В 1987 году АвтоВАЗ подарил миру шедевр – пятидверный вариант «восьмерки» ВАЗ-2109 «Спутник». В начале 90-х «девятка» стала машиной мечты для всех крутых пацанов в кепках Mike и штанах Abibas. Смешно, конечно, но с ними лучше не шутить.


С какого года в россии появился универсал кия про

Первым постсоветским детищем завода стала «десятка» – ВАЗ-2110 (LADA-110). Наша главная претензия на иномарку. Серийный выпуск ВАЗ-2110 планировалось начать с 1992 года, однако из-за тотального кризиса планы плавно сдвинулись на 4 года.


С какого года в россии появился универсал кия про

В 90-е в Тольятти занимались в основном модификацией ранних моделей. Так, в 1997 году АвтоВАЗ разродился четырехдверным седаном ВАЗ-2115. Девушки кокетливо шутили, что у «девятки» наконец-то появилась попка, но для крутых пацанов это был не вариант.


С какого года в россии появился универсал кия про

Второе дыхание АвтоВАЗа началось в объятиях знойной женщины «Лада Калина». Ее прототип широкая публика увидела еще в 1999 году в виде хетчбэка, но он сошел с конвейера только через семь лет. Производство седана наладили в 2004-ом. Еще через год появился универсал. Со спортивным вариантом всех познакомил премьер Путин. Интересно, прокатится ли он на электромобиле?


С какого года в россии появился универсал кия про

Настоящей революцией стал седан «Лада Приора». В 2008 году завод, перейдя в ведение госкорпорации «Ростехнологии», вздохнул полной грудью после 20 лет бандитских войн и отпраздновал это событие выпуском «Приоры» хетчбэка, а в 2009 г. – универсала. Все новое – хорошо забытое старое. Сейчас уже в «Приоре» трудно распознать «десятку», а ведь без нее тут не обошлось.


С какого года в россии появился универсал кия про

Год назад на съезде Союза машиностроителей в Тольятти АвтоВАЗ презентовал машину «Лада Гранта». Новая модель, по мнению экспертов, удачно заменит уже привычные «Калину» с «Самарой». Налицо уже явная эволюция от простейшего организма до мыслящего существа.


С какого года в россии появился универсал кия про

Когда-то ВАЗ начинал строить машины с итальянцами, но в 21 веке французы и японцы ему оказались милее. В апреле 2012 года Россия увидела универсал повышенной вместимости «Лада Ларгус» – первый совместный проект АвтоВАЗа и альянса Renault-Nissan.


С какого года в россии появился универсал кия про

С какого года в россии появился универсал кия про

В 1971 году, спустя год после выхода в свет первой вазовской малолитражки (ВАЗ-2101), с конвейера Волжского автомобильного завода в Тольятти сошел опытный образец автомобиля ВАЗ-2102. Он многое взял от «единички», не только внешне, но и внутри: приборная панель и рабочее место полностью идентичны родительской версии. Тем не менее, с выходом «двойки» в автомобильном мире России случилась небольшая революция, потому что у нас в автопарке в массовом порядке стали появляться «универсалы». До этого момента в частном пользовании автомобилей с таким кузовом было очень немного: и «москвичи», и «волги» в удлиненной версии выпускались в супер-малом количестве и шли в основном в госучреждения. Зато, когда появилась 2102, модель сразу облюбовали дачники, а рекламируя ее для продаж за границу, вазовские маркетологи позиционировали ее как «удобную для перевозки мелких грузов и туризма».


С какого года в россии появился универсал кия про

Да-да, ВАЗ-2102 прекрасно продавалась и за границей – с экспортными названиями «Lada 1200 Kombi», «Lada 1200 Break», «Lada 1200 Estate».

Ее выпускали на предприятии с 1971 по 1985 год (в 1984 году завод выпустил преемника – ВАЗ-2104). Всего было собрано 666989 ВАЗ-2102. Однако до 2022 года из всех этих сотен тысяч дожили в России только 23270. Во всяком случае, по данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», именно такое число «двушек» состояло на учете в российском автопарке на 1 января 2022 года. Рекордсменом по симпатиям к ВАЗ-2102 стала Иркутская область: на дорогах области и в гаражах автолюбителей здесь содержится почти 2,8 тыс. подобных «раритетов». В пятерку регионов-лидеров попали также Красноярский край (1,6 тыс. шт.), Алтайский край (1,3 тыс. шт.), Краснодарский край (1,2 тыс. шт.) и Новосибирская область (930 шт.).


