Содержание
Так вышло, что две из трех моих предыдущих машин были куплены по результатам тестов Авторевю. Вот и на этот раз редакция вдохновила меня на покупку автомобиля из Европы. Но мой выбор оказался более прагматичным, а маршрут — совсем иным, более доступным для россиян в свете сложностей выезда в Европу. Расскажу все по порядку.
Автомобили с цепным и ременным приводом сейчас встречаются одинаково часто, но некоторым людям все еще принципиально, чтобы в их авто стоял именно ремень. Или цепь.
В статье про устройство газораспределительного механизма мы уже писали, что привод, который вращает распредвалы, может быть ременным или цепным. Вроде логично: ремень дешевле и проще обслуживать, зато цепь надежнее и долговечнее. Но не все так очевидно. Чтобы разобраться, расскажем про особенности ременного и цепного приводов и выясним, в чем их различия.
2 июня 2022 г.
Kia Sportage — компактный кроссовер корейского бренда, который со дня выпуска в 1994 году сменил уже четыре поколения, но до сих пор остается крайне востребованным на рынке. Едва ли не главной причиной такой популярности стала удивительная приспособленность автомобиля к самым разным условиям эксплуатации.
Модель одинаково хороша в рваном ритме городского движения, на скоростных трассах, в условиях умеренного бездорожья, суровом климате — если правильно подобрать двигатель Kia Sportage при покупке. О возможностях и особенностях силовых установок модели мы сегодня и поговорим.
- Признаки, причины и последствия выхода из строя цепи ГРМ
- Функции цепи ГРМ
- Процесс замены
- Чем грозит неисправность цепи ГРМ Киа К5?
- Признаки неисправности цепи ГРМ
- Игнорировать проблему нельзя!
- Муки выбора
- Автомобили с цепным приводом
- Что же делать чтобы избежать проблем с цепью ГРМ Kia K5?
- Сервис находится в Санкт-Петербурге, во Фрунзенском районе, в Купчино, в 100 м от перекрестка Софийской улицы и улицы Салова. Улица Фучика, Пражская, Белы Куна в шаговой доступности. Рядом метро Бухарестская, Международная, Волковская.
- Сколько стоит заменить цепь ГРМ
- Плюсы и минусы цепного и ременного приводов
- Сколько стоит заменить ремень ГРМ
- Стоимость комплектов ремня ГРМ на Ладу Гранту
- Стоимость комплектов ремня ГРМ на Лендровер Фрилендер 2,2 л, дизель
- Как устроен ременный привод ГРМ
- Особенности эксплуатации цепи ГРМ
- Ладили с Ладой четыре года
- Особенности эксплуатации ремня ГРМ
- Как диагностируют неисправности ременного ГРМ
- Запчасти для смены привода ГРМ
- Цена на работу
- Выбор нового расходника
- Автомобили с ременным приводом
- Естественный отбор
- Когда и как это делать
- G4NA
- Основные характеристики
- Достоинства двигателя
- Недостатки
- G4KJ
- G4FJ
- Как устроен цепной привод ГРМ
- Определение дефектов
- Плюсы и минусы цепи ГРМ
- Дополнительно про Kia
Признаки, причины и последствия выхода из строя цепи ГРМ
Цепной привод спрятан внутри двигателя, в отличие от зубчато-ременного привода, который расположен снаружи силового агрегата. Это можно считать как достоинством, так и недостатком. С одной стороны, изолированный механизм создает меньше шума и обильно смазан маслом, что увеличивает срок службы агрегата. С другой стороны, обслуживание и замена привода ГРМ становится затруднительным, так как крышку клапана также необходимо снимать для визуального осмотра механизма.
Неисправность цепи ГРМ в основном выражается в появлении характерного грохота под крышкой во время работы двигателя Киа. Этот звук слышен со стороны газораспределительного механизма, спутать его с каким-то другим шумом крайне сложно.
Функции цепи ГРМ
Цепь газораспределительного механизма (далее ГРМ) на Киа К5 связывает между собой коленвал и распредвал(ы), а также обеспечивает синхронность их вращения. Функционалом цепь ГРМ ничем не отличается от ремня, обеспечивая работу ГРМ по принципу шестерней на велосипеде.
Распредвал без элементов ГРМ.
Процесс замены
Итак, мы подготовили все необходимые расходные материалы. Но какие инструменты нам понадобятся для проведения ремонта:
- гаечные ключи и головки с насадками;
- домкрат и деревянная опора;
- пустые емкости для охлаждающей жидкости и масла;
- молоток;
- плоскогубцы;
- отвертки;
- тряпки.
А теперь о действиях, которые необходимо выполнить.
1. Слейте антифриз и моторное масло.
2. Снимите нижний блок-картер и крылья, так как они наверняка будут мешать.
3. Снимите переднее правое колесо.
4. Обесточить автомобиль, отсоединив клемму от АКБ.
5. Снимите крышку с клапанной системы.
6. Поднимаем двигатель и откручиваем опорные кронштейны.
7. Снимите подушку двигателя.
8. Снимите ремень генератора и оба ролика.
9. Снимите шкив насоса гидроусилителя рулевого управления.
10. Снимите насос с двигателя и открутите крепления генератора. Забираем в сторону.
11. Заблокируем маховик отверткой и ослабляем шкив коленвала. После этого снимаем шкив. Постарайтесь не потерять ключ.
12. Снимите крышку, открутив все крепежные болты.
13. Все сиденья должны быть очищены от грязи и герметика.
14. Проверяем коленвал и совмещаем все отметки на звездочках с отметками на корпусе мотора или другими ориентирами.
15. Ослабьте натяжитель и снимите цепь.
16. Новая цепь натягивается согласно меткам.
17. Все остальные детали устанавливаются в обратном порядке.
Чем грозит неисправность цепи ГРМ Киа К5?
