Неделя почемучек в детском саду подготовительная группа

Содержание

Наталья Басова
Конспект занятия по ИЗО с элементами экспериментирования в подготовительной группе

Рисование (с элементами экспериментирования).

-вызвать интерес к экспериментированию с красками; – закрепить знание о цветах и смешивании красок. ;

– вовлечь детей в проблемную ситуацию, воспитывать желание оказывать помощь,

-развивать фантазию и воображение;

Материалы для занятия : стаканчики с разведенными красками: желтой, синей, красной, листы бумаги, краски гуашевые 4 цвета, баночки с водой, кисточки, салфетки.

Развлечение на тему:

«Путешествие в страну Почемучек»

(для детей среднего и старшего дошкольного возраста)

1. Развивать память, мышление, фантазию.

2. Воспитанность, интерес к сказке, дружеские отношения.

3. Создать радостную атмосферу.

(звучит волшебная музыка, в зале детей встречает бабушка)

Бабушка: Здравствуйте, ребята. Я рада встречи с вами. Зовут меня Сказка Рассказовная, я очень люблю сказки. Я знаю, что и вы их очень любите, а еще я знаю, что вы очень любознательны, задаете много вопросов. Я предлагаю вам отправиться в веселое путешествие в страну Почемучек. Много есть в этой стране городов. Начнем путешествие с города сказочных героев.

Коммуникативная игра «Дружба»

Встаньте, дети, встаньте в круг

Я твой друг и ты мой друг,

Пусть будет шире дружбы круг.

В кругу стоят друзья твои,

Ты им улыбку подари.

(движения по тексту)

Бабушка: Сейчас узнаем, какие вы сказки знаете.

Пальчиковая игра «Любимые сказки»

(по очереди загибают пальцы, на последнюю строчку хлопают в ладоши)

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть:

Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя, волк – лиса,

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем.

Знаем волка и козлят,

Этим сказкам каждый рад.

Задание 1. «Назови сказочного героя»

1. Имя героини сказки, которая потеряла туфельку? (Золушка)

2. Он живет на крыше. (Карлсон)

3. Как звали невесту Пьеро из сказки «Приключения Буратино» (Мальвина)

4. Как звали доктора, который лечил больных зверей? (Айболит)

5. Какая героиня сказки родилась в чашечке цветка? (Дюймовочка)

6. Как звали героя сказки, который лежал на печи? (Емеля)

7. Как зовут в сказках самую злую бабушку? (Баба-яга)

Задание 2. «Кто так говорил?»

1. А дорога далека,

А корзина нелегка.

Сяду на пенек,

Съем пирожок. (Медведь)

2. Я от бабушки ушел

Я от дедушки ушел,

А от тебя, заяц,

И подавно уйду. (Колобок)

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошка. (Лиса)

4. Как мне не плакать,

Была у меня избушка лубяная.

А у лисы ледяная.

У лисы избушка растаяла,

Вот она меня и выгнала. (Заяц)

5. По щучьему велению,

По моему хотению,

Додому сами (Емеля)

6. Нам не страшен серый волк. (Три поросенка)

7. Вы козлятушки, вы ребятушки,

Ваша мама пришла,

Молочка принесла. (Коза)

Бабушка: А теперь наши сказочные герои помогут нам поиграть, повеселиться.

Кто у проруби сидит,

И себе под нос бубнит:

«Ловись, рыбка, большая и маленькая» (Волк)

Подвижная игра «Кто больше соберет рыбок» (2 команды)

Бабушка: В сказочке герой живет:

Он не ежик и не кот,

Он от бабушки с окошка

Прыгнул прямо на дорожку.

На язык лисе попал. (Колобок)

Подвижная игра «Чей колобок быстрее доберется до дома?»

(2 команды. Передать мяч от 1 игрока команды до последнего по поднятым вверх рукам участников, а возвращать к 1 игроку снизу по «тоннелю» широко расставленных ног игроков)

Бабушка: Она, на мачеху не серчала,

И горох перебирала,

По ночам при свечах,

А спала у печки я.

Хороша, как солнышко.

Кто же это? (Золушка)

Ах, какой был чудный бал.

Сам король там танцевал.

Но потом она бежала,

Туфельку лишь потеряла.

Игра «Найди Золушку»

(девочки садятся на стулья в центре зала, снимают по одной туфельке, несколько мальчиков берут одну туфельку, отыскивают, кому она подходит и надевают)

Бабушка: Внучка к бабушке пошла,

Пироги ей понесла,

Серый волк за ней следил,

Обманул и проглотил. (Красная шапочка)

Игра «Не попадись в руки волка»

(дети преодолевают препятствия)

Бабушка: Кто-то за кого-то

Ох, никак не вытянуть

Так, засела крепко.

Но все помощники

Дружный, общий труд. (Репка)

Игра «Перетягивание каната»

Бабушка: Есть у меня волшебная шкатулка, в которой хранятся сказочные предметы. Помогите найти мне героев, кому они принадлежат.

Игра «Волшебная шкатулка»

1. Красная шапочка (красная шапочка)

2. Золотой ключик (буратино)

3. Хрустальная туфелька (золушка)

4. Кувшин (лиса и журавель)

5. Скалка (лисичка со скалочкой)

6. Монетка (муха-цокотуха)

7. Волшебная палочка (фея)

8. Сапог (кот в сапогах)

9. Корзинка с пирожками (маша)

10. Стрела (лягушка)

11. Золотое яичко (курочка ряба)

12. Скорлупа ореха (дюймовочка)

13. Шприц (доктор Айболит)

Бабушка: А сейчас я предлагаю встать,

Что скажу – всем показать.

Игра-пантомима (движения по тексту)

1. Отправимся с вами в лес

Он полон разных чудес.

(идут на месте)

2. Только в лес пришли,

(хлопки в разные стороны)

3. Впереди из-за куста

Смотрит рыжая лиса,

Мы лисицу обхитрим,

На носочках побежим.

4. Лесорубами мы стали,

Топоры мы в руки взяли,

И руками сделав взмах,

По полену сильно – ах.

5. На болоте две подружки, две лягушки,

Утром рано умывались,

(прыгают как лягушки, умываются, вытираются)

6. А потом лапками шлепали,

Лапки вместе, лапками врозь,

Лапками прямо, лапками вкось,

Лапками здесь, лапками там,

Что за шум, что за гам.

Бабушка: Деревянный непоседа

Вел с Мальвиною беседу,

Носом он клевал варенье

Ее испортил настроенье.

Кто это? (Буратино)

Предлагаю всем я встать

И всем вместе станцевать.

Бабушка: Сказки любят все на свете,

Любят взрослые и дети,

Сказки учат нас добру

И прилежному труду.

Говорят, как надо жить,

Чтобы всем вокруг дружить.

Сегодня мы побывали в городе сказочных героев. В следующий раз продолжим путешествие, в страну Почемучек, где узнаем много нового и интересного. До свидания!

План кружка «Почемучка» в подготовительной группе

Педагоги образовательных учреждений считают, что задача подготовки ребенка к школе не сводится только к приобретению знаний и учебных умений. Намного важнее развить у дошкольника внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умения делать открытия и удивляться им.

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира.

Психологами доказано, что мышление детей дошкольного возраста является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, процесс обучения и воспитания в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Этот принцип особенно важно соблюдать при осуществлении естественнонаучного и экологического образования.

На сегодняшний день особую популярность приобретает . Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.

Понимая значение экспериментирования для развития ребенка, в детском саду разработан план кружка «Почемучка» для детей подготовительной к школе группе. Ведущая идея кружка заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественно-научных представлений дошкольников.

Цель программы – способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством экспериментальной деятельности.

1. Расширить представление детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.

2. Развивать у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов.

3. Развивать умственные способности.

4. Социально-личностное развитие ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

Освоение программного материала кружка «Почемучка» рассчитано на один учебный год.

Совместная деятельность руководителя кружка и воспитанников организуется один раз в неделю, продолжительностью 30 минут.

Для начала усвоения программного материала к воспитанникам не предъявляется определенных требований. Важно лишь соответствие общего развития дошкольников своему возрастному периоду. При этом, если ребёнок ранее не посещал кружок, то на любом этапе обучения он может начать посещать его. Программа рассчитана как на слабых в своём развитии детей, так и на одарённых, при этом темпы их движения по программе будут разными.

В результате освоения содержания программы предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений, формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применении знаний на практике.

1. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников, Веракса Н. Е., Галимов., О. Р., изд. «Мозаика Синтез», М. 2012г.

2. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, изд. «Детство – Пресс», С-П, 2011г.

3. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром» (экспериментирование), изд. «Детство – Пресс», С-П, 2011г.

4. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. ТЦ «Сфера» – Москва, 2002 г.

5. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность, изд. «Детство – Пресс», С-П, 2013 г.

6. Рыжова Н.А. Что у нас под ногами, М.: Карапуз, 2005 г.

7. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой, Москва: Педагогическое общество России, 2005г.

Воспитатели: Полякова Н.А.

2020 – 2021 учебный год

Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл. К.Е.Тимирязев

В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, О.Л. Князева). Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников – представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Одной из центральных задач дошкольного образования становится не столько усвоение определенной суммы знаний, сколько формирование личностных качеств, способствующих успешной социализации и дальнейшему образованию и самообразованию.

С явлениями окружающего мира, в частности живой и неживой природы ребенок сталкивается очень рано и стремится познать их. Однако непосредственный опыт не может служить материалом для самостоятельного обобщения, для анализа явлений, установления зависимостей между ними. Явления, происходящие в неживой природе, достаточно сложны и требуют того, чтобы дети во взаимодействии с взрослыми учились устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире.

Эффективное развитие дошкольника происходит благодаря познавательной активности — природа щедро наградила ею ребенка. Очень важно, чтобы содержание учебного материала не оставалось для ребенка невостребованным грузом. Поэтому на протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребенка взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, познавательной активности, эвристического мышления, интереса к поисковой и экспериментальной деятельности. От отношения окружающих взрослых к познавательной активности ребенка, от того, насколько правильно они смогут создать на каждом возрастном этапе развивающую среду, отвечающую возможностям и потребностям ребенка, зависит его познавательное и интеллектуальное развитие.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопрос «как?» и «почему?». На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом как поиск знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции (метод научного исследования, состоящий в распространении выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на другую его часть; научное прогнозирование событий.). Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Проанализировав уровень исследовательской активности старших дошкольников, разработали проект «Хочу все знать!». Проект выстроен по принципу ненасильственного развития, в нем учтены возрастные особенности, интересы и предпочтения детей. В своей работе руководствуюсь программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, парциальной программой «Юный эколог» С.Н.Николаевой.

Перспективное планирование по проекту исследовательской деятельности «Почемучки»

Работа с родителями

1. Анкетирование родителей.

«Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»,

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»,

«Научите ребенка любить живую природу»,

«Значение экспериментальной деятельности для детей»,

3. Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ(подбор материалов и помощь в оформлении лаборатории).

4. Наглядная информация ( подборка иллюстраций, картин; сбор информации;

5. Создание совместных с детьми альбомов по проведению опытов;

6. Обмен опытом.

Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.

Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.

У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.

Родители заинтересованы в экспериментально-поисковой деятельности своих детей.

Развито эмоционально-ценностное отношение воспитанников к природе родного края.

Результатом реализации проекта является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.

Новизна опыта представлена разработкой

проекта «Хочу все знать», где представлено комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования учетом интеграции образовательных областей программы;

«Картотеки опытов по загадкам, поговоркам, сказкам»;

Мастер-класса по экспериментированию «Приключения Буратино»;

Изготовление магнитных игр «Рыбалка», «Красная Шапочка»;

Создание компьютерных презентаций «Загадки о воде, снеге, льде», «Что лишнее».

Сильные стороны – использование метода проекта.

“Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо, и где ,и как я могу эти знания применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов.

Преимущества проектного метода:

является одним из методов развивающего обучения, т.к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;

повышает качество образовательного процесса;

служит развитию критического и творческого мышления.

способствует повышению компетентности педагогов.

Слабые стороны – недостаточное обеспечение оборудованием для проведения индивидуальных экспериментов.

Перспективапродолжить работу по развитию исследовательской активности в школе.

1. Т.М.Бондаренко Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002.- 159 с.

2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/Под общ.ред. Л.Н. Прохоровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2008. – 64 с.

3. Салмина Е.Е. Рабочая тетрадь по опытно-экспериментальной деятельности № 1, 2 (старший дошкольный возраст). Учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2014.- 32 с.: цв.ил. – (Из опыта работы по программе «Детство»).

4. Никонова Н.О., Талызина М.И. Экологический дневник дошкольника. Зима. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2013. – 32с., ил. – (Библиотека программы «Детство»).

5. Никонова Н.О., Талызина М.И. Экологический дневник дошкольника. Весна. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2013. – 32с.

Ход занятия.

1. Организационная часть.

Ребята из группы исчезли все краски. Остались только 3 краски: желтая, красная, синяя. (Краски разведены в 4 стаканчиках, белая краска показывается позже).

: – Мы сегодня будем рисовать и нам нужны разные цвета. Давайте подумаем, какие цвета нам нужны для рисования? (Ответы детей).

Ребята не мало ли это?

А где нам зеленый, оранжевый взять?

А если нам краски по парам смешать?

– Ребята, как вы думаете, если смешать краски, можно получить другие цвета? Давайте попробуем.

– Из синей и красной, вот этой,

– А синий мы с желтым смешаем –

Какой мы цвет получаем? (Зеленый).

А красный плюс желтый для всех не секрет,

Дадут нам, конечно, оранжевый цвет.

Далее аналогично смешиваются красный и зеленый, получается коричневый.

– Скажите, а одинаковый зеленый или оранжевый цвет у вас получился? Если нет, то почему?

– Ребята, а для чего нам нужна белая краска? Правильно, она делает все цвета более нежными, светлыми. Давайте проверим. (воспитатель) смешивает краски в стаканчиках. Сравнивают полученные оттенки. (красный + белый =розовый, синий+белый=голубой, зеленый+белый= светло зеленый и т. д.). Понравилось вам смешивать краски и получать новые цвета?

Тогда сейчас мы будем рисовать, только сначала немного отдохнем.

Если б все на свете было

(Вращательные движения головой.)

Вас бы это рассердило

Или радовало это?

(Наклоны головы вперед-назад.)

Видеть мир привыкли люди

Белым, желтым, синим, красным.

(Руки на поясе, наклоны туловища влево-вправо.)

Пусть же все вокруг нас будет

Удивительным и разным!

(Прыжки на месте на левой, правой, двух ногах.)

2. Практическая часть.

А сейчас мы начинаем рисовать. Обильно смачиваем бумажный лист водой, наносим любые цвета разными мазками или пятнами. Чуть-чуть приподнимем лист бумаги над столом, наклоняя его то в одну, то в другую сторону. Цветная вода будет «путешествовать» по всей поверхности листа.

Затем рассмотрим рисунок с разных сторон – стараемся увидеть там что-то интересное и необычное. Дорисовываем картину красками тонкой кисточкой.

Во время выполнения задания педагог помогает детям, которые затрудняются, увидеть в рисунке то, что можно дорисовать.

Придумайтеи название к своей волшебной картине.

После занятия все работы дети раскладывают на одном столе. Затем воспитатель хвалит детей, вместе с детьми рассматривает все работы, выбирают наиболее интересные.

Читайте также:  Защита двигателя правая киа рио 3 заклеить
Оцените статью
Киянова.ру
Добавить комментарий