С какого года в россии появился универсал кия про

Конечно, они дожили до наших времен в совершенно разном состоянии. Некоторые давно представляют груду металлолома – и глядя на эту груду, начинаешь понимать, почему Минпромторг в последние годы все чаще запускает в тему для диспута запрет на передвижение автохлама по российским дорогам. Однако, когда видишь экземпляры 50-летнего возраста, поддержанные заботливыми руками – понимаешь, что дело, конечно, не в цифрах, записанных в техпаспорте. И прежде, чем принимать законодательные решения подобного рода, депутатам стоит все внимательно взвесить и предусмотреть какую-то возможность и для ухоженных «старичков». Пусть, например, просто проходят дополнительные техосмотры.


С какого года в россии появился универсал кия про

Вот что пишут сегодня владельцы «двушек» (отзывы мы нашли на просторах Интернета):


С какого года в россии появился универсал кия про

Или вот еще: «Так получилось, что решил я сделать подарок папе, а заодно и осуществить свою детскую мечту. Мне нужна была «двушка», 2102. Пригнали из Владимирской области, отмыли и наслаждаемся каждой минутой путешествия. Для странных людей, желающих ездить на старинных машинах как на новых, скажу: «Это неправильно по отношению к этим автомобилям. Они хорошо и безопасно ездят по дорогам общего пользования, но не в часы большого трафика. Когда же машин на дорогах прибавляется, то машина испытывает неудобства. Принудительное охлаждение двигателя не позволяет ей подолгу стоять в пробке, «бабуля» начинает нервничать. Но, если вам не важна аутентичность авто, уверяю вас, поставьте на добротную «двушку» электронное зажигание, пятисотый генератор, охлаждение от электровентилятора и колеса не И-151 – и как рабочая лошадка будет очень даже нормально. И вот что я скажу вам, друзья, всего пару месяцев покатался по Москве в такой машине – а впечатлений и эмоций от новых знакомств уже на пятилетку вперед!».


С какого года в россии появился универсал кия про

Напомним, что грузопассажирский универсал ВАЗ-2102 имел габариты: длина 4059 мм, ширина 1611 мм, высота 1458 мм, колесная база 2424 мм. Колея спереди/сзади – 1345/1304 мм. Кузов пятидверный, заднее сиденье откидывалось и образовывало ровную площадку. По сравнению с ВАЗ-2101 пружины подвески и амортизаторы «двушки» были дополнительно усилены, что позволяло сохранить грузоподъемность в 250 кг с двумя пассажирами (или 60 кг с пятью пассажирами). Автомобиль оснащали двигателем рабочим объемом 1,2 литра (64 л.с.) и 4-ступенчатой коробкой передач. Более мощные версии шли в основном для экспорта: ВАЗ‑21021 (1,3 л, 69 л.с.) и ВАЗ‑21023 (1,5 л, 77 л.с.).


С какого года в россии появился универсал кия про

Любопытно, что у «двушки» в числе модификаций, была в свое время и электрическая версия. Нам удалось найти информацию, что было выпущено 47 экземпляров ВАЗ-2102Э/2801 «Электро». В них нагрузку от никель-цинковых аккумуляторов воспринимала специальная алюминиевая рама. Так что конструкторы АВТОВАЗа всегда смотрели чуточку вперед. И если бы страна в свое время (в советские годы) не забирала у предприятия всю прибыль, а оставляла больше денег на развитие и разработки – может, и не пришлось бы потом обращаться с протянутой рукой к иностранным технологиям.

Сегодня, когда цены на автомобили взметнулись вверх (причем, не только на новые, но и на подержанные машины), нам захотелось посмотреть, во что оценивают свои гаражные сокровища владельцы ВАЗ-2102. Оказалось, что цены варьируются от 50 до 555 тысяч рублей, причем эта цена почти не зависит от возраста (совсем не важно, 40 лет машине или 50) и совсем не зависит от пробега (подозреваем, что за столько лет пробеги, вероятно, не соответствуют действительности, но даже если они выставлены «честно», в ситуации с очень возрастными автомобилями большее значение в глазах покупателя имеет состояние кузова, произведенные работы по его обновлению, а также переборка/замена механизмов и агрегатов). Ну, и, конечно, общий внешний вид.