К сожалению, шум из-под капота, это не все, что грозит вам и вашему автомобилю. Выше мы описали вариант перескока цепи, из-за которого автомобиль глохнет «намертво». Данный ход событий куда опаснее чем может показаться, представьте что вы заглохнете не на стоянке у дома, а на оживленном шоссе, картина сразу поменялась, не так ли? На самом деле все еще хуже, ведь когда двигатель прекращает свою работу происходит следующее:
- Когда двигатель глохнет, перестает работать вакуумный усилитель тормозов. Некоторые скажут, что наши отцы и деды ездили на машинах без всяких усилителей, и тормоза были. Все верно, но тормоза были спроектированы без учета усилителя, то есть рассчитанные на человеческую силу. Те, у кого современная машина глохла на ходу скажут, что ощущения, будто тормозов нет вообще.
- Когда двигатель глохнет, перестает работать гидроусилитель руля. В действительности руль не клинит, но ощущения именно такие, так как необходимо приложить много усилий, чтобы машина повернула. Владельцы машин с электроусилителем могут расслабиться, их это не касается.
Таким образом, перескок цепи может отправить ваш Киа К5 на кузовной ремонт, а вас в реанимацию. Так что независимо от того что у вас стоит: цепь или ремень, за ними обоими нужен регулярный контроль и своевременная замена.
На некоторых автомобилях при перескоке цепи, поршни гнут или даже ломают клапана. Цепь перескакивает из-за того, что она растягивается, и натяжитель цепи уже не может компенсировать ее растяжение, соответственно натяжение цепи падает, она перескакивает, и происходит контакт поршней с клапанами. Такой контакт может очень дорого вам обойтись, вплоть до полной замены двигателя.
Признаки неисправности цепи ГРМ
- Появление щелкающего звука во время движения — ключевой признак того, что цепь ГРМ Kia нуждается в замене;
- Превышение расхода топлива, показатели, указанные производителем;
- Двигатель теряет мощность;
- Появление громкого шума в глушителе и в области двигателя;
- Резкое повышение температуры в двигателе;
- Выход серого дыма из выхлопной трубы.
Как правило, эти признаки появляются в совокупности, чаще всего сразу. Это означает, что Киа нуждается в срочном ремонте.
Игнорировать проблему нельзя!
Отсутствие обращения в автосервис из-за обрыва или натянутой цепи чревато серьезными последствиями: выход из строя клапанов силовой установки, повреждение распредвала, поломка прокладки блока цилиндров. Загвоздка в этом деле приведет к необходимости замены всех перечисленных вместе с цепью компонентов. Если вовремя не заменить только одну цепь, можно значительно увеличить объем работ в сочетании с оплатой ремонта. Чем раньше автомобилисты обратятся в этих случаях к профессиональным мастерам, тем больше у них шансов сократить финансовые затраты, в том числе временные.
- https://autonissancar.ru/kia/ceed/ceed-jd-2/glaza-boyatsya-a-ruki-delayut-zamena-tsepi-grm-kia-sid
- https://pocomp.ru/menyaem-tsep-grm-kia-sid/
- https://rad-star.ru/pressroom/articles/zamena-tsepi-na-grm/
- https://olden-avto.ru/remont/zamena-tsepi-kia-sid.html
- https://avtogrm.ru/zamena-cepi-grm-kia-sid-1-6.html
- https://kianova.ru/tsep-dvigatelya-eed
- https://kip-pribor.ru/obsluzhivanie/stoimost-zameny-tsepi-grm-kia-sid.html
Муки выбора
Машину старше шести лет я не хотел и принципиально искал вариант с надежными двигателем и коробкой передач, которые точно не потребуют дорогого ремонта. Держал в голове и потенциальное отсутствие проблем с запчастями на нашем рынке, а также невысокую цену Каско. Я считаю, что есть более интересные варианты траты своих денег, чем на ремонт автомобиля. Потому стал рассматривать только «механику» или гидромеханический «автомат». Однако подходящих вариантов ценой до 1,1 млн на российском рынке оказалось негусто.
В указанную цену вписывались универсалы Renault Megane и Talisman, Peugeot 308 SW, Toyota Auris, Opel Astra, Seat Leon, Volkswagen Golf и Ford Focus 4, причем в основном с дизельными двигателями. Некоторые из них можно было купить прямо в Москве, потому я пересмотрел огромное количество машин, но достойных опять не нашлось. У одних были проблемы с документами, у других — огромные, зачастую явно скорректированные пробеги, у третьих — существенные проблемы с доступностью расходников (например, дизель у Форда новый, и в России он почти неизвестен). Был и еще один нюанс: машина должна была визуально понравиться и мне, и моей жене. Таким образом, выбор ограничился универсалами Renault Megane, Seat Leon или Peugeot 308 последних поколений с дизельными моторами, а также компактвэном Renault Scenic. Seat в этом списке неслучайно: именно Leon мы четыре года назад сменили на Весту. И если Seat и Renault мы рассматривали только с «механикой», поскольку двухпедальные версии оснащены «роботом» и есть вероятность дорогого ремонта, то Peugeot 308 мог предложить классический «автомат».
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
я уже подписан
Автомобили с цепным приводом
Цепь ГРМ в серийных двигателях не использовали до годов, хотя в мощные двухвальные моторы ее устанавливали еще в Зато сейчас автомобиль с цепным приводом можно купить вообще любой. Вот совсем небольшая часть машин с цепью ГРМ:
- А-класс: Тойота Ярис 1,4 D-4D, Рено Твинго третьего поколения, Ниссан Микро с двигателем H4BT.
- B-класс: любой Хендай Солярис, Киа Рио четвертого поколения, Шевроле Авео 1,2 л.
- Кроссоверы: Киа Спортейдж с мотором G4NA, Рено Дастер 1,6 л, Ниссан и Кашкай с мотором MR20DD.
- Бизнес-класс: весь современный модельный ряд БМВ и Мерседесов.
