Содержание
- Проверка и замена регулятора холостого хода на Рио
- Что значит «плавают обороты холостого хода»
- Причины нестабильных оборотов
- Лямбда-зонд
- Причина в генераторе
- Катушки и свечи
- Причина в подаче топлива или бензина
- Электронные причины
- Заключение
- Видео
- Признаки неисправности ДПКВ
- Причины поломки датчика коленвала Kia Rio 3
- Характеристики и диагностика сенсора
- Выбираем ДПКВ
- Замена датчика коленвала Киа Рио 3
- Признаки грязного дроссельного узла
- Ошибки при чистке
- Чистим дроссель Киа Рио 3
- Возможные сложности
- Адаптация дросселя
- Назначение датчика холостого хода
- Принцип работы
- Конструктивные особенности
- Где находится РХХ?
- Признаки некорректной работы РХХ
- Основные поломки и неисправности РХХ
- Импульсная проверка на самодельном стенде
- Как почистить регулятор холостого хода?
- Что нужно знать при замене РХХ?
- Советы для продления срока службы РХХ
- Нюансы выбора датчика
- Сколько стоит регулятор холостого хода?
- Видео «Самостоятельная калибровка и снятие штока с РХХ»
- Основные данные
- Привод
- Дополнительно про Kia
Проверка и замена регулятора холостого хода на Рио
На холостом ходу двигатель Рио постоянно глох, так ездить вообще невозможно. Сделал диагностику топливной системы и пришел к выводу, что нужно менять регулятор ХХ. Сам регулятор включает в себя конусный клапан и 2-полюсный шаговый электродвигатель. Электронный блок подает сигнал на электромотор, который сдвигает клапан, в результате чего меняется проходное сечение канала, по которому ходит воздух. Из инструментов нужен мультиметр и крестовая отвертка.
Выключаем зажигание, потом разъединяем фиксатор колодки моторной косы проводов. После этого выдергиваем провода с регулятора. Садимся в салон, включаем зажигание, берем мультиметр, переставляем его в режим измерения напряжения и делаем измерения между выводом колодки и массой кузова. Таким же образом проверяем и остальные выводы колодки. Всего придется сделать четыре измерения и результат их должен варьироваться в пределах 0,4-12 В. Далее нам нужно будет измерить сопротивление между выводами регулятор. Здесь измерения должны варьироваться в пределах 53-5,3 Ом.
В моем случае показания были слишком разными, а значит регулятор нерабочий, он нуждается в замене. Для этого мы отворачиваем пару винтов крепления к дроссельному узлу, вытаскиваем регулятор из дроссельного узла. Имейте в виду, что в соединении есть резиновый уплотнитель. Не нужно тянуть или надавливать на клапан регулятора, иначе вы сломаете регулятор. Хорошенько почистите посадочное гнездо, канал для потока воздуха в дроссельном узле и площадку под уплотнительным кольцом. Далее смазываем уплотнитель моторным маслом и инсталлируем новый регулятор в обратном порядке. Винты затягивать нужно под определенным моментом – 3-4 Нм.
После этого запустил силовой агрегат и убедился в том, что проблема полностью решена. Машина отлично работает в режиме холостого хода, нет рывков и провалов во время движения. Оказывается, мотор у меня очень даже приемистый, тяговитый. Хотелось бы сделать его еще более мощным, но к такому тюнингу я еще пока не готов.
Недавно я обратил внимание, что у меня не работает электрорегулировка фар. Пробовал нажимать и Датчик холостого хода у меня засорялся и раньше, но на другом автомобиле. Теперь подобная ситуация Никак не мог понять, почему у меня Спектра частенько глохла на холостом ходу. А накануне во время Что такое абсорбер? Это система, которая осуществляет улавливание паров. Очень часто у него выходит Спешу поделиться своей проблемой, возникшей при эксплуатации Киа Сид и способом ее решения.
Корейские автомобили Киа Рио 3 поколения оснащались бензиновыми ДВС объемом 1.4 и 1.6 литра. Как и любые моторы, двигатели с маркировкой G4FA и G4FC могут досаждать водителю типичными поломками и проблемами. Такой проблемой будет ситуация, когда плавают обороты холостого хода Киа Рио 3. Подробнее речь об этой «болячке» пойдет в материале.
Что значит «плавают обороты холостого хода»
Само выражение говорит о том, что число оборотов двигателя на холостом ходу без видимой причины внезапно повышается или понижается. Можно выделить ряд признаков, говорящих о том, что в силовой установке проблема:
- На холостом ходу стрелка тахометра Киа Рио 3 должна быть от 750 до 800 об./мин. Увеличение диапазона (от 500 до 1500 об.) должно насторожить водителя.
- При сломанном тахометре неисправность определяется по звуку работающего двигателя. Речь идет о неровной работе на холостом ходу, с повышением и понижением громкости звука.
Указанные признаки дают о себе знать одновременно. Если плавают обороты, или замечен хотя бы один признак, это должно насторожить водителя и побудить его провести осмотр двигателя и других, связанных с ним рабочих узлов.
Причины нестабильных оборотов
Признаки дают о себе знать по разным причинам. Задача детальной ревизии состоит в том, чтобы определить, какой рабочий узел ответственен за неисправность. Явление, когда плавает холостой ход, может быть спровоцировано некачественным топливом. Визит на СТО и ремонтные работы иногда вызывают этот эффект.
Если в неисправности повинен рабочий узел, то блок управления Киа Рио 3 ориентируется на некорректные данные. Компьютер начинает увеличивать или занижать обороты ДВС на холостом ходу. Во время проверки задача – сузить поиск и минимизировать цену.
Лямбда-зонд
Когда на корейском автомобиле Киа Рио плавают обороты, обратите внимание на лямбда-зонд. Датчик остаточного кислорода регулирует качество смеси (будет ли она бедной или богатой). Деталь чувствительна к качеству заправляемого горючего. Разбавленный бензин сказывается на работе датчика кислорода, провоцируя быстрый выход из строя. Заправлять авто лучше на проверенных АЗС.