Вот, например, ВАЗ-2102 за 175 тысяч рублей (на фото), внешне напоминающий ВАЗ-2106.


С какого года в россии появился универсал кия про

В объявлении указано, что это «авто гаражного хранения, по документам ВАЗ-2102 с передней панелью ВАЗ-2106». С 1997 года – в одной семье. Кузов красился один раз в 2000 году. Два года назад полностью делалось днище и «ходовка». Салон «ЛЮКС», движок от 2103 «ОГОНЬ», КПП-пятиступка, карбюратор 8-й, расход бензина 6 литров.

А вот так выглядит еще одна из кастомных версий ВАЗ-2102, в которую вложено много любви и заботы.


С какого года в россии появился универсал кия про

Лада Ларгус

Универсал «Лада Ларгус», запущенный в производство весной 2012 года, является копией модели Dacia Logan MCV. Версия под российской маркой получила новое оформление передка и прошла адаптацию к российским условиям. Уже в момент запуска локализация модели составляла 50%, а позднее под капотом «Ларгуса» прописались двигатели ВАЗ вместо импортных. Первое время интерес к новинке был настолько высок, что на покупку автомобиля существовали очереди в несколько месяцев.

Среди особенностей этого универсала — высокая крыша, просторный по меркам класса салон, наличие семиместной версии, распашные двери багажного отсека. В дальнейшем модельный ряд «Ларгуса» расширился за счёт модификации с кузовом фургон и варианта «Кросс» с увеличенным дорожным просветом.

Москвич-423

Ещё на этапе разработки седана «Москвич-402» возникла идея сделать из него столь нужный народному хозяйству фургон, а уже из фургона (соблюдая максимальную унификацию) универсал. Соответственно, и машина должна была выйти подобающей донору: пассажирам на оба ряда сидений предстояло попадать через две двери, а для багажа предусматривалась открывающаяся вверх «калитка». Но в результате тяжелую подъемную створку посчитали неудобной и даже опасной, а одинокую пару пассажирских дверей — рубящей на корню всю возможную универсальность кузова.

Первый советский распространённый универсал

В СССР универсалы выпускались в ограниченном количестве и практически не доставались физлицам. И самым первым относительно массовым стал Москвич-427.

Он выпускался на заводе МЗМА/АЗЛК с 1967 по 1976 г., вместе с известным Москвич-412.
Все основные агрегаты машины, в том числе и двигатель объёмом 1,5 л и мощностью 75 л.с. были унифицированы. А задняя часть перекочевала с модели 426, которая была создана на базе Москвич-408.

Салон автомобиля остался таким же: приборы те же, рычаг 4-ступенчатой коробки передач, руль, сидения без подголовников и элементы пассивной безопасности. Задние сиденья откидывались и таким образом можно было увеличить объём багажника.


С какого года в россии появился универсал кия про

Считается, что 427-й стал первым советским универсалом, который могли купить частные лица. Машины эти высоко ценили дачники и автотуристы.

Кстати, Москвич-427 часто отправлялся на экспорт и даже была версия с правым рулём.
А всего было выпущено 32 849 таких машин. В 70-х появился следующий универсал – Москвич-2137 и 427 пришлось свои позиции сдать. Теперь его можно встретить редко, скорее всего только в музеях ретро-авто.

Москвич-427 получил большее распространение, чем его предыдущие братья и показал себя на уровне базового седана. Но популярным он всё-таки не стал и его можно встретить лишь на выездных выставках.

ГАЗ-22 «Волга»

Универсал ГАЗ-22 «Волга» производился в Горьком с 1962 до 1970 года. Автомобиль предназначался только для государственных структур (скорая помощь, такси, торговые организации), но бывали случаи попадания универсала и в частные руки — как правило, это были экземпляры, списанные с автобаз.

Cвоим появлением ГАЗ-22 был обязан снятию с производства модели ГАЗ-12 «ЗИМ», ранее выполнявшей роль санитарных машин. Государству нужны были кареты скорой помощи, а новейшая «Чайка» ГАЗ-13 была слишком для этого дорогой.