- Внедорожники: Тойота Паджеро Спорт третьего поколения, Тойота Ленд Крузер с дизельным двигателем 1VD FTE.
Среди отечественного автопрома с цепным приводом выпускали, например, ВАЗ 2105 и 2107. Из современных моделей Лады цепь есть у Иксрей с двигателем H4M 1,6 л, а еще у любого УАЗа Патриота.
Что же делать чтобы избежать проблем с цепью ГРМ Kia K5?
Выход один — бдительно следить за состоянием вашего автомобиля, не пускать все на самотек и снять розовые очки, ведь ваш автомобиль совсем не вечен и без своевременного ухода может выйти из строя. Мы рекомендуем заезжать на диагностику как минимум 2 раза в год, а при малейших подозрениях на неисправность обращаться в автосервис. Если вы хотите заменить цепь ГРМ или у вас есть какие-то подозрения на неисправности или вы хотите сделать диагностику, вы всегда можете обратиться к нам в Америкар.
Если Вы у нас еще не были, и Вам страшно доверять нам такую ответственную работу, как замена цепи ГРМ на Kia K5, то Вы можете начать знакомство с нами с бесплатной диагностики по 54 параметрам.
Диагностика бесплатно, жми!!!
Америкар специализируется на корейцах? Что за бред подумали вы и были почти правы.
Остались вопросы по замене цепи ГРМ Kia K5?
Позвоните нам прямо сейчас (с 09:00-21:00) и задайте их!
+7 (812) 504-88-16
Или закажите обратный звонок (круглосуточно) на наше рабочее время (круглая кнопка с телефоном внизу справа).
Мастер консультант Дмитрий
Мастер консультант Алексей
Санкт-Петербург, ул. Софийская, д. 2, к. 1
Работаем ежедневно с 9:00 до 21:00 часов
Сервис находится в Санкт-Петербурге, во Фрунзенском районе, в Купчино, в 100 м от перекрестка Софийской улицы и улицы Салова. Улица Фучика, Пражская, Белы Куна в шаговой доступности. Рядом метро Бухарестская, Международная, Волковская.
Цепь, в отличие от ремня, установлена внутри ДВС, поэтому невозможно оценить ее состояние визуально. В некоторых автомобилях, в частности у авто группы ВАГ, есть специальное смотровое окошко, через которое можно самостоятельно проверить состояние натяжителя цепи ГРМ.
Окошко находится в нижней части корпуса двигателя, справа, со стороны цепного привода. Чтобы до него добраться, придется поднять авто на подъемник, снять левое колесо, а если нижнюю часть ДВС закрывают патрубки — снять и их тоже. И убрать пробку, которая закрывает окошко.
В окошко видно шток натяжителя с отметками — по ним понятно, нужно менять цепь ГРМ или еще нет. Если шток вышел из цилиндра на отметок — значит, цепь растянулась окончательно и ее срочно нужно менять.
Если смотрового окошка нет, можно снять крышку головки блока цилиндров и проверить, не цепь возле шестерен валов. Но мы не рекомендуем делать это самостоятельно: это работа для опытного специалиста. Вот несколько признаков, которые могут указывать на износ цепи ГРМ:
- под капотом в районе двигателя гремит или лязгает даже после прогрева — звуки могут исходить от растянутой цепи;
- двигатель работает неравномерно, обороты плавают без видимой причины — вероятно, сместились фазы газораспределения;
- на приборной панели горит значок Check Engine — не исключено, что сместились фазы газораспределения;
- увеличился расход топлива — причин может быть много, но так бывает и на двигателях с изношенным цепным приводом.
Принято считать, что растяжение цепи ГРМ — не такая серьезная проблема, как обрыв ремня. С одной стороны, это действительно так: звенья цепи перескочат, фазы распределения собьются, но клапаны и поршни останутся целыми.
С другой стороны, если цепь порвется, металлические звенья разлетятся внутри корпуса ДВС, он серьезно пострадает и потребуется капитальный ремонт. У многих современных двигателей однорядная цепь — достаточно высока вероятность, что она оборвется.
Сколько стоит заменить цепь ГРМ
Цепь ГРМ меняют вместе со всеми деталями привода: натяжителями, успокоителями, цепями приводов насоса и распредвалов, если они есть, и нередко вместе с шестернями валов. Поэтому чаще все это продают комплектом. Цена зависит от состава набора, производителя и автомобиля, для которого он предназначен.
Стоимость цепи ГРМ на иномарку начинается в среднем от 2000 и может доходить до 10 000 , если это Swag, например. Комплекты с одной цепью и всеми пластиковыми расходниками можно найти от 5000 . Комплекты с двумя цепями, шестернями валов и натяжителем — от 15 000 .
Цены комплектов на один и автомобиль могут различаться в несколько раз: все зависит от производителя.
Цепь можно купить отдельно, натяжители и шестерни валов — тоже. Отдельно продают даже звенья цепей, но мы не рекомендуем менять отдельные детали там, где нужно менять все. Такая экономия может закончиться капитальным ремонтом двигателя или его заменой.
Оригинальную цепь на Хендай Солярис или Киа Сид можно найти за А вот цепь для Тойоты Камри девятого поколения будет стоить уже от 13 000 , и, скорее всего, деталь придется ждать.
В среднем цепь ГРМ можно заменить за Но, например, для автомобилей с двигателями и V8 стоимость замены может доходить и до 50 000 , потому что придется снимать мотор целиком.