Если проблема с плавающими оборотами Киа Рио 3 кроется в зонде, на панели появляется сигнал «CHECK».
Работая в тандеме с блоком управления, датчик влияет на набор или снижение холостых. Исправляется ситуация сменой заправки и установкой нового сенсора, замеряющего остаточный кислород в выхлопе.
Регламент технического обслуживания Kia Rio 3 с артикулами расходников подробно описан в этом материале.
Причина в генераторе
Навесное оборудование также может вызвать плавающие обороты Киа Рио 3. Речь идет о генераторе и его неправильной работе. Проверку легко осуществить включением во время езды дополнительного электрооборудования (печка, магнитола). Если обороты упадут или резко возрастут, нужно проверять генератор. Порядок работ:
- Сначала проверяется натяжение ремня навесного оборудования. Если нужно, ремень подтягивается или меняется.
- Осматривается питающий провод. Если высоковольтный провод пробит, возникает эффект «гуляющего» холостого хода. Замена проводки решит проблему.
- Тестируется демонтированный генератор.
Лучше доверить проверку мастерам из сервиса, но при должном опыте ее можно провести самостоятельно.
Подробно о снятии и ремонте генератора Рио 3 в этом материале.
Катушки и свечи
Воспламенение топливовоздушной смеси осуществляется свечами зажигания. К каждой свече на Kia Rio 3 идет своя катушка. Если деталь неисправна, своевременного появления искры ждать не стоит. При выпадении из рабочего режима одного из цилиндров, можно наблюдать картину, когда машина дергается на малых оборотах. Проявляет себя эффект «троения» мотора.
Проверку свечей можно организовать самостоятельно. Катушка демонтируется, свеча вынимается из колодца и осматривается. Нагар на электродах говорит о состоянии мотора. Забракованная свеча меняется на новую.
Если причина в катушках, то при компьютерной диагностики обнаружиться ошибка P0300 (P0301 — P0304).
Подробно описана замена свечей в этом материале. А текст о смене катушек по ссылке.
Причина в подаче топлива или бензина
Топливо-воздушная смесь (сокращенно ТВС) и ее качество зависят от состояния воздушного и топливного фильтров. Немаловажна и чистота форсунок, отвечающих за впрыск смеси в камеру сгорания. Грязный фильтр приводит к тому, что смесь оказывается бедной, мотору не хватает воздуха. Блок управления в этой ситуации наращивает обороты, чтобы затем резко снизить их. Наблюдается картина плавающего на холостого хода. Плавают обороты и, когда через загрязненные форсунки происходит неравномерная подача ТВС.
Проблема решается на автомобилях Киа Рио 3 путем покупки нового фильтрующего элемента и прочисткой форсунок. Прочистку лучше организовать в сервисной службе.
Электронные причины
Когда речь идет о чисто электронной причине неполадок с оборотами на Киа Рио 3, то проблема зачастую выявляется лишь в автосервисе. Обратить внимание стоит на датчики:
- расхода воздуха (о нем уже говорилось выше);
- положения дроссельной заслонки,
- положения коленвала;
- положения распредвалов;
- давления топлива.
Если выходит и строя один из указанных элементов, ЭБУ авто начинает работать некорректно. Неправильные команды, идущие на движок, приводят к плавающим оборотам.
Заключение
Когда плавают обороты Киа Рио 3, лучше сразу обратиться в сервис. Можно провести диагностику и выяснить источник неисправности самостоятельно.
Видео
Датчик положения коленвала Kia Rio 3 (сокращенно ДПКВ) синхронизирует работу систем впрыска топлива и зажигания.
От устройства идет сигнал на блок управления мотором. Прибор смотрит на зубчатый венец коленчатого вала (диск синхронизации), по пропускам зубцов считывается необходимая информация.
Если ДПКВ Kia Rio 3 выйдет из строя, ДВС заглохнет или не запуститься.
Чаще встречается другая неприятность (быстроустранимая), когда сигнальный провод или провод питания отсоединится от узла. Ниже речь пойдет о том, каковы признаки и причины неисправности прибора, как его заменить.
Признаки неисправности ДПКВ
По следующим признакам можно судить о неполадках датчика:
- отдача двигателя снизится, авто будет слабо тянуть при загруженности и при езде в горку;
- обороты ДВС будут «скакать» независимо от режима работы;
- возрастет расход горючего;
- педаль газа утратит отзывчивость, мотор не будет повышать обороты;
- на повышенных оборотах проявит себя детонация топлива;
- выскочит ошибка P0336.
Указанные симптомы могут говорить о неполадках других устройств Киа Рио 3, поэтому может потребоваться развернутая ревизия датчиков. Замена ДПКВ Киа Рио 3 производится, если доподлинно установлено, что этот прибор ответственен за проблемы в работе силовой установки.
Причины поломки датчика коленвала Kia Rio 3
Поломка датчика Киа Рио 3 возникает в силу ряда причин.
- Изменяется корректное расстояние между сердечником ДПКВ и диском, отвечающим за синхронизацию (установка новой детали, ремонт, ДТП, грязь). Норма от 0,5 до 1,5 мм. Регулировку производят предустановленными шайбами.
- Происходит обрыв проводки или возникает плохой контакт. При повреждении фиксатора ослабляется соединение фишки. Реже может наблюдаться картина, когда повреждена оплетка провода, есть перелом. Слабый или отсутствующий сигнал (он также может уходить на «массу») не позволяет блоку управления правильно координировать работу мотора.
- Нарушается цельность обмотки внутри ДПКВ Kia Rio 3. Повреждение обмотки происходит в силу постоянных вибраций, создаваемых работой авто, окисления, фабричного брака (тонкий провод), частичного разрушения сердечника.
- Повреждается отвечающий за синхронизацию диск. Зубья на реперном диске коленвала могут повредиться в результате ДТП или при неосторожно проведенных ремонтных работах. Кроме того, скапливающаяся грязь провоцирует неравномерный износ зубцов. Может также уйти метка при разрыве резинового демпфера.
Поскольку датчик коленвала Киа Рио 3 — неразборная деталь, в случае выхода из строя требуется полная замена. Это касается корпуса ДПКВ и проводки.
Тексты об обслуживании и ремонте Kia Rio 3 в этой рубрике.
Характеристики и диагностика сенсора
Датчик коленвала, устанавливаемый на корейские автомобили Киа Рио 3 поколения, обладает следующими техническими характеристиками:
- нижняя граница напряжения – 0,35 В;
- верхняя граница напряжения – 223 В;
- размеры в мм – 32*47*74;
- индуктивность обмотки – 280 МГц;
- сопротивление – от 850 до 900 Ом;
- вес – 59 г.
Каким образом можно продиагностировать ДПКВ Киа Рио 3? Алгоритм действий такой:
- Открывается капот.
- Находится колодка с проводкой, которая расположена под выпускным коллектором. Колодка отсоединяется.
- Щупами тестера подключаемся к датчику коленвала в режиме измерения сопротивления. Показания должны быть в диапазоне, указанном выше. Если значение ниже 850 Ом или выше 900 Ом, то устройство неисправно.
Замена требуется, когда проверка показала, что датчик не в порядке.
Выбираем ДПКВ
Выбор датчика коленвала Киа Рио 3 — оригинальная запчасть. Артикул оригинального датчика – 39180-26900 (39180 2B000), цена детали от 1 тыс. рублей. Ценовой разброс на аналоговые устройства небольшой – от 800 до 950 рублей. Ориентироваться стоит на следующий перечень:
- датчик фирмы Lucas (номер в каталоге SEB876, а также SEB2049);
- Topran (каталожный номер 821632),
- Autlog (номера в каталоге AS4677, AS4670 и AS4678);
- Meat & Doria (артикулы 87468 и 87239);
- Standard (18938);
- Hoffer (7517239);
- Mobiletron (CS-K004);
- Kavo Parts (ECR3006).
Обзор двигателей Kia Rio разных поколений в этом материале.
Замена датчика коленвала Киа Рио 3
Датчик коленвала Киа Рио 3 закреплен на блоке цилиндра под выпускным коллектором. Замена проходит в несколько этапов, причем всю работу можно выполнить самостоятельно. Инструменты для замены контроллера:
- ключ на «10»;
- торцовая головка;
- вороток;
- отвертка с плоским шлицем;
- чистая тряпка;
- новое устройство.
Алгоритм действий следующий:
- Автомобиль ставится над смотровой ямой, выжимается ручник, под задними колесами размещаются упоры. Можно поднять авто на подъемнике.
- На блоке цилиндров под коллектором, отвечающим за впуск, ищется датчик. Отсоединяется колодка проводов.
- Крепежный болт выкручивается. Устройство извлекается, вытирается сухой тряпкой.
- При помощи тестера проводится проверка ДПКВ Киа Рио 3 (в режиме измерения сопротивления).
- Очищается также посадочное место. Новый контроллер положения коленвала ставится на место.
- Вкручивается крепеж, соединяется проводка.
На этом замена датчика коленвала Kia Rio 3 заканчивается. Остается проверить слаженную работу двигателя на холостом ходу и на повышенных оборотах во время движения.
Датчик коленвала на Киа Рио 3 считывает информацию о положении вала по реперному диску с зубьями.
В случае некорректной работы устройства машина может попросту не завестись или внезапно заглохнуть в процессе движения.
Меня зовут Михаил Петрович – я основатель и руководитель этого проекта. С автомобилями связана вся моя профессиональная жизнь. 17 лет я работал автомехаником, начинал с работ по подвеске, потом научился ремонту двигателей. Уже 13 лет являюсь владельцем небольшого сервиса. Не так давно стал развивать несколько интернет проектов об автомобилях.
С помощью дроссельной заслонки (ДЗ) регулируется объём воздуха, который поступает в камеры сгорания двигателя.
На ней оседают микрочастицы пыли, пропущенные воздушным фильтром и копоть, проникающая из камеры сгорания. Со временем это приводит к залипанию и некорректной работе узла. Поэтому дроссельная заслонка Киа Рио 3 нуждается в своевременной чистке. Процесс подразумевает демонтаж, после установки на место понадобится адаптация.
Признаки грязного дроссельного узла
О том, что дроссель работает некорректно и возможно нуждается в чистке можно понять по следующим признакам:
- проблемы с запуском двигателя «на холодную», а в запущенных случаях и «на горячую»;
- мотор может заглохнуть, если после движения на высоких оборотах сбросить газ, включить нельтраль или выжать сцепление;
- холостой ход не ровный;
- при наборе или сбросе оборотов стрелка тахометра некоторое время не меняет своё положение.
Но не спешите обвинять в этих проблемах ДЗ, причина может быть вовсе не в ней.
Прежде чем приступать к чистке дроссельной заслонки Киа Рио 3 проведите её осмотр на предмет закоксовки и масляных отложений.
Ошибки при чистке
Чистка дроссельной заслонки Kia Rio 3 – занятие ответственное и кропотливое.
О том, как почистить правильно расскажем ниже, какие ошибки при этом совершают:
- Не лезьте к заслонке с тряпками сразу при возникновении описанных неполадок, приступайте к чистке только после диагностики системы.
- Некоторые водители в попытке сэкономить время пытаются провести чистку без демонтажа узла. Экономия отразится и на результате – нагар счистить качественно не получится, зато смытая грязь легко может попасть в двигатель.