Конструктивно универсал сильно отличался от базового седана ГАЗ-21. За средней стойкой кузова это был, по сути, другой автомобиль, даже панель пола была изменена. Из-за этого потребовалось внедрить много новых операций при производстве, для универсалов был смонтирован дополнительный участок отдельно от основного конвейера, а себестоимость модели выросла. Однако, несмотря на это, государство сочло приемлемыми такие расходы, ведь ГАЗ-22 был в то время практически единственным пригодным для «скорой помощи» автомобилем.

Универсалы СССР

Нашей стране после войны было совсем не до производства легковых автомобилей, а уж тем более не до изысков в плане кузова, поэтому мы подзатянули с развитием этой отрасли. Советские производства отдавали предпочтения грузовым автомобилям. Конечно, Советский Союз выпускал автомобили в кузове универсал, но особого обилия и выбора универсалов не было. Наверно даже и выпускавшиеся автомобили больше были похожи на коммерческий транспорт, чем на семейный автомобиль.


С какого года в россии появился универсал кия про

Москвич 423 – первый советский универсал, такие автомобили очень сильно уступали по комфорту и практичности заграничным аналогам, но наши соотечественники довольствовались и этим. Даже внешний вид автомобиля сделан как “из под топора”, если сравнивать с обилием Американских универсалов того времени (ни в коем случае не осуждаю советских инженеров). Зато у советских автомобилей было два огромных плюса – они были надежны и ремонтопригодны для того времени.


С какого года в россии появился универсал кия про

ГАЗ 22, выпускалась с 1962 года

Вот “Волга” уже действительно напоминала семейный автомобиль, но простой семье во времена СССР приобрести такой автомобиль не предоставлялось возможным. Г АЗ 22 не продавался в личное пользование. На базе этого универсала была сделана “карета” скорой помощи, больше 50% автомобилей направлялись именно туда. Много машин использовались как рабочие автомобили на предприятиях. Волгу продавали и за границу, там ее характеризовали как практичный, надежный и проходимый универсал.


С какого года в россии появился универсал кия про

Советская двойка ВАЗ-2102

Следом за этими автомобилями появились Москвич 426, 427, ВАЗ-2102, ИЖ-Комби-2125, ГАЗ-24, Москвич-2137, ВАЗ-2104. В СССР так сложилось, что предпочтение народ отдавал кузову седан и среднестатистическим советским гражданам если и доставался автомобиль, то это был именно он.

Лада Приора

После запуска «Калины» АвтоВАЗ занялся модернизацией семейства ВАЗ-2110. Но тольяттинцы сильно увлеклись, и появившуюся в результате «Приору» уже нельзя было назвать лёгким рестайлингом предыдущей модели: изменилась даже силовая структура кузова.

Универсал ВАЗ-2171 «Приора» встал на конвейер в 2009 году, через два года после седана. Дизайн задней части кузова заметно отличался от «одиннадцатой» модели (заднее крыло, например, стало единой деталью). Размер багажного отсека практически не изменились, но его отделка была улучшена. Выпуск универсала «Лада Приора» завершился в декабре 2015 года, хотя седан делают в Тольятти до сих пор.

Москвич-2136/2137

Очередной универсал завода АЗЛК получился путём совмещения кузова модели 426/427 с передней частью и салоном от нового седана 2140. Производство модели стартовало в 1976 году. Отличия от грузопассажирских машин предыдущего поколения — новые дверные ручки и передние стекла без форточек. Двигатели машинам 2136 и 2137 достались по наследству от «четыреста восьмой» и «четыреста двенадцатой» модели соответственно.

Читайте дальше: продолжение обзора «История отечественных универсалов».

ВАЗ-2102 «Жигули»

Тольяттинская машина — это Fiat 124 Familiare, доработанный по той же схеме, что и превратившийся в «копейку» простой «сто двадцать четвертый». В семидесятые годы универсалы уже перестали быть техникой только для государства, поэтому здесь царили уже совсем другие масштабы производства. За период с 1971 по 1986 год ВАЗ-2102 разошелся тиражом более 650 тысяч экземпляров!

Кузов машины был хорош тем, что к раскладывающемуся в ровную площадку заднему сиденью прилагалась багажная дверь, доходящая до пола багажника — это заметно упрощало погрузку-выгрузку. У модели было много вариантов исполнения с разными силовыми агрегатами, оформлением интерьера и расположения руля.

Лада Калина

В девяностых годах тольяттинцы озаботились выпуском автомобиля на ступень пониже, чем «десятое» семейство. Разработка велась уже с применением компьютерного проектирования, с прицелом на перспективные нормы безопасности. А ещё у этой модели снова появилось имя, а не только безликий индекс.

Серийная «Калина» с кузовом универсал появилась в 2008 году — после запуска производства седана и хэтчбека. Машина получила недоступное прежде оснащение: электроусилитель руля, центральный замок с дистанционным управлением, электропривод и обогрев зеркал, кондиционер, а в богатых версиях можно было рассчитывать еще и на фронтальные подушки безопасности. Кроме того, благодаря иной компоновке салона с более вертикальной посадкой значительно прибавилось пространство для пассажиров. Объём багажника универсала составлял 350 литров.

В 2013 году стартовало производство второго поколения универсалов «Лада Калина». Фактически, это был результат глубокой модернизации прежней модели, но машина получила новый дизайн, модернизированные моторы и коробки передач, а также опциональный «автомат» японской компании Jatco. В 2015 году в продаже появился универсал «Лада Калина Кросс» с увеличенным дорожным просветом.

ВАЗ-2104 «Жигули»

В 1980-х годах, повинуясь тогдашней моде, тольяттинские автостроители стали осовременивать «Жигули», и в 1984 году с конвейера сошел модернизированный универсал, получивший индекс ВАЗ-2104. В целом конструкция машины была такой же, как у ВАЗ-2102, но «четвёрка» получила иное оформление передка, новые внешние кузовные панели. Передние стекла лишились форточек, в салоне появились новые сиденья со съемными подголовниками, другие передняя панель и обивки дверей. Примечательно, что с 1999 по 2004 год мелкосерийно выпускалась дизельная модификация «четвёрки». Универсал ВАЗ-2104 стал настоящим долгожителем: производство модели завершилось только в 2012 году.

ВАЗ-2111

После «четверки» следующего универсала из Тольятти пришлось ждать весьма долго. В переднеприводном семействе «Самара» такого типа кузова попросту не было, так что грузопассажирский кузов снова появился на конвейере только с выходом в 1998 году модели ВАЗ-2111, багажник которой имел паспортный объём 426 литров.

Внешний вид уже сильно отличался от тех же «Самар»: место рубленых граней заняли плавные обводы в стиле «биодизайна». В этой машине вообще многое было впервые для ВАЗа: вклеенные стекла, бортовая система контроля, климат-контроль (нормально функционировал только зимой, так как не было кондиционера), гидроусилитель руля. Модель даже стала международной: после прекращения выпуска в России ее несколько лет собирали на украинском заводе «Богдан».

История появления кузова “универсал”

Однозначно сказать когда появился первый автомобиль в кузове универсал невозможно. Еще до Второй мировой войны были известны автомобили напоминавшие по своему внешнему виду универсал, но это были единичные и очень редкие случаи. Эти автомобили собирались не серийно. Изначально были автомобили в которых части кузова были сделаны из дерева, потом это плавно переросло в стиль Woodie, когда автомобиль просто украшали деревом. Вы наверно очень часто встречали такие автомобили в Американских фильмах.


С какого года в россии появился универсал кия про

Автомобиль в стиле Woodie

Со временем всё возрастающая скорость и надежность потребовала изменения тогдашних привычных форм и материалов. Массовое производство автомобилей в цельнометаллическом кузове универсал началось в 1940 годы. За реализацию этих идей принялись две фирмы Wyllis и Plymouth, их и принято считать основоположниками данного типа кузова.


С какого года в россии появился универсал кия про

1940 Plymouth Deluxe

Если с появлением первого универсала сложно определиться, то я с уверенностью могу сказать когда потребность в данном типе кузова резко возрастала. Это была Америка, 50-е годы, когда уже у населения появилась необходимость покупки авто, а так же возможность выбора. Семье требовался не только респектабельный автомобиль, но вместительный и практичный. Поэтому их выбор целиком и полностью был очевиден.


С какого года в россии появился универсал кия про

Рассвет эпохи универсалов пришелся на середину 50-х , конец 70-х годов. В данный период времени и появились разновидности таких автомобилей как трехдверные универсалы, спортивные универсалы, автомобили с 4-мя рядами сидений, универсалы-хардтопы и т.д. Уже в конце 50-х годов половина выпускавшихся автомобилей были именно универсалы.


С какого года в россии появился универсал кия про

В середине 70-х годов выпуск универсалов намного сократился, более популярны стали минивэны (которые приравнивались к легким грузовичкам), джипы и огромные внедорожники. К 2000 годам универсалы в Америке практически перестали выпускаться.


С какого года в россии появился универсал кия про

Трехдверный универсал Ford Mustang

В европейских странах универсал имел стабильную популярность в отличии от Америки и использовался как семейный автомобиль или коммерческий транспорт.

Москвич-426/427

«Москвичи» моделей 426 и 427 являлись «универсальными» версиями седанов 408 и 412 соответственно. На момент запуска в 1967 году у московских машин практически не было конкурентов, так как «Волги» не продавали «частникам», а на заводе в Тольятти только заложили первый камень, и до выпуска универсалов здесь было еще далеко.

На автомобилях первых годов выпуска багажная дверь состояла из двух половин, открывающихся вверх и вниз. Впоследствии задняя дверь стала цельной, поднимающейся вверх.

Отечественные «Москвичи» тогда вполне успешно продавались за рубеж. Интересно, что экспортные варианты универсалов получили некоторые особенности, например, четыре фары вместо двух. Отличия же двух моделей между собой заключались в двигателе и внешнем оформлении кузова. Со временем во имя унификации и, соответственно, снижения издержек наружный декор привели к единому знаменателю. Ну а в 1971 году к «универсалостроителям» присоединился и Тольятти.

Лада Веста

Седан «Лада Веста», производство которого стартовало в 2015 году, стал первой принципиально новой моделью АвтоВАЗа за три десятка лет. Здесь использовано множество решений, прежде не применявшихся в массовых моделях «Лады»: силовой агрегат отныне опирается на подрамник, рулевая рейка расположена снизу, рычаги передней подвески превратились в единую деталь, а сзади амортизаторы расположены отдельно от пружин.

Версия с кузовом седан уже стала хитом продаж, а в сентябре этого года на конвейер в Ижевске встал и долгожданный универсал. Заявленный объём багажника у него такой же, как у седана — 480 литров: силуэт с покатой крышей и унификация с четырёхдверкой не позволили сделать универсал вместительнее. Зато под фальшполом багажника универсала есть удобный органайзер, в отсеке появилась подсветка, а спинки заднего дивана складываются в соотношении 1/3 к 2/3.

Одновременно с обычным универсалом в продажу поступила и «внедорожная» версия «Кросс», которая выглядит эффектнее благодаря пластиковому обвесу кузова, 17-дюймовым колёсным дискам и увеличенному до 203 мм дорожному просвету (у обычной «Весты SW» он составляет 178 мм).

ГАЗ-31022 «Волга»

Если седан ГАЗ-31029 «Волга» представлял собой «двадцать четвертую» модель с заменой практически всех внешних кузовных панелей на оригинальные или взятые у номенклатурного ГАЗ-3102, то универсалу повезло меньше. Задняя часть машины полностью повторяла прежний универсал и уже не особо сочеталась со сглаженным передком «двадцать девятой». Салон также бережно сохранил задние складные сиденья-скамейки без ремней безопасности и возможности ехать на дальние расстояния. Но передняя панель все же была новая.

Появившийся позже универсал ГАЗ-310221 с внешним и внутренним декором от седана 3110 также не принес изменений в компоновку задней части автомобиля. По сути, универсал ГАЗ-24-02 со всеми последующими модернизациями и сменой индексов продержался в производстве без изменений 34 года — с 1972 по 2008 год.

ГАЗ 24-02 «Волга»

Подход к проектированию следующей модели Горьковского завода был кардинально пересмотрен. На этот раз создавалось сразу целое семейство, включающее, кроме седана, универсал и его санитарный вариант. Универсал ГАЗ-24-02 встал на конвейер в 1972 году.

У грузопассажирской модели значительно отличалась и организация внутреннего пространства салона. Вместо двух рядов сидений в новом универсале «Волга» было решено использовать трехрядную семиместную компоновку, причем два задних ряда представляли собой легко трансформируемые раздельные сиденья с обивкой из кожзаменителя, при этом уступающие в удобстве дивану седана. Зато при полной раскладке получалась ровная грузовая площадка, а запасное колесо можно было извлечь через отдельный люк под багажной дверью.

Москвич-411

Полноприводный вариант универсала под индексом 411 стал одним из первых вседорожников «четыре на четыре» с несущим кузовом! На конвейер он встал в 1958 году, практически одновременно с модернизацией базового универсала. Закончилось производство в 1963 году — к тому времени сделали всего полторы тысячи единиц модели.

Подвеска «Москвича-411» представляла собой два неразрезных моста на рессорах, а полный привод — жестко подключаемый, с понижающей передачей. Такой автомобиль считался идеальным вариантом для руководителя уровня председателя колхоза, которому по долгу службы приходится объезжать обширные территории хозяйства. На сравнительных испытаниях «Москвич» даже обошел по проходимости легендарный вездеход ГАЗ-69!

Характеристики и плюсы универсала

На сегодняшний день чаще всего универсал это “производная” седана, с большим объемом багажника и пятой дверью. Заводы серийного производства чаще всего выпускают вначале седан, а через небольшой промежуток времени с конвейера сходит и универсал. Современный “сарай” чаще всего имеет пять дверей (кстати в Северной Америке пятую дверь не признают), реже это трехдверный универсал. Неотъемлемый аксессуар универсала – “растянувшиеся” во всю крышу рейлинги, подчеркивающие его длину.


С какого года в россии появился универсал кия про

От хэтчбека универсал отличается длинной задней частью автомобиля, нередко длинна седана и универсала одинаковы, но иногда “универсальный” кузов немного длиннее. Именно по этой характерной черте можно отличить лифтбек от универсала, еще у лифтбека задняя дверь расположена под более острым углом. Крыша универсала длиннее, она плавно переходит в пятую дверь, чаще всего салон автомобиля объединен с багажным отделением.

Обычно сидения в таком кузове могут трансформироваться в ровный пол, это сделано для удобства перевозки длинного или объемного груза. Такая трансформация салона дает возможность с удобством переночевать двоим взрослым людям. Свободное место с таким положением сидений значительно превышает 1000 литров!


С какого года в россии появился универсал кия про

Универсал Skoda Superb

Все чаще универсалы делают с повышенной грузоподъемностью, обычно на 100-250 кг. У автомобилей одной и той же серии, одного и того же года, в разном кузове может отличаться подвеска. Многие умельцы предпочитают устанавливать усиленные детали на свой седан, что бы эксплуатировать его “по полной”.

Любители такой модели кузова знают очень много тонкостей, например заядлый фанат универсала никогда не купит автомобиль с порогом (когда при открытой задней двери, пол багажника перетекает в выступающий порог), это не практично для универсала. Есть множество моделей с отдельно открывающимся задним стеклом (когда задняя дверь закрыта и можно открыть только окошко).

На самом деле вариаций этого кузова огромное множество, от двустворчатых дверей, до заезжающего автоматического порожка.


С какого года в россии появился универсал кия про

Необычный универсал от Aston Martin

Все чаще универсалы стали покупать как семейные автомобили, ведь в этот вместительный кузов можно усесться всей семьей и отправиться в долгое путешествие, прихватив с собой массу необходимых вещей. Да, Вам действительно не придется в чем то себя ограничивать, беспокоиться что вещи не влезут в багажник и придется тесниться в салоне.

Сегодня у каждого бренда есть этот тип кузова. С каждым годом популярность универсалов набирает обороты. Они не только практичнее седанов, но и выглядят более эстетично и выдержанно. Теперь это уже не тот автомобиль, напоминающий “рабочий сарай”, теперь это SW (Sport Wagon) от которого просто нереально оторвать взгляд.


С какого года в россии появился универсал кия про

Peugeot 508 Sport Wagon 2019

Так же следует отметить, что универсалы очень ценятся на вторичном рынке. Продать “вагон” в достойном состоянии не составит никакого труда.

Минусы универсала

Хоть я и расхвалил универсал, стоит все-таки упомянуть о минусах этого кузова, их не так много:

На этом скудный список минусов заканчивается. Однозначно плюсов у данного кузова в разы больше. На самом деле вкусы у всех разные: кому-то по душе седан и хэтчбэк, а кто-то отдаст предпочтение универсалу. С большой уверенностью могу сказать, что универсал полюбиться всей семье и станет незаменимым помощником. Если Ваш выбор пал на SW, то его внешний вид несомненно будет притягивать взгляды прохожих!


С какого года в россии появился универсал кия про

Читайте также:  Дневные ходовые огни рио 4 замена
Оцените статью
Киянова.ру