Содержание
За пуск мотора современного легкового автомобиля отвечает электростартер – это известно каждому водителю, правда, не все автолюбители знают, что, кроме ключа, есть несколько устройств, регулирующих его включение В случае их отказа, «картина» неисправности будет указывать на то, что именно стартер не работает, но устранению проблемы не помогут ни переборка, ни полная его замена. Давайте рассмотрим основные причины, почему при повороте ключа в замке зажигания машина не хочет заводиться, способы диагностики, и «пройдемся» по базовому списку неисправностей пускового механизма. Не будем отвлекаться на другие причины, вроде отказавшего датчика коленвала — изучим только те, которые напрямую касаются пускового устройства.
- Что такое электростартер
- Stacan
- Гoсть
- Bokser
- АСЕПТОЛОГ
- Ank1808
- OceanSoul
- Износ втулок или подшипников стартера
- Поломка зубьев бендикса или венца маховика
- Как понять, что виноват именно стартер
- Подгорели контакты
- Стартер молчит при включении зажигания
- Проблемы с запуском
- Кто сейчас на конференции
- Неисправность щеточного узла
- АКБ
- Заклинило обгонную муфту
- Не включается втягивающее реле
- Замкнули обмотки статора или ротора
- Неисправности цепи управления
- Плохой контакт в замке зажигания
- Что проверять, если стартер не крутит
- Дополнительно про Kia
Что такое электростартер
Стартер автомобиля – это компактный электродвигатель постоянного тока, коллекторного типа, на валу которого стоит шестерня, совпадающая по профилю с зубьями на маховике. На корпус этого электромотора прикручено тяговое реле (соленоид), сердечник которого в момент поворота ключа толкает шестерню в зацепление с маховиком и одновременно – смыкает контактную пластину – делает «мостик» для питания обмоток.
Ротору остается только приложить усилие, провернуть маховик и запустить двигатель. Прилагается усилие обычно через понижающий редуктор, поскольку штатная скорость вращения моторчика – высокая. Пока пусковой механизм будет крутиться, шестерня бендикса будет прижиматься к маховику. Чтобы двигатель не начал после запуска вращать сам стартер, эту шестерню посадили на обгонную муфту, которая размыкает зацепление, когда скорость маховика станет больше скорости шестерни. В зацепление бендикс приводится «вилкой-рычагом», которую качает сердечник «тягового». Как только происходит запуск ДВС, и ключ возвращается в предыдущее положение — ток в обмотке реле — пропадает, шестерня возвращается под корпус, оставаясь там зафиксированной.
Stacan
в клубе с 23.08.2011
Столкнулся с проблемой, приехал заглушил мотор, заправился, сажусь обратно, поворачиваю ключ в первое положение, выжимаю сцепление, а авто не заводится (стартер не крутит), выглядит т.к. будто бы я просто не выжал сцепление. Индикаторы загораются, стрелки делают круг почета, аккумулятор не севший 12,9 вольт. Дело не в бензине.
Автомобиль завел с толкача, доехал до дома все нормально, глушу мотор, опять не заводиться. Опять толкнули ребята, завелся, поставил на автоподзавод, с брелка заводиться, поеду во вторник к диллеру, а на раньше не записывают.
Кто сталкивался с такой проблемой? что можно сделать?
Guest
Сига может дурить.попробуй настройки скинуть на дефолт,поставить-снять с охраны и завести с ключа.но это если потом сможешь автозапуск настроить.
Гoсть
в клубе с 01.01.1970
сообщений: 10 956
Лучше на дефолт и дать отработать.если чего-то блокирует,то есть вероятность снять блок.и если заведется,вот тогда можно и в валет.можно и оба варианта испробовать.
Автор-сига какая?
Bokser
в клубе с 03.09.2012
Один к одному как у меня, проблема была в сиге, сгорел блок управления стартером, у меня на второй день эксплуатации так было, эвакуатор приезжал сига “Шерхан”?
шерхан 5 ))) почему улыбаюсь потому что ставили ее официалы
АСЕПТОЛОГ
в клубе с 17.12.2011
сообщений: 2 827
Ank1808
в клубе с 09.10.2012
Итог: ездил к ОД не приняли мест не было, и только по записи ,ссылались на большое количество машин в связи с двухдневной инвентаризацией, поехал домой, нашел место с уклоном (на случай если не заведусь с ключа), остановился заглушил, и о чудо все заводиться все в поряде. в чем была проблема теперь никто не знает.
OceanSoul
в клубе с 19.12.2012
Износ втулок или подшипников стартера
Эта неисправность не возникает «вдруг», а дает о себе знать задолго: все чаще авто не хочет заводиться с первого раза, не крутит стартер, или вращает, но не так интенсивно, хотя АКБ показывает нормальную зарядку. Проблема возникает чаще «на горячую», а постоявший ночь, остывший двигатель – заводится «с полпинка». Чтобы определить перекос изношенных втулок, узел нужно снять и разобрать. Попутно – могут вскрыться еще несколько поводов, почему стартер «молчит»: вроде изношенных щеток, подгоревших ламелей или распайки.
Износ коллектора якоря
Поломка зубьев бендикса или венца маховика
Эта проблема проявляется обычно на автомобилях с солидным пробегом, особенно – после недавней замены маховика, или ремонта пускового механизма. При повороте ключа стартер – усиленно делает попытки запускать мотор: щелкает, жужжит (иногда с визгом), но ДВС не стартует. Здесь проблема в зацеплении.
Поломанные зубья бендикса
Если при пуске ДВС авто со стороны стартера возникают любые посторонние звуки – это повод проверить его как можно скорее. Иначе он «напомнит о себе» в дороге.
Как понять, что виноват именно стартер
Источников проблемы может быть несколько: села батарея, отказало реле, нет нормального контакта, замкнули обмотки или поврежден сам механизм стартера. Плюс еще парочка «болезней», присущих определенным моделям.
Неисправности пускового оборудования авто делятся на два типа: отсутствие контакта (или замыкание), и механическую поломку (износ, или разрушение).
Различить их можно по обстоятельствам, при которых вы не смогли запустить мотор машины.
Например, вы включили зажигание, загорелась «приборка», прожужжал топливный насос, толкаете ключ во второе положение, а дальше, после поворота ключа есть 5 вариантов:
Первый вариант – указывает на потери тока на отрезке «АКБ – клемма стартера» в силовой цепи, отсутствие контакта в управляющей, на износ щеток, либо на отказ втягивающего реле.
Второй вариант – на плохой контакт на «пятаках», или где‐то в управляющей цепи, либо — на межвитковое КЗ, возможно — износ и перекос втулок, из‐за которого электромотор не может провернуть бендикс.
Третий – вероятнее всего «говорит» о низком заряде батареи, отсутствии надежной «массы», или неисправности со стороны ДВС (густое масло на морозе, клин генератора, и т. д.).
Четвертый — однозначно указывает на внутреннюю поломку: оторвались магниты, раскрошились щетки, либо — разрушился игольчатый подшипник.
Пятый – преимущественно говорит о механической поломке бендикса (слизаны или выкрошились зубцы, муфта не «выходит» – не достает до маховика), или зубцов планетарного редуктора.
Подгорели контакты
Последовательно: аккумулятор, силовой провод, контактный диск втягивающего и щеточный узел электродвигателя — образуют цепь высокой нагрузки, пропускающую через себя ток силой от 150 до 300 А. При работе вся цепь ощутимо нагревается, а особенно — контактный диск. Если машина стала плохо заводиться и вам приходилось долго крутить стартер — клеммы силовых болтов оплавляются, их поверхность разрушается, перестает проводить ток.
Оплавленная клемма аккумулятора
Для проверки проводимости – нужно снять реле со стартера, взять мультиметр, зафиксировать один его щуп на один силовой болт, второй – на другой. Измерять сопротивление нужно нажав пальцем на якорь соленоида (замкнув контакт). Тоновый сигнал – будет означать, что «пятаки» проводят ток нормально, цифры — что на них образовался нагар, окисел или повреждение, мешающее проводимости.
Стартер молчит при включении зажигания
Итог всей возни. Подергал провода на стартере, завелся раз завелся два. Но потом снова пробел. Поехал на станцию, указал конкретно на контакт стартера. Электрик снял провод , все обросло окислом. Почистили смазали. Вот четыре дня, тьфу,тфу езжу и заводится. Всем спасибо!
Сообщения: 44Зарегистрирован: 09 янв 2008, 22:44Откуда: г. ВидноеБлагодарил (а): 0 раз. Поблагодарили: 0 раз. Имя: АлександрАвтомобиль: Sorento BL, 2.5TD (170 л/с), TOD, ATГод выпуска: 2007Доп. информация: EX (кожа-люк), цвет мокрый асфальт
Проблемы с запуском
korshioleg
» 08 окт 2009, 14:35
помогите советом. вчера вечером поставил ам на Р и заглушил,чез 1-2 начал заводить, стартер молчит,перевел ручку с Р на R и обратно на Р , завелась. ездил,глушил,заводился- все нормально,поставил на ночь на улице, утром нырк а стартер молчит
Сообщения: 6Зарегистрирован: 08 окт 2009, 13:34Откуда: тольяттиБлагодарил (а): 0 раз. Поблагодарили: 0 раз. Имя: олегАвтомобиль: Sorento BL, 2.5TD (170 л/с), TOD, ATГод выпуска: 2008Доп. информация: акпп
stanislav
» 08 окт 2009, 15:00
korshioleg писал(а):перевел ручку с Р на R и обратно на Р , завелась
Вот тут и надо искать-концевик блокирует стартер
Партнёр КлубаСообщения: 2172Зарегистрирован: 30 апр 2008, 22:45Откуда: МоскваБлагодарил (а): 0 раз. Поблагодарили: 4 раз. Имя: ВячеславАвтомобиль: Sorento BL, 2.5TD (170 л/с), TOD, ATГод выпуска: 2008
korshioleg
» 08 окт 2009, 15:06
а как до него добраться?
Vicktor2009
» 08 окт 2009, 15:33
stanislav писал(а):концевик блокирует стартер
Точно он – защита от “дураков” если есть гарантия – лучше сам не лезь ! На сервис !
Сообщения: 2000Зарегистрирован: 25 фев 2009, 11:09Откуда: Санкт ПетербургБлагодарил (а): 0 раз. Поблагодарили: 8 раз. Имя: ВикторАвтомобиль: Sorento BL, 2.5TD (170 л/с), Part-Time, MTГод выпуска: 2006
Вован
» 22 окт 2009, 13:26
у товарища такая же проблема была. замените АКБ и будет вам щастя!
Сообщения: 27Зарегистрирован: 04 ноя 2008, 10:33Откуда: ЛуганскБлагодарил (а): 0 раз. Поблагодарили: 0 раз. Имя: ВованАвтомобиль: Sorento BL, 2.5TD (170 л/с), TOD, ATГод выпуска: 2007
Izh-Lis
» 29 окт 2009, 17:10
При запуске холодного двигателя в мороз, иногда вхолостую прокручивается стартер. Это чем может быть вызвано, износом звездочки стартера? ЗЫ: В прошлую зиму такого не замечал.
Сообщения: 41Зарегистрирован: 24 дек 2008, 19:15Откуда: ИжевскБлагодарил (а): 0 раз. Поблагодарили: 0 раз. Имя: СергейАвтомобиль: Sorento BL, 2.5TD (14X л/с), TOD, ATГод выпуска: 2002Доп. информация: Limited ПРОДАН
agaev
» 29 окт 2009, 18:04
эта звездочка называется БЕНДИКС. меняй пока совсем не умерла.потом на морозе намучаешься
Сообщения: 103Зарегистрирован: 30 сен 2008, 09:53Откуда: МоскваБлагодарил (а): 0 раз. Поблагодарили: 1 раз. Имя: МихаилАвтомобиль: Sorento BL, 2.4 (141 л/с), TOD, MTГод выпуска: 2007
Izh-Lis
» 07 ноя 2009, 12:00
Бендикс под номером 3?
zan
» 30 ноя 2009, 12:52
Были проблемы с запуском. Как будьто аккумулятор сел. Утром трескотня стартераНарыл: 1. Минусовой к двигателю – покрашено все, даже болт. Зачистка2. Ослабли контакты на втягивающем. Подтянуть. Месяц прошел – полет нормальный, а то даже летом, час громкой музыки и беги за подзарядкой.
Сообщения: 5Зарегистрирован: 05 янв 2009, 08:46Откуда: ПермьБлагодарил (а): 0 раз. Поблагодарили: 0 раз. Имя: АндрейАвтомобиль: Sorento BL, 2.5TD (170 л/с), TOD, ATГод выпуска: 2008
Coach76
» 06 дек 2009, 11:32
Сообщения: 13Зарегистрирован: 25 авг 2009, 16:22Откуда: Петрозаводск, КарелияБлагодарил (а): 0 раз. Поблагодарили: 0 раз. Имя: ИванАвтомобиль: Sorento BL, 2.5TD (170 л/с), Part-Time, MTГод выпуска: 2008
Gena
» 06 дек 2009, 19:49
Ребята такая же заморочка была и у меня,после того как заменили стартер по гарантии. А вот проводок подходящий к стартеру был надет слабо. Теже симптомы то заводилась то молчала. И в один момент пошурудив как только смог достать до стартера зацепил этот самый проводок и машинка завелась. После чего надежно одел ножевой контакт и все стало на место.
Сообщения: 140Зарегистрирован: 23 фев 2008, 17:25Откуда: SimferopolБлагодарил (а): 0 раз. Поблагодарили: 1 раз. Автомобиль: Sorento BL, 2.5TD (170 л/с), Part-Time, ATГод выпуска: 2007Доп. информация: хороший авто
vestige
» 07 дек 2009, 09:23
Привет всем! На днях и меня такая проблема посетила. На вечер обещали мороз -27. В обеденный перерыв я съездил на заправку и до “полного” добавил бак соляркой. Было еще тепло, -7. Припарковал машину и на работу. Через 4 часа машина уже заводилась. Панель светится, свет есть, а стартер не крутит. Даже щелчков нет. После двухчасовой возни попал на станцию. Итог: предохранитель №10 окислился вследствие слабых зажимов. Уехал домой своим ходом, а на утро история повторилась! Машина завелась с пульта. Решил доделать вчерашние косяки, ну там кожух поставить на аккумулятор, крепления затянуть. При этом на заведенной машине откидывал провода. Машина прогрелась! Выезжать, а задняя передача не включается! Вперед – пожалуйста, а на зад ни как. Ну, думаю, все! Лиж-бы выдернули из гаража! А там прямиком на СЦ Кия Моторс!Проблема решилась сама собой! Заглушил двигатель. Заводить – опять тишина! Мне в местном сервисе подсказали заводить машину на нейтрале. Так и сделал. Все поехали. Но сегодня уже неделя прошла. Все нормально. Но думаю надо обратиться в СЦ Кия Моторс.
Сообщения: 63Зарегистрирован: 15 июл 2009, 08:06Откуда: г. КиселевскБлагодарил (а): 0 раз. Поблагодарили: 0 раз. Имя: ОлегАвтомобиль: Sorento BL, 2.5TD (170 л/с), TOD, ATГод выпуска: 2009
Вован
» 18 июн 2012, 12:04
Борода писал(а):Столкнулся с проблемой. Заводится двигатель через раз, совершенно непредсказуемо когда произойдет отказ. Вся электроника работает, но при включении зажигания ничего не происходит стартер молчит, ничего не щелкает. Открываю капот, дергаю за провода минусовые. Машина заводится. Бывает подергать приходится продолжительное время. Два раза ездил на станцию, электрик ничего не находит. Посоветовали поменять провода. Провод идет одним комплектом 4200руб комплект. А мож все намного проще?
Было такое – все горит а ОНО молчит!!! Сними проводок с разьема сверху стартера – тонкий такой с разьемом под резинкой. Долазить трудно – я снимал АКБ. Почисти контакт, обожми немного клему – и должно быть тебе счастье!!!))):::
Когда у меня случилось – просто залез рукой как мог – подергал его – все поехало, а потом уже снял и хорошо почистил и обжал.
Симптомы были такие – КАК НА СЕВШЕМ АКБ. Пощелкивание при пуске стартера. То щелкает то нет. А один раз аообще – ТИХО. Ну вот так вылечил. До сих пор нет проблем!
Вернуться в Электрика и электроника (BL)
Кто сейчас на конференции
Стартеры бывают либо с отдельной обмоткой электромагнитного возбуждения, либо – с четырьмя постоянными магнитами, вклеенными в корпус, в поле которых вращается сердечник. Вклеены они обычно без прижимных пластин-фиксаторов, но иногда даже проставки – «не спасают» узел. После сильного перегрева, или обмерзания зимой — магниты отклеиваются от основания и тут же заклинивают ротор. При этой поломке узел однозначно — под разборку, либо — под замену.
Неисправность щеточного узла
Ресурс щеток стартера – от 100 до 200 т. км пробега – в зависимости от поставщика комплектующих конкретной марки, поэтому проблемы с их износом – более актуальны для «возрастных» автомобилей. Щетки засоряются графитовой пылью и заклинивают в держателе, ломается подпружинивающий элемент, пыль вызывает перегрев.
Если при повороте ключа слышен только щелчок, но после десятка попыток ДВС все-таки «схватывает», а до этого периодически возникали трудности с запуском — пришло время ревизии щеток.
Даже одна поврежденная или сточенная щетка из четырех — фатально влияет на работу устройства.
АКБ
Если мотор авто не запускается при повороте ключа, первое, что надо проверить – уровень заряда АКБ. Электростартеру требуется высокий ток, и он может «высадить» батарею после нескольких неудачных пусков. Если аккумулятор автомобиля разряжен ниже 10.8V, питания, подаваемого на щетки — не хватит для того, чтобы провернуть малой шестерней большой маховик. Особенно — при холодном запуске.
Еще две распространенные неполадки, связанные с АКБ: ошибка бортовой системы (если мозгам не хватает тока – БК не даст двигателю запуститься), а также — окислившиеся или незатянутые клеммы. Протрите выводы батареи от окисла, заново подключите провода, проверяя надежность затяжки.
Окисленная клемма АКБ
Заклинило обгонную муфту
Если стартер издает звуки, но не крутит двигатель — для дальнейшей диагностики потребуется снять его с авто.
Обгонная муфта стартера
Проверить муфту можно проворотом шестерни вручную – в одну, и в другую сторону. Если она будет крутиться в обе стороны свободно – муфту нужно менять. Узел – полуоткрытый и находится достаточно низко, поэтому «собирает» на себя загрязнения. Для профилактики, нужно периодически прочищать его. Некоторые автовладельцы промывают муфту из распылителя, но этого нельзя делать, равно как смазывать ее консистентными смазками. Иначе деталь заклинит от налипших на шток загрязнений.
Не включается втягивающее реле
После поворота ключа, ток поступает на втягивающую обмотку тягового реле стартера, которое будет «втягивать» сердечник, издавая знакомый нам щелчок. Если он слышен – с устройством все в порядке, проблема в отсутствии контакта на пластине, или питания на «входе» (предыдущий случай). Когда оно перестает срабатывать — стартер не издает никаких звуков, бендикс — не выезжает.
Если машина не заводиться, нужно понять — это стартер не крутит, или просто до него не доходит напряжение. Для этого питание включается напрямую — от аккумулятора, минуя ключ зажигания. Провод с минусовой клеммы подключают на нижний силовой болт реле, а плюс — на короткое время подключают к его пусковой клемме. Происходит щелчок — значит, соленоид работает, а ток — не проходит на щеточный узел.
На большом пробеге потеря может произойти из-за разрушения контактной пластины. Отдельный вид поломки – если щелчки происходят в «пулеметном» режиме – бендикс «выскакивает», но не сцепляется с маховиком и «падает» назад — удерживающая обмотка реле не работает. Выявить дефект поможет только разборка.
Схема втягивающего реле
Следующие проверки можно делать только на снятом со стартера устройстве. Первое – в режиме «прозвонки» проверить, цела ли втягивающая обмотка: идет ли сигнал, если один щуп находится на клемме питания от ключа зажигания, а второй – на нижнем силовом контакте (с которого идет провод на электродвигатель). Дальше – в том же режиме оцените работу удерживающей обмотки: один щуп (от ключа зажигания) надо оставить на месте, вторым — прикоснуться к корпусу устройства. Сигнал есть — значит, обмотка цела.
Замкнули обмотки статора или ротора
Если стартер не только не крутит двигатель (не слышно звука поворота), но и издает запах паленой изоляции – вероятнее всего он сгорел из-за замыкания. Основной «враг» электростартера – перегрев, из-за которого разрушается лаковое покрытие обмоток. Особенно «страдают» от перегрева безредукторные устройства старого образца (с обмоткой возбуждения). Оголение проводов – всегда грозит замыканием. На межвитковое замыкание якоря (или пробой на массу) – указывает ухудшение эффективности работы электромотора: маховик проворачивается медленно, с большой «неохотой». Проверить статор и якорь можно только после снятия – визуально, на обрыв провода, «прозвонкой», нагрузочными клещами.
Неисправности цепи управления
Пусковой импульс от ключа зажигания идет на стартер не прямо, а через предохранитель, несколько разъемов, реле, определяющих, «разрешен ли запуск» – соответствует ли состояние авто допустимому. На каждом из составляющих, включая несколько метров проводов, контакт может «потеряться», или ухудшиться, и тогда на пусковую клемму втягивающего реле — ток не придет. Признаки неисправности будут по первому варианту. Для устранения — придется, вооружившись мануалом, делать последовательную ревизию.
Условно, цепь, управляющая пуском двигателя автомобиля состоит из:
Где-то на отрезке между плюсом аккумулятора и втягивающего в силовой провод часто внедряется контроль противоугонной системы, что также можно считать управляющим элементом. Одна из задач иммобилайзера – обесточить пусковой прибор, ведь не получая тока – стартер не крутит двигатель, а значит, он не заведется. Противоугонка иногда просто «глючит» без видимого повода. Если электростартер откликается на прямое запитывание — проверяйте сначала иммобилайзер.
Схема подключения иммобилайзера
Плохой контакт в замке зажигания
Существует еще одна неявная поломка, из-за которой при повороте ключа не крутит стартер – изношенная контактная группа в самом замке зажигания. В этом случае мотор может запускаться «через раз», либо – только при интенсивном нажатии на ключ – «до упора».
«На глаз» эту неисправность вы сможете определить по тому, что не светятся значки на панели приборов, либо, если они горят – по щелчкам разгрузочного реле из-под приборной панелью (в районе бардачка). Проверить предположение можно контрольной лампой.
Что проверять, если стартер не крутит
У узла есть две электрические «цепи»: силовая и управляющая. Если контакт отсутствует в одной из них — у вас еще есть шанс запустить мотор без замены стартера. Если же проблема в механической составляющей — без снятия узла с машины найти неисправность — не получится.
Проверить узел на работоспособность без снятия можно, если на авто заведомо исправный, заряженный аккумулятор, а плюс от него – точно приходит на верхний силовой болт «тягового». Перед тем, как делать проверку – убедитесь, что машина стоит на ручнике, а «коробка» – в нейтральном положении. Включите зажигание. Снимите с корпуса тягового реле одинарный пластиковый разъем (для тонкого провода, по которому приходит импульс с замка зажигания). Любым изолированным металлическим предметом замкните силовую клемму тягового реле (на которую приходит «плюс» с АКБ) с пусковым контактом. Если стартер «жив» — автомобиль заведется.