- Не трите элементы с чрезмерным фанатизмом. Неосторожными движениями, сопряжёнными с чрезмерным усилием можно повредить как саму заслонку, так и датчик её положения (он находится рядом).
- Распространённая ошибка – использование металлических щёток. В Киа Рио для снижения сопротивления потокам воздуха заслонка и внутренняя полость узла имеют специальное молибденовое покрытие. При недостатке опыта молибден принимают за налёт и яростно трут щётками. В результате пропускная способность ДЗ меняется, она может начать пропускать излишний объём воздуха или из-за шероховатой поверхности появятся закусывания и подклинивания в работе.
- Двигатель Киа Рио управляется сложной электронной системой. После демонтажа, чистки и установки на место требуется провести адаптацию дроссельного узла, и настройку оборотов холостого хода.
Чистим дроссель Киа Рио 3
- пассатижи;
- вороток с головкой 10 мм и удлинителем;
- крестовая отвёртка;
- старая зубная щётка;
- универсальный очиститель карбюратора.
Чтобы добраться до дроссельного узла Киа Рио 3, придётся немного повозиться.
Он находится в левой части автомобиля по ходу движения рядом с масляным щупом.
- Снимите минусовой провод с аккумулятора. Дело в том, что к ДС управляется электронной системой управления, в процессе нам понадобится отключить соединяющую их клейму минус с АКБ.
- Открутите головкой на 10 три болта, которыми крепится корпус воздушного фильтра.
- Отвёрткой ослабьте болты на двух хомутах стягивающих воздуховод. Одной стороной патрубок крепится к корпусу фильтра, другой – к дроссельной заслонке.
Сняв все эти детали, вы освободите достаточно места для последующих манипуляций.
Теперь, когда больше ничего не мешает, можно приступать непосредственно к демонтажу нужного нам элемента.
Приготовьте заглушки для шлангов охлаждающей жидкости, которые надо быстро заткнуть после отсоединения от дроссельного узла.
- Отсоедините фишку с проводами, о которой упоминалось в первом пункте.
- Ослабьте хомут и стащите шланг, отвечающий за принудительную вентиляцию.
Чистка дроссельной заслонки выполняется мягкой ветошью, предварительно побрызгайте на загрязнённые участки очистителем карбюратора.
Сборка происходит в обратном порядке.
Между ДЗ и впускным коллектором имеется бумажная прокладка. Без повреждений снять вряд ли получится – бумага со временем прикипает к горячему металлу. Даже если вам повезёт и этого не случится, всё равно лучше купить и поставить новую. Артикул прокладки дросселя Kia Rio 3 – 28313-2В550.
В Киа Рио 3 за дросселем на входе в коллектор есть чёрная резинка, желательно заменить и её.
Ведь резина со временем трескается и рассыхается. Потеря герметичности между ДУ и впуском грозит подсосом воздуха, при этом датчики не смогут это отследить. В результате в камеры сгорания будет поступать бедная смесь, что приведёт к нестабильной работе мотора, повышенному расходу бензина и быстрому выходу из строя свечей зажигания.
Возможные сложности
Иногда бывает трудно отсоединить шланги, которые крепятся к дросселю. Из-за воздействия высоких температур они, как и прокладка могут прикипеть.
Некоторые проблемы может доставить разъём с проводами. «Фишка» снимается туго.
Поэтому при чистке дроссельной заслонки Киа Рио 3 стоит запастись терпением и действовать аккуратно.
Адаптация дросселя
- прогрейте двигатель до рабочей температуры и заглушите;
- подержите зажигание включённым около десяти минут, но мотор не заводите;
- выключите зажигание, закройте автомобиль на ключ и погуляйте 3-5 минут;
- вернитесь в машину и снова заведите мотор.
- поверните ключ зажигания в позицию «ON», подождите минуту;
- заведите мотор, дайте ему поработать 15 минут в холостую;
- выключите зажигание и снова подождите минуту.
На прогретом двигателе холостые обороты должны держаться в районе 650-700 об/мин.
По утверждению механиков дроссельная заслонка Киа Рио 3 должна чиститься от нагара раз в 50 тыс. км.
Виновниками её быстрого загрязнения могут быть топливо плохого качества или забитый воздушный фильтр. Но основная причина — картерные газы, приносящие с собой масляную пыль.
Правильная работа датчика холостого хода позволяет снизить износ поршневой группы, а также коленчатого вала автомобиля. В случае появления признаков некорректного функционирования устройства проверку контроллера можно произвести вручную, мультиметром или с помощью самодельного стенда.
Назначение датчика холостого хода
Назначение РХХ в автомобилях, оснащенных электронной системой зажигания:
- Микропроцессорный модуль составляет соотношение воздуха и горючего при создании топливовоздушной смеси в инжекторном силовом агрегате.
- Блок управления отмеряет определенный объем бензина или дизельного топлива.
- Электронный тип систем оснащается контроллерами коленчатого вала, положения дроссельной заслонки, детонации и расходомером. В соответствии с показаниями этих устройств происходит активация топливного насоса. Зажигание распределяется по конкретным цилиндрам ДВС.
- Если водитель отпускает педаль газа, топливная заслонка полностью закрывается. Это приводит к тому, что нарушаются пропорции горючей смеси. Продукты сгорания перемещаются в камеру при появлении разницы в давлении между выпускным и впускным коллекторами.
Датчик холостых оборотов в электронных системах зажигания выполняет функцию регулировки состава горючей смеси во время пуска двигателя. С помощью сигналов, которые отправляет контроллер, микропроцессорный модуль принимает решение об обогащении топлива. При этом он игнорирует показания, которые отправляет регулятор дроссельной заслонки. Датчик передает сигналы по линии. При необходимости в нем открывается свободный канал, по которому проходит воздух. Это приводит к выравниванию оборотов двигателя во время движения или на холостом ходу.
Пользователь Роман Лозовой представил подробный обзор контроллера от производителя Дженерал Моторз для автомобиля Дэу Ланос.
Принцип работы
Принцип действия клапана состоит в следующем:
- Блоком управления выполняется калибровка показаний датчика, если он обнаруживается в системе.
- Сам контроллер представляет собой шаговый электрический мотор. Он оснащается конусной иглой, которая располагается в специальном отверстии канала заслонки дроссельного узла.
- Регулятор не передает информацию на микропроцессорный модуль, но получает ее от него. Поэтому правильнее его называть не датчиком, а исполнительным механизмом – клапаном.
- Блок управления определяет по сигналу от расходомера, что в горючей смеси отсутствует воздух. Затем он сравнивает эти импульсы с теми, которые передает ДПДЗ.
- На регуляторное устройство поступает напряжение. Это приводит к выдвижению иглы из канала. недостающий объем воздуха подается в горючую смесь для смешивания.
Также микропроцессорный модуль получает импульсы об уровне температуры хладагента и моторной жидкости. Если двигатель запускается при низких отрицательных температурах, его необходимо прогревать, что позволит снизить износ элементов и узлов трения. Чтобы обогатить смесь, канал датчика холостого хода приоткрывается, для этого водителю не нужно жать на газ.
В начале работы устройства алгоритм действия такой:
- Ключ прокручивается в замке, зажигание активируется.
- Шток выдвигается до упора. Благодаря этому игла перекрывает байпасный канал.
- При упирании штока в калибровочное отверстие блок управления начинает отсчитывать шаги назад.
- Выполняется подача напряжения на обмотки. В результате клапан возвращается в изначальное открытое состояние.
Число обратных шагов настраивается при прошивке блока управления, этот показатель может изменяться в зависимости от модели устройства. К примеру, на ЭБУ Бош он составляет 50 шагов, а на модулях Январь – 120.
Пользователь Дмитрий Шарк рассказал вкратце о принципе действия, а также о диагностике контроллера холостого хода.
На входе коллекторного устройства в инжекторных двигателях используется дроссельная заслонка. Она оснащается индивидуальным контроллером определения положения в конкретный момент времени.
Когда выполняется запуск двигателя или силовой агрегат останавливается, происходит следующее:
- Микропроцессорный модуль получает данные об оборотах вращения.
- Затем блок управления анализирует работу силового агрегата, уточняет целевое назначение.
- Показания от контроллера дроссельной заслонки и воздуха сравниваются. Блок управления определяет, закрыта заслонка или нет. Также он может «понять», какая в цилиндры силового агрегата поступает смесь – обедненная или обогащенная.
- Происходит открытие клапана РХХ. Воздушный поток подается в обход заслонки. Это обеспечивает возможность поддержания оборотов на определенном уровне, запрограммированном заранее.
По факту в этом процессе участвует несколько устройств системы зажигания. Если двигатель автомобиля останавливается или глохнет из-за неполадок, проверка работы осуществляется вручную. Это связано с тем, что обратной связи у РХХ и системы диагностики нет.
Дизельные силовые агрегаты не оснащаются дроссельной заслонкой, поэтому в них не используются датчики холостого хода, они бесполезны.
Пользователь Alex ZW подробно рассказал о принципе действия контроллера РХХ в автомобиле.
Конструктивные особенности
Клапан конструктивно состоит из:
- шагового электрического моторчика;
- четырехпозиционного штока;
- пружинного элемента;
- иглы.
Когда РХХ только появились, они представляли собой роторные или соленоидные механизмы. Такие устройства имели два положения – открытое и закрытое. Это способствовало снижению эффективности регулировки оборотов ДВС. Сегодня в автомобилях применяются четырехшаговые датчики, характеризующиеся возможностью ступенчатой подачи по байпасу.
Сам регулятор холостого хода относится к категории расходных материалов, поэтому считается неремонтопригодным. Его можно восстановить при неисправности, но дешевле будет поменять полностью.
Где находится РХХ?
Устройство должно располагаться рядом с заслонкой дроссельного узла и ДПДЗ. В некоторых авто фиксация датчика может осуществляться непосредственно на корпусе заслонки при помощи лака. Иногда прибор крепится с использованием двух болтов, оснащенных специальными посадочными отверстиями. Главное, чтобы расстояние от иголки до посадочного фланца на установленном устройстве составляло 2,3 см.
Схема подключения контроллера холостого хода
К датчику холостых оборотов подводится один жгут, состоящий из четырех кабелей, он идет от микропроцессорного модуля. В результате такого подключения диагностика может вызвать определенные трудности. У автовладельца не получится просто подать напряжение на клеммы устройства, поскольку микропроцессорный модуль делает это импульсно.
Признаки некорректной работы РХХ
Симптомы поломки регулятора в авто:
- Мотор автомобиля перестал держать ход. При движении или стоя на светофоре обороты силового агрегата могут произвольно увеличиваться или падать, а затем возвращаться к нормированным. Возможно их зависание.
- Двигатель машины начал троить на холостом ходу. Слышна детонация – металлический стук из-под капота.
- Во время движения не происходит компенсации увеличившейся нагрузки на двигатель машины.
- Появились сложности в запуске силового агрегата. Если при пуске водителю приходится дополнительно жать на газ, это говорит об износе и необходимости замены датчика холостого хода.
- Прогревочные обороты отсутствуют либо поддерживаются на недостаточном уровне.
- Двигатель автомобиля может произвольно заглохнуть без видимой причины. Это происходит при езде на холостом ходу, сбросе педали газа или переключении рычага трансмиссии.
- Скорость прокручивания коленчатого вала может произвольно упасть при активации потребителей энергии. К примеру, системы кондиционирования или отопления, стеклоочистки, оптики и т. д.
Основные поломки и неисправности РХХ
Причины проблем с датчиком холостых оборотов:
- Обрыв электроцепи питания. Данная неисправность может быть связана с проводкой в авто, окислением или повреждением контактных элементов на колодке. Если соединение некачественное, то такая проблема будет проявляться периодически. Могут возникнуть сложности при диагностике устройства.
- Загрязнение штока, которое приводит к его некорректному ходу. Данная проблема является самой распространенной и проявляется в результате скопления грязевых отложений в каналах дроссельного узла. Если заслонка долго не чистится, то причину следует искать на штоке датчика.
- Выход из строя электрического моторчика. Отремонтировать такой прибор вряд ли получится, двигатель подлежит замене в сборе с регулятором.
- Разрушение уплотнительного элемента в результате износа. Проблема может появиться сразу после замены датчика, если вместо нового установлено старое кольцо.
- Износ штока. Если регулятор исправен, то перемещение шторки должно осуществляться без закусываний, не допускаются проскальзывания в червячных передачах. Чтобы определить состояние элементов конструкции, придется разобрать устройство.
О причинах, а также признаках неполадок в работе клапана холостого хода рассказал канал «Sdelaj Sam! Pljus interesnoe!».
Перед тем как проверить работу контроллера, выполняются следующие действия:
- Производится затяжка рычага стояночного тормоза. Под колеса транспортного средства необходимо поставить противооткатные упоры.
- Открывается моторный отсек автомобиля, от аккумулятора отсоединяется отрицательная клемма. Для этого ключом надо ослабить затяжку на фиксаторе.
- Выполняется осмотр подкапотного пространства. Необходимо найти регулятор холостого хода.
- От устройства отключается колодка с проводом.
Данный этап диагностики считается самым простым в плане реализации:
- От устройства отключается колодка с проводами.
- Выкручиваются два болтика, регулятор извлекается.
- Производится подключение датчика к микропроцессорному блоку. Контроллер при этом надо держать в руках.
- Выполняется запуск двигателя, желательно, чтобы это сделал помощник. В данный момент шток должен втянуться в катушку до конца. Это происходит в результате получения импульса от блока управления. Затем он должен выдвинуться на небольшое расстояние.
Проверка регулятора холостого хода вручную позволяет определить работоспособность штока. При ее выполнении можно убедиться, что деталь не сгибается и не заклинивает внутри устройства.
Но этот вариант проверки не дает 100-процентный результат. Возможно, установленная на автомобиле модификация датчика холостого хода не соответствует прошивке микропроцессорного блока. Шток выдвигается, но необходимая величина для его выдвижения неизвестна. Поэтому проверяется колодка и штекер, а маркировка имеется только на последнем.
При визуальной проверке необходимо произвести диагностику целостности электроцепей и катушек. Также следует проконтролировать состояния байпасного канала и иглы на предмет износа.
О выполнении проверки вручную, а также о других методах тестирования клапана холостого хода подробно рассказал пользователь Игорь Белов.
Проверить работу контроллера с использованием тестера можно так:
- От регулятора в моторном отсеке отключается разъем с проводом. Если автомобиль оборудован двигателем на 1,6 л, то заранее необходимо открутить два крепления дроссельного механизма к ресиверу. Затем он отодвигается от торца последнего примерно на 1 см.
- Сначала тестером выполняется диагностика электроцепи контроллера, чтобы убедиться, поступает ли на него напряжение или нет. Отрицательная клемма мультиметра соединяется с массой, то есть кузовом или двигателем автомобиля. Положительный контакт должен быть подключен к выводам А и D, они отмечены на разъеме.
- Выполняется активация зажигания, считываются показания тестера. Мультиметр предварительно необходимо настроить в режим работы омметра. Полученное значение напряжения должно составить не меньше 12 вольт. Если этот параметр ниже, то есть вероятность, что проблема состоит в разряде аккумуляторной батареи. При полном отсутствии питания надо убедиться в целостности электроцепи либо блока управления.
- Зажигание отключается. Следующим этапом будет диагностика непосредственно контроллера.
- Мультиметр перенастраивается в режим замера сопротивления, его клеммы поочередно соединяются с контактами А и В, а потом с С и D. Полученное значение диагностики должно составить около 53 Ом.
- Затем производится замер сопротивления между парами А и С, а также В и D. На них рабочая величина должна стремиться к бесконечности. Если полученные значения оказались другими, то датчик подлежит замене.
Импульсная проверка на самодельном стенде
Можно собрать самодельный прибор без чипов, его схема приведена ниже:
- В оборудовании применяется зарядка на 6 вольт. Ее можно взять от мобильного телефона.
- Колодки на разъемах приобретаются в любом тематическом магазине.
- При диагностике сначала производится отключение датчика от микропроцессорного модуля. Выполняется проверка хода штока. Если световой индикатор самодельного стенда будет гореть ярко, это говорит о том, что шток регулятора неисправен. Если лампочка будет гореть в половину силы, то механизм исправен.
Схема простого самодельного стенда для диагностики
Цена такого оборудования составляет не менее 1500 рублей. Учитывая низкую стоимость датчика холостого хода, использование фирменного стенда экономически невыгодно.
Как почистить регулятор холостого хода?
Чистка проверенного РХХ рассмотрена на примере автомобиля Шевроле Нива:
- Открывается моторный отсек и отключается АКБ. Для этого надо произвести демонтаж крышки воздушного фильтрующего устройства, который извлекается и убирается в сторону.
- Выполняется отключение колодки от контроллера воздуха. Разъем располагается на прорезиненой толстой гофре, соединяющей впускное коллекторное устройство и крышку воздушного фильтра. Данная колодка крепится посредством специальной П-образной скобы. При демонтаже она может выскочить, поэтому надо быть внимательным.
- Затем гофра отсоединяется от впускного коллектора, она фиксируется с помощью хомута. То же самое надо сделать с прорезиненым патрубком, он соединяет гофру с клапанной крышкой силового агрегата. Шланг фиксируется с помощью железной скобы.
- Отсоединяется тонкий патрубок, подключенный к впускному коллекторному устройству, он демонтируется вместе с ним. Этот шланг натянут на штуцер.
- Внутри патрубков можно заметить загрязнения в виде нагара и следов моторной жидкости. Все шланги подлежат очистке и промывке, после которых их надо продуть. Для выполнения задачи рекомендуется использовать специальное очистительное средство или жидкость WD-40. Главное, чтобы в комплекте с баллоном была трубка.
- Сам датчик холостых оборотов выполнен в черном пластиковом корпусе и устанавливается во впускном коллекторе. От него отключается штекер и выкручиваются два болта, которые фиксируют устройство. Процедура выполняется с использованием короткой отвертки с крестовым наконечником, предварительно с болтов надо удалить следы герметика. При демонтаже устройства нужно извлечь также уплотнительное кольцо.
- Выполняется очистка РХХ, для этого можно применять и топливо. Процедура осуществляется с использованием ветоши и ватных палочек. Нельзя лить в механизм много жидкости, чтобы не вывести его из строя. После каждой прочистки датчик должен окиснуть и высохнуть.
- Рекомендуется удалить грязь с впускного коллекторного устройства, загрязнения убираются с помощью тряпок. Выполняется очистка посадочного места датчика холостого хода по всей глубине. Также производится удаление загрязнений со штуцера устройства.
- После очистки производится сборка всей конструкции в обратном порядке. На датчик холостых оборотов устанавливается новое резиновое кольцо, после чего контроллер монтируется на место и фиксируется. К нему подключается разъем, обратно устанавливается воздушное фильтрующее устройство.
Что нужно знать при замене РХХ?
Чтобы поменять и произвести установку контроллера, позволяющего регулировать холостые обороты, надо обратить внимание на положение штока. Нельзя допустить, чтобы он был сильно выдвинут. Это может произойти, если перед выполнением монтажа устройство будет подключено к колодке и активировано зажигание. Руками вдвигать шток не допускается.
Если клапан с выдвинутой иглой поставить и затянуть фиксирующие винты, это может привести к повреждению устройства в результате срезания червячной передачи. Отремонтировать такой датчик не получится. В зависимости от модели транспортного средства после установки нового регулятора может потребоваться его калибровка. В некоторых авто эта процедура осуществляется с использованием специального оборудования или стенда.
На автомобилях ВАЗ калибровка выполняется так:
- К отрицательному выходу аккумулятора подключается клемма.
- Ключ в замке прокручивается, чтобы включить зажигание на десять секунд. Запускать силовой агрегат не нужно.
- Производится отключение зажигания.
Пользователь Овсюк рассказал о самостоятельной замене клапана холостого хода на примере автомобиля Лада Самара.
Советы для продления срока службы РХХ
Для увеличения ресурса эксплуатации датчика надо следовать простым правилам:
- Замена воздушного фильтрующего устройства должна осуществляться вовремя.
- Нельзя оставлять транспортное средство на длительную стоянку зимой. При низких отрицательных температурах автовладелец должен периодически запускать силовой агрегат, прогревать его и производить перегазовки. Это позволит разработать клапан, чтобы не допустить его заклинивания.
- Нельзя допустить попадания сторонних жидкостей в зону дроссельного механизма. Спреи для быстрого запуска двигателя обычно не представляют опасности для датчика, но ими лучше не переусердствовать.
Нюансы выбора датчика
Оригинальный контроллер холостых оборотов имеет маркировку типа ХХ-ХХХХХХХ-ХХ. Последние два символа определяют метку совместимости.
Подробнее о них:
- нечетные символы (03 и 01) являются взаимозаменяемыми, как и четные (04 и 02);
- данные группы устройств не могут быть заменяемыми, то есть четные нельзя ставить вместо нечетных.
Определить поддельный датчик холостого хода низкого качества можно по нескольким признакам:
- на упаковке устройства отсутствуют отличительные метки;
- наконечник штока имеет темный оттенок;
- желтый стикер на корпусе устройства не имеет рамки;
- оригинальные датчики оснащаются тонким черным уплотнителем, а подделки – толстым красным кольцом;
- корпус некачественного устройства будет короче на 1 см;
- неоригинальные датчики оснащаются белой пружинкой вместо черной, ее витки более редкие;
- на заклепках корпуса отсутствуют шляпки диаметром 3 мм.
Сколько стоит регулятор холостого хода?
Стоимость нового клапана зависит от производителя, а также марки транспортного средства.
Видео «Самостоятельная калибровка и снятие штока с РХХ»
Пользователь Руслан К рассказал о том, как в домашних условиях произвести демонтаж иглы с регулятора и выполнить его калибровку без специального оборудования.
Перед выявлением неисправности необходимо произвести визуальный осмотр
подкапотного пространства (элементов системы зажигания, датчиков,
трубок, шлангов), проверку плотности посадки контактов в соединительных
колодках, наконечников высоковольтных проводов в катушке зажигания и
свечах .
Причины неустойчивого холостого хода инжекторного двигателя, связанные с
системой зажигания
— Неисправны свечи зажигания
Неисправности свечей: залиты после неудачного пуска, «пробит» изолятор,
зазор между электродами не соответствует норме (0,9 – 1,1 мм), свечи по
калильному числу не соответствуют двигателю. Внешние признаки:
неустойчивый холостой ход, неравномерность выхлопа из глушителя
(периодические или частые пропуски). Необходимо продуть свечи: нажав до
отказа педаль «газа» и прокрутить двигатель стартером несколько секунд
(т. н. режим продувки). Вывернув их оценить состояние контактов, наличие
и цвет нагара, проверить зазор круглым щупом. Неработающие свечи очень
часто забиты нагаром или мокрые. Но в ряде случаев определить их
неисправность визуально невозможно, поэтому проще всего установить новый
комплект и проверить наличие холостого хода двигателя снова.
— «Пробиты» высоковольтные провода
Внешние признаки аналогичны свечным. Можно проверить исправность
проводов тестером в режиме омметра. Можно запустить двигатель в темноте
и наблюдать свечение на «пробитых» проводах. Помимо этого необходимо
визуально убедиться в целостности проводов и их наконечников, отсутствия
на них загрязнений и трещин.
— Неисправна катушка (модуль) зажигания
Вначале осматриваем катушку: проверяем наличие трещин и повреждений.
Потом проверяем ее тестером в режиме омметра (См. «Проверка модуля
зажигания»). Не прошедшую проверку заменяем на исправную.
Неисправности, связанные с системой управления двигателем (ЭСУД)
— Неисправен регулятор (датчик) холостого хода (РХХ)
Шток неисправного регулятора может не вовремя перекрывать канал подачи
воздуха необходимого для работы двигателя на ХХ под дроссельную
заслонку. Признаки неисправного регулятора помимо нестабильного
холостого хода: пуск двигателя с нажатием на педаль «газа», рывки и
падение оборотов при переключении передач и движении накатом,
«плавающие» обороты, холостой ход то есть, то нет, падение оборотов при
включении мощных электропотребителей. При этом на других режимах с
нажатой педалью «газа» двигатель может работать нормально без провалов,
рывков и дерганья. Датчик можно проверить тестером или заменить заведомо
исправным (отрегулировав выступание его иглы).
— Неисправен датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)
Неисправный ДПДЗ может выдавать на блок управления неверную информацию о
положении дроссельной заслонки. В результате на холостом ходу обороты
двигателя могут сильно повышаться и с неохотой снижаться до нормы или не
снижаться вовсе. ДПДЗ можно проверить тестером или заменить исправным.
— Неплотно закрывается дроссельная заслонка
Необходимо проверить плотность закрытия воздушной заслонки сняв корпус
воздушного фильтра. Нажав несколько раз на педаль «газа»
проконтролируйте четкость работы привода заслонки и ее
открытие-закрытие. При наличии нагара в дроссельном узле, мешающем
плотности закрытия заслонки удалите его например, очистителем
карбюратора.
— Неисправен датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ)
По показаниям датчика блок управления определяет величину и
продолжительность впрыска, насколько отодвинуть шток РХХ и открыть
доступ воздуха в двигатель. Если ДТОЖ неисправен, то например, на морозе
блок не разрешит сильно обогащать смесь при пуске и на холостых
(двигатель или не запустится, или запустится, но будет «троить»). А в
жару наоборот дать богатую смесь и обороты ХХ будут зашкаливать.
— Неисправен датчик скорости (ДС)
Признаки: после остановки автомобиля двигатель работает неравномерно,
потом обороты стабилизируются, падение оборотов при переключении передач
и движении накатом.
— Неисправен датчик концентрации кислорода (ДК)
Возможно, вышел из строя чувствительный элемент датчика (например, из-за
применения некачественного топлива, применения несоответствующих
герметиков при ремонте двигателя), перегорела спираль подогрева или
неисправна электрическая цепь. Возможно, закупорено отверстие для
подсоса воздуха в датчике (грязью, антикором). Предварительно проверить
датчик можно тестером без демонтажа, но желательна проверка на
диагностическом оборудовании.
— «Подсос» постороннего воздуха во впускной тракт
Проверьте плотность посадки шлангов идущих к дроссельному узлу и на
вакуумный усилитель тормозов, крепление хомутов. Шланг на вакуум можно
пережать, чтобы исключить его влияние на работу двигателя.
— Не отрегулированы зазоры в клапанном механизме
Проверьте и отрегулируйте при помощи шайб зазоры в клапанном механизме.
— Изношены кулачки распредвала
Можно определить визуально или проверкой микрометром.
— Нарушены фазы газораспределения
Ремень привода ГРМ перескочил на зуб-другой. Или, при проведении ремонта
метки на шкивах выставлены с отклонением.
— Низкая компрессия в цилиндрах двигателя
Изношены, поломаны либо залегли кольца на поршнях, прогорел клапан.
Выявить неисправность можно измерением компрессии в цилиндрах двигателя.
— Зубчатое колесо сместилось относительно шкива привода генератора.
В результате управляющий импульс от датчика положения коленчатого вала
приходит не вовремя.
Причины, связанные с системой питания (системой подачи топлива) и
системой улавливания паров топлива
— Засорен топливный фильтр
Периодичность замены топливного фильтра 30.000 км пробега, но можно и
чаще с учетом качества топлива.
— Низкое давление в системе питания
Возможно, неисправен регулятор давления на рампе (постоянно открыт
сливной канал), бензонасос или повреждены топливные магистрали.
Необходим визуальный осмотр и проверка давления в системе питания
(2,5-3,5 бар).
— Засорены форсунки
В этом случае перебои в работе двигателя возможны не только на холостом
ходу, но и на других режимах. Выхлоп из глушителя с неравномерными
частыми пропусками. Возможны повышенные обороты ХХ из-за их
негерметичности.
— Неисправен адсорбер
В первую очередь проверьте трубки идущие к адсорберу.
Примечания и дополнения
— При выходе из строя датчиков системы управления двигателем (ЭСУД)
загорается лампа «Проверь двигатель» на щитке приборов.
Технические характеристики Kia Rio 1.5 / Киа Рио в кузове 5 дв. универсал с двигателем 97 л.с, 4АКПП, выпускавшихся c 2003 г. по 2005 г.
Основные данные
- Крутящий момент, Нм/об. в мин.: 132/4500
- Время разгона до 100 км/ч, сек.: 14
- Расход топлива (смешанный цикл), л. на 100 км.: 8.7
- Расход топлива (в городе), л. на 100 км.: 11.5
- Расход топлива (за городом), л. на 100 км.: 7.1
Привод
- Передняя: Амортизационная стойка
- Задняя: Винтовая пружина