Плюсы и минусы цепного и ременного приводов
Ремень, который приводит в движение валы и помпу насоса охлаждения, ролики натяжной и обводной, шестерни валов.У отдельных моделей помпу насоса может приводить в движение короткая цепь — например, у Рено Логана
Обычно две цепи: отдельно на распредвалы и на насос, натяжитель, до трех успокоителей в зависимости от длины цепи, шестерни валов.У некоторых моделей может быть больше цепей: например, у авто с двигателями V6 и V8
Средний ресурс ремня — около 70 000 км. Современные ремни ГРМ могут ходить и до 150 000 — как правило, на дорогих авто
Заводы не обозначают точный ресурс цепи, но рекомендуют проверять каждые Обычно замена требуется на но есть исключения как в большую, так и в сильно меньшую сторону
Ремень вынесен за корпус двигателя, поэтому подвержен влиянию температуры. Резкие перепады, сильные морозы и жара могут ощутимо сократить ресурс ремня ГРМ.Кожух, которым закрыт ремень, не обеспечивает достаточной защиты от механических повреждений попадания грязи, песка и мелких камней
Цепь установлена внутри корпуса двигателя, поэтому надежно закрыта от повреждений извне. Перепады температур также не влияют на ресурс металлической цепи
Если масло или любая другая жидкость попадут на ремень ГРМ, его придется менять.Жидкость на поверхности ремня провоцирует его износ и может быть причиной соскакивания ремня с зубьев шестерен
Цепь работает в масле — чем оно качественнее и чем чаще меняется, тем дольше ходит цепь.Обязательно нужно следить за уровнем масла в двигателе и использовать только то, которое рекомендует производитель
Внешний вид ремня можно оценить, если снять защитный кожух — обычно это несложная процедура.Есть признаки, по которым можно определить износ ремня ГРМ, но обрыв ремня о себе не предупреждает
У автомобилей группы ВАГ есть специальное окошко для проверки натяжителя цепи, но в основном без снятия навесного оборудования и защитной крышки ничего не проверить.Признаки, по которым можно определить износ, достаточно однозначны. Растянутая цепь начинает греметь
Обрыв ремня у большинства машин приводит к загибу клапанов. Придется их менять, а в худшем случае — оплачивать капитальный ремонт двигателя повреждения поршней
Растяжение цепи сбивает фазы газораспределения — не очень хорошо для мотора, но не смертельно.Цепь рвется крайне редко, но если это случилось, потребуется капитальный ремонт: металлические звенья цепи могут сильно повредить двигатель
Комплекты ремня ГРМ стоят Работы по замене — от 3000
Самый простой комплект цепи ГРМ можно найти за средняя стоимость — . Работы по замене — от 6000
Сколько стоит заменить ремень ГРМ
Обычно меняют весь привод целиком, а не только ремень: оба ролика, натяжитель и часто — помпу насоса системы охлаждения. Это должно быть прописано в рекомендациях изготовителя автомобиля. Комплекты для замены для одного и автомобиля могут состоять из разного количества компонентов и стоить Можно выбрать только ремень и ролики, можно купить комплект сразу с помпой.
Отдельно ремни тоже продаются, но износу подвержены все детали механизма. Поэтому важно помнить: поменять только ремень недостаточно — стоит купить и все остальные расходники привода ГРМ.
Комплект ремня ГРМ с роликами обойдется минимум в 5000 , с помпой — минимум в 10 000 . Цены на отдельный ремень начинаются от 500 и могут доходить до нескольких тысяч. Зависит это как от марки авто, так и от производителя. Например, Bosсh выпускает ремни и для ВАЗов, и для иномарок, а варианты за 700 можно подобрать и на Ауди.
Ремень ГРМ вместе с роликами могут поменять за а могут и за Все зависит от марки и модели машины, а еще от того, менять помпу.
Стоимость комплектов ремня ГРМ на Ладу Гранту
Более дорогой вариант
Ремень, ролики и помпа насоса
Стоимость комплектов ремня ГРМ на Лендровер Фрилендер 2,2 л, дизель
Мы уже разобрались, что бессмертием цепь не обладает, так как же она «умирает»? В процессе работы цепь ГРМ на Киа К5 изнашивается — растягивается и начинает издавать «лязг». Важно! Цепь всегда издает шум при работе, но из-за современной звукоизоляции вы скорее всего его не замечали, если у вас появились сомнения по поводу странных звуков в районе двигателя лучше обратиться в автосервис. Если ваша цепь на Kia K5 растянулась, сначала она будет издавать «лязг» при запуске «на холодную», а при ухудшении ситуации будет издавать его постоянно. При совсем запущенной ситуации цепь может «перескочить», и тогда ваш автомобиль заглохнет и без замены цепи не заведется.
Вот так выглядит растянутая цепь.
Сравнение растянутой и “здоровой цепи”
Как устроен ременный привод ГРМ
Ремень ГРМ — замкнутый, с зубьями. Он передает вращение от коленвала на распредвал. Он довольно жесткий, потому что у современных ремней ГРМ внутри стекловолокно, а снаружи — слой резины. На внутренней части — зубья из нейлона, которые должны совпадать с зубьями шестерен валов.
Ремни ГРМ могут различаться материалом, из которого они сделаны, и формой зубьев. Поэтому это деталь с индивидуальным каталожным номером, как и остальные запчасти автомобиля.
Ремень установлен за пределами корпуса двигателя, надет на шестерни коленвала и распредвалов и позволяет двигаться синхронно. Кроме валов ремень может приводить в движение насос системы охлаждения двигателя — помпу.
Ремень ГРМ и шестерни валов постоянно и плотно контактируют. Если ремень прилегает слабо, то зубья проскакивают и нарушают фазы газораспределения. Но и в слишком сильном натяжении ремня тоже нет ничего хорошего: так он быстрее изнашивается, а еще может повредить шестерни.
Чтобы ремень был постоянно натянут, в приводе установлен натяжной ролик. Сам ролик гладкий и может быть металлическим или пластиковым. Он упирается во внешнюю часть ремня и вращается от его движения.
Чтобы ролик прижимал ремень с нужной силой, к нему подводят натяжное устройство, или натяжитель. Он бывает ручным и автоматическим: очевидно, что у современных авто чаще установлен второй вариант. Автоматические натяжители бывают двух видов:
- С пружиной. Степень ее сжатия выставили на заводе, руками ничего настраивать не нужно.
- С гидравлическим механизмом — чаще масляным. Такие могут следить за натяжением ремня с помощью электронных датчиков и регулировать степень натяжения.
Чтобы ремень мог правильно изгибаться и менять направление, в механизме привода есть еще один ролик — обводной. Он свободно вращается на подшипнике и отвечает за три очень важных момента:
- Устраняет вибрацию на длинных отрезках ремня.
- Не дает ремню соскользнуть с натяжного ролика.
- Снижает шум от работы привода.
Обычно в механизме один обводной ролик, реже — два. В небольших современных двигателях их может не быть совсем.
Ремень ГРМ на штатном месте. Двигатель 1.6 BSE
Особенности эксплуатации цепи ГРМ
Ресурс большинства современных цепей больше, чем у ремней ГРМ, но все равно ограничен. В среднем мастера рекомендуют менять цепь на вместе с натяжителями, успокоителями и цепью насоса, если она есть. Связано это с тем, что старые детали привода могут повредить новую цепь. К пластиковые расходники изнашиваются быстрее металлической цепи.
Но в регламенте техобслуживания производители не указывают срок замены: видимо, цепь все еще рассчитывают на весь ресурс двигателя. Хотя Фольксваген, например, рекомендует проверять ее состояние каждые после трех лет эксплуатации или первых пробега.
Современные моторы становятся все легче, в том числе за счет уменьшения веса цепи ГРМ. Отсюда неудачные варианты двигателей даже у дорогих автомобилей. Например, двигатель М271 у Мерседесов начинает растягивать цепь ГРМ уже на пробега: производитель использует однорядные легкие цепи.
Похожая проблема наблюдалась у Шкоды Октавии второго поколения с двигателем и турбиной. Стучать и перескакивать звеньями на пробега начинают цепи ГРМ в моторах 1.4 TSI концерна «Фольксваген» — завод несколько раз вносил изменения в механизм, но проблема до конца не исчезла.
Рабочая температура цепи ГРМ как у двигателя, то есть от до +105 °С.
Воздействие дорожной пыли и реагентов. Цепь установлена в корпусе ДВС и надежно закрыта защитной крышкой. Поэтому грязь, пыль, мелкие камушки не могут ее повредить.
А вот масло — обязательное условие работы цепного привода. Цепь постоянно в нем, поэтому очень важно выбирать масла, которые рекомендует производитель, и своевременно их менять — в большинстве случаев в два раза чаще, чем указывает завод. Чем качественнее масло, тем больше шансов, что цепь ГРМ дотянет до замены по регламенту. Немало случаев, когда современные цепи без нареканий ходят больше 250 000 км — у тех, кто не экономит на техобслуживании.
Ладили с Ладой четыре года
До этого у меня была Веста SW Cross — та самая, которая победила в сравнительном тесте Авторевю. Поскольку под капотом стоял мотор 1.8, который уже прославился масложором, я планировал продать Весту до того, как пробег перевалит за 100 тысяч километров, чтобы заменой ГРМ занимался уже новый хозяин. Весной 2022 года на рынке ожидалась рестайлинговая Веста, на которую я и хотел поменять свою машину. Но не сложилось. Пришлось придумывать иные варианты, а попутно провести своему универсалу большое ТО и съездить летом в пару путешествий, которые добавили на одометр почти 20 тысяч километров.
В целом Веста меня устраивала и беспокойств не доставляла. За 107 тысяч километров пробега поменял только стойки стабилизатора (по 1200 рублей за штуку) и один задний ступичный подшипник, который убило разбалансированное колесо и долгий поиск шиномонтажа на трассе (2400 рублей с заменой). Это все внеплановые траты за четыре года. Главное же, что расстраивало в Весте, — это расход моторного масла: 1 л/1000 км по городу и 0,7 л/1000 км по трассе. Немалым было и потребление топлива: 8,5 л/100 км по трассе при езде до нештрафуемого порога, а зимой с короткими городскими поездками меньше 12 л/100 км вообще не получалось. И это я еще поставил воздушный фильтр от Весты Спорт, с родным фильтром потребление топлива было больше примерно на литр.
В принципе, на Весте можно было ездить и дальше, но желание поменять машину никуда не делось даже в условиях рухнувшего рынка. Более того, мне не давала покоя мысль о том, что сейчас я могу продать Весту с пробегом 107 тысяч километров даже дороже, чем я ее купил четыре года назад! Однако сверху я мог добавить не особо большую сумму, поэтому начал изучать варианты подержанных универсалов ценой не более 1,1 млн рублей, которые потенциально могут принести минимум проблем. Одновременно выставил Весту на сайты объявлений за 940 тысяч рублей и не торопясь продал ее за 920 тысяч. Новой в августе 2018-го она мне обошлась в 864 тысячи рублей. Правда, уже тогда за машиной без «допов» пришлось ехать в Новочебоксарск, зато обкатку прошел всего за один день. Кстати, если считать в долларах по официальному курсу, то разница между ценой покупки тогда и ценой продажи сейчас оказалась еще внушительнее, ведь в 2018 году доллар стоил примерно 63,5 рубля, а в сентябре 2022-го — около 61,2.
Особенности эксплуатации ремня ГРМ
Ресурс ремня ГРМ обычно определяет производитель авто и пишет рекомендации в регламенте техобслуживания. Поэтому для разных марок и моделей машин сроки службы и замены ремня могут быть разные. Хотя и существует усредненный пробег в километров, после которого советуют поменять ремень ГРМ или проверять его состояние.
С другой стороны, у некоторых концернов пробег до замены ремня по регламенту доходит до километров. Есть модели, у которых ресурс ремня ГРМ вообще сопоставим с качественной цепью.
Кроме рекомендованных сроков замены у ремня ГРМ есть собственный срок годности — лет. Дату производства указывают на самом ремне или на роликах, если ремень купили сразу в сборке.
Рабочая температура ремня ГРМ колеблется от довольно низкой до очень высокой. Зимой двигатель могут запускать и в −40 °С, а летом ремень может нагреться до +100 °С трения и общей температуры под капотом.
Воздействие дорожной пыли и реагентов. Ремень ГРМ всегда снаружи корпуса ДВС. И может быть открытым, а может быть спрятан внутри пластикового кожуха. В любом случае важно при каждом следить, чтобы на ремне не было посторонних технических жидкостей, особенно масла: него могут проскочить зубья, а ремень может вовсе оборваться, потому что масло размягчает резину.
Есть исключение, причем сразу по двум параметрам: у двигателя Ford ремень ГРМ в корпусе ДВС и работает в масляной ванне.
Как диагностируют неисправности ременного ГРМ
Иногда состояние ремня ГРМ можно оценить визуально: в некоторых авто он или закрыт кожухом, который несложно снять, или вообще ничем не закрыт. Но встречаются и такие модели, у которых придется разобрать чтобы добраться до ременного привода.
Если есть возможность самостоятельно проверить, как там ремень ГРМ, вот на что нужно обратить внимание:
- Видимые трещины на поверхности ремня — значит, он очень старый, а может, его серьезно перегрели или переохладили.
- Края потерлись, из них торчат нитки — неправильно установили ремень или сместились ролики.
- Зубья ремня сточились или срезались — возможно, его натянули слишком слабо, сместились шестерни валов или заклинило помпу.
- Масляные пятна на поверхности ремня — это могут быть следы протечки масла или антифриза.
- Ремень провисает в районе распредвалов — вероятно, натяжитель износился или неисправен.
- Рабочая поверхность ремня блестит. Резина полимеризуется и дубеет от старости, а при постоянном трении о шестерни эта поверхность полируется и становится похожей на стекло. Возрастает вероятность, что ремень порвется.
Если самостоятельно добраться до ремня не получается, вот какие признаки могут намекать на его скорую замену:
- двигатель начал работать нестабильно, периодически без причины падает мощность;
- двигатель вибрирует во время работы;
- капота появился посторонний шум — шуршание, щелканье;
- выхлопные газы потемнели.
Посторонний шум капота и вибрация двигателя не всегда связаны с износом ремня. Иногда причиной могут быть старые или поврежденные натяжные ролики. Если не менять вовремя, ролики могут заклинить и оборвать ремень ГРМ. Когда неисправен сам натяжитель, даже совсем новый ремень провиснет и его зубья начнут проскакивать.
Кроме натяжных роликов свистеть может помпа насоса охлаждения. Если шестерню насоса установили неправильно или износился подшипник, ремень ГРМ начинает стираться неравномерно. критического износа или разрушения подшипника помпу может заклинить — тогда ремень, скорее всего, оборвется.
Любой из этих признаков — повод поменять ремень ГРМ: есть риск, что он оборвется или ослабнет. Когда это происходит, распредвал или распредвалы останавливаются и часть клапанов замирает в открытом положении. Коленвал продолжает перемещать поршни в цилиндрах и сталкивает их с открытыми клапанами. Клапаны могут погнуться или сломаться — несколько или все сразу. А могут сломаться сами поршни, тогда стоимость ремонта двигателя резко возрастет.
Не у всех автомобилей обрыв ремня приводит к загибу клапанов: у двигателей с одним распредвалом и восемью клапанами поршень обычно не доходит до клапанов даже в самом верхнем положении. Но бывают исключения: на двигателе Лады Ларгус проблема все равно остается.
Еще одно исключение — двухвальный двигатель на Сузуки Гранд Витару: если ремень оборвется, клапаны не загнутся.
Запчасти для смены привода ГРМ
(ссылка на источник фото)
Перед началом работ важно правильно выбрать комплектующие, так как от их качества зависит дальнейшая работа двигателя.
лучше покупать оригинальные запчасти на Kia Sid JD, одобренные производителем автомобиля.
Необходимые детали можно найти по кодам:
- Элемент цепи привода ГРМ — 243212B200;
- Каталожный номер натяжителя — 2441025001;
- Код направляющей цепи 244202B000;
- Ведущий номер — 244312B000;
- Код уплотнительного кольца BC согласно каталогу — 214212B030.
Цена на работу
Существует мнение, что если на вашем двигателе стоит не ремень (ГРМ), а цепь, то можно совершенно не беспокоится — это ведь стальная цепь, в конце концов! Цепь, без всяких сомнений, куда более стойкая к внешним факторам (вода, масло, пыль), чем ремень, но и она совсем не вечная — изнашивается как любая часть вашего автомобиля. Только у цепи, в отличие от ремня, отсутствует регламент замены, то есть придется ориентироваться «по ощущениям».
Выбор нового расходника
Вам просто нужно покупать расходные материалы для авто у проверенных продавцов. Не покупайте эти предметы у ремесленников. И на рынке они вполне могут быть «проданы» вам в упаковках известного бренда. Проверьте прогиб цепи. При размещении на ладони он не должен превышать 10 мм. На покупаемой вами цепочке должны быть ярлыки. Цепи изготовлены из закаленного металла, поэтому их не нужно подпиливать.
Помимо самой цепочки, вам потребуется приобрести другие расходные материалы. Это шестерни, амортизаторы, талрепы, прокладки и сальники. Если сальники с сальниками необходимо заменить в обязательном порядке, шестерни меняют только при необходимости. То же самое и с натяжителем. Если вы сами не можете оценить их состояние, пригласите для этого специалиста.
Автомобили с ременным приводом
Ремень и цепь в газораспределительном механизме автомобиля появились примерно в одно время и сейчас распространены одинаково широко. Ременный привод ГРМ можно встретить в автомобилях разных ценовых категорий и классов. Вот примеры авто с ремнем ГРМ:
- Малолитражки всех возрастов: Дэу Матиз, Пежо Шкода Фабия первого и второго поколения с двигателем 1,4 л, Киа Пиканто
- Субкомпактные автомобили, то есть любой Рено Логан и множество машин на его базе, Фольксваген Поло Седан и Шкода Рапид с двигателем ЕА211, Киа Рио первого и второго поколения.
- Компактные автомобили, то есть с двигателем EC5 или VW с двигателем BSE 1,6 л.
- Старые авто бизнес-класса: например, БМВ третьей серии с двигателем М40.
- Старые внедорожники: Тойота Ленд Крузер до 2007 года, Мицубиси Паджеро третьего и четвертого поколения, Лендровер продолжает ставить в модели Дискавери и Спорт дизельные двигатели с ременным ГРМ.
Естественный отбор
Современная гамма двигателей Sportage — результат долгой эволюции модели. Поначалу автомобиль вышел на рынок в статусе внедорожника: лестничная рама, подключаемый полный привод, неразрезной задний мост с самоблокирующимся дифференциалом и прочий набор для преодоления препятствий.
Далее последовали несколько воплощений, от удлиненного универсала до трехдверного кабриолета, пока 20 лет спустя Спортейдж не перешел в стан кроссоверов, сменив в этом качестве уже три поколения. Отсюда солидный перечень моторов, которые побывали под капотом Sportage, — бензиновых и дизельных, атмосферных и турбированных, мощностью от 63 до 185 л. с.: было из чего выбирать.
Сейчас корейский кроссовер комплектуется тремя бензиновыми двигателями на выбор: двумя атмосферными — двухлитровым G4NA и 2,4-литровым G4KJ и турбированным G4FJ объемом 1,6 л. Изюминка в том, что каждый из них представляет отдельное семейство силовых установок Hyundai-Kia, с характерными особенностями, достоинствами и недостатками, которые стоит учитывать при выборе и эксплуатации авто.
Когда и как это делать
В некоторых автомобилях работа распредвала и коленчатого вала сочетается с цепным приводом, который имеет почти идеальную надежность. Например, замена цепи привода ГРМ на Kia может потребоваться только в редких случаях, когда деталь сильно растянута или порвана. Однако, несмотря на то, что ресурс такой трансмиссии практически неограничен по сравнению с ремнем ГРМ, цепь необходимо периодически менять даже при отсутствии повреждений
G4NA
Базовый агрегат Kia Sportage — яркий представитель семейства Nu, которое было разработано специально для установки на самые доступные кроссоверы концерна. Впрочем, среднеобъемный мотор с многоточечным впрыском топлива получился настолько удачным, что устанавливался и на другие массовые модели — от Элантры до Сонаты.
Его козыри: быстрый отклик на педаль газа, хорошая эластичность и тяговооруженность при небольших габаритах. Общая беда этой серии — хрупкий керамический катализатор, расположенный слишком близко к блоку цилиндров, и невысокая жесткость их стенок: нарушение геометрии при перегреве ведет к усиленному «масложору».
Основные характеристики
- рабочий объем — 1999 см3;
- компоновка: рядный, четырехцилиндровый, 16-клапанный, с двумя верхними распределительными валами (DOHC) и гидрокомпенсаторами клапанов;
- система изменения фаз газораспределения: D-CVVT;
- максимальная мощность — 150 л. с.;
- максимальный крутящий момент — 192 Н·м при 4000 об/мин;
- максимальная скорость — 184 км/ч;
- время разгона до 100 км/ч — 11,4-11,6 сек.;
- расход топлива — 7,9-8,3 л/100 км;
- заявленный ресурс — 200 000 км.
Достоинства двигателя
- хорошо продуманная конструкция, легкий доступ к узлам для диагностики и ремонта;
- большая распространенность в России, дешевизна и доступность запчастей;
- возможность работы на 92-м бензине;
- не требуется регулировка зазоров клапанов.
Недостатки
- высокий расход масла, который становится еще больше к 100 000 км пробега из-за изношенности ЦПГ;
- слабые коренные и шатунные подшипники, износ которых может привести к провороту коленвала;
- склонность к перегреву из-за недостаточной мощности системы охлаждения — особенно у кроссоверов с полным приводом или защитными сетками на радиаторе;
- небольшой ресурс цепи ГРМ — не более 150 000 км пробега.
Можно считать удачей, что эти неполадки проявляются почти одновременно — ближе к 100 000 км пробега. По мере роста цифр на одометре подмечайте тревожные симптомы и своевременно устраняйте неисправности — это значительно дешевле капитального ремонта двигателя. При должной заботе и регулярной замене масла каждые 10 000 км G4NA может пройти до 300 000 км и более.
G4KJ
Серия Theta, к которой принадлежит этот двигатель, разрабатывалась совместно с компаниями Chrysler и Mitsubishi и заслуженно считается серьезным достижением конструкторов. Алюминиевый мотор с новым дизайном блока цилиндров избавили от склонности к задирам ЦПГ, снабдили электрической помпой, масляным насосом с изменением производительности и множеством других продвинутых решений. Устанавливают его лишь на старшие полноприводные версии Sportage с повышенными требованиями к мощности, надежности и крутящему моменту.
- рабочий объем — 2359 см3;
- система питания — прямой впрыск топлива;
- система изменения геометрии впускного коллектора VIS;
- максимальная мощность — 184 л. с.;
- максимальный крутящий момент — 237 Н·м;
- максимальная скорость — 184 км/ч;
- время разгона до 100 км/ч — 9,6 сек.;
- расход топлива — 8,7 л/100 км;
- заявленный ресурс — 200 000 км.
- хороший запас тяги на любых оборотах;
- высокая экономичность и топливная эффективность;
- доступные сервис и запчасти;
- большой опыт эксплуатации, который позволил хорошо изучить возможные проблемы мотора и избавить его от «детских болезней».
- требовательность к качеству расходных материалов и топлива — не ниже 95-го бензина (иначе клапана быстро забьются нагаром);
- отсутствие гидрокомпенсаторов: зазор клапанов надо регулировать каждые 90 000 км;
- опасность проворота вкладышей из-за износа балансирных валов;
- претензии к работе фазорегулятора E-CVVT;
- чувствительность к регулярному перегреву.
Контролировать тепловой режим этого двигателя Киа Спортэйдж следует еще и потому, что устанавливают его только в связке с шестидиапазонной АКПП, которая тоже не любит высоких температур. В остальном мотор ведет себя вполне предсказуемо и может досаждать разве что повышенной шумностью работы.
G4FJ
Турбированный бензиновый двигатель Киа Спортэйдж из семейства Gamma II — самый современный агрегат из тех, которые устанавливают на корейский кроссовер. Алюминиевый мотор с прямым впрыском, цепным приводом ГРМ и турбиной с интеркулером получился легким, компактным и динамичным — однако унаследовал семейные недостатки типа склонности к забросу осколков катализатора в ЦПГ или отсутствия гидрокомпенсаторов клапанов: зазоры придется регулировать через каждые 90 000 км.
- рабочий объем — 1591 см3;
- компоновка — рядный, 4-цилиндровый, 16-клапанный, с двумя верхними распределительными валами (DOHC);
- система изменения фаз газораспределения — D-CVVT;
- максимальная мощность — 177 л. с. при 5500 об/мин;
- максимальный крутящий момент — 265 Н·м при 1500 об/мин;
- максимальная скорость — 201 км/ч;
- время разгона до 100 км/ч — 9,1 сек.;
- время расхода топлива — 7,5 л/100 км;
- заявленный ресурс — 180 000 км.
- высокая мощность и топливная эффективность;
- хорошая динамика для тяжелой машины;
- доступность запчастей, обслуживания и ремонта;
- мощная тяга даже на малых оборотах.
- малый срок службы из-за постоянной работы в субкритических режимах;
- невысокий ездовой комфорт: шум, вибрация, зуд на холостых оборотах;
- низкий ресурс турбины и цепи ГРМ;
- склонность к нарушению геометрии цилиндров из-за перегрева;
- короткий межсервисный интервал.
Менять масло в таком двигателе придется раз в 7500 км пробега, а заодно проверять состояние цепи и ролика ГРМ, нагар и отложения на клапанах и дроссельной заслонке, герметичность масляных уплотнений и чистоту впускного коллектора. Поскольку этот двигатель на Sportage ставят только с 2016 года, концерн часто вносил изменения в его устройство: имеет смысл поискать документацию именно на вашу версию. Наконец, агрегатируется он в основном с бесступенчатым вариатором — комбинация капризная и дорогая в ремонте.
Что в итоге? Эволюция Kia Sportage идет сразу в двух направлениях: автомобиль все больше отдаляется от покорения бездорожья к городским и трассовым поездкам, полный привод здесь скорее для более уверенного поведения на дороге. При такой трактовке мощь двигателя и надежность трансмиссии второстепенны: на первый план выходят динамика и быстрота адаптации к ритму движения.
Для большинства комплектаций Sportage предлагается связка двухлитрового двигателя и беспроблемной АКПП. Любителям быстрой езды согреет душу комбинация турбомотора и вариатора, а в действительно тяжелых условиях проявит себя мощный атмосферный агрегат на 2,4 л. Похоже, время моторов «на все случаи жизни» прошло: хотите не знать проблем с авто — тщательно подбирайте двигатель под условия эксплуатации. Благо вариаций у Kia Sportage для этого хватает.
Как устроен цепной привод ГРМ
Вместо ремня распредвал и коленвал может приводить в движение цепь. Цепной привод ГРМ устанавливали в самых первых ДВС с верхневальной компоновкой. Цепи были двух- или трехрядными, они реально отрабатывали весь ресурс двигателя. Когда обрывался один ряд цепи, оставшиеся продолжали приводить валы в движение.
В двигателях современных автомобилей используют пластинчатые или пластинчато-роликовые цепи. Последние делают однорядными, намного реже — двухрядными.
У цепи, как и у любой другой запчасти, есть уникальный каталожный номер, поэтому она не может быть универсальной для разных моделей авто.
Цепь устанавливают внутри корпуса двигателя и закрывают защитной крышкой вместе с шестернями валов. Натяжение цепи контролирует натяжитель, который может быть механическим или автоматическим, — в случае с цепью это исключительно гидравлический механизм.
Механический натяжитель нужно периодически регулировать, иначе цепь начнет провисать. У автоматического натяжителя есть плунжерный шток — полый цилиндр с мини-поршнем внутри, который под давлением масла выдвигается и давит на натяжитель цепи. Чем сильнее растягивается цепь, тем больше выдвигается шток — так натяжение остается постоянным.
Чтобы убрать колебание цепи во время работы, в цепном приводе ГРМ установлен успокоитель — пластмассовая накладка, которая прилегает к цепи и гасит вибрацию. В зависимости от длины цепи в приводе может быть до трех успокоителей.
Кроме распредвала и коленвала цепной привод обычно у масляного насоса. Причем, в отличие от ременного привода, насос приводит в движение отдельная короткая цепь, а не основная. У некоторых двигателей, например на Ауди, в конструкции три цепи: отдельно на привод ГРМ, на распредвалы и на масляный насос.
Определение дефектов
Ременный привод размещен снаружи силового агрегата, но цепь отличается от него тем, что находится внутри. Конечно, в этом есть и положительный момент: мало шума и идет постоянная смазка расходного материала, но для этого до цепи дотянуться сложнее. Чтобы определить его состояние, нужно снять крышку. Первое, на что нужно обратить внимание, это необычный гул, который начал появляться при работающем двигателе. Этот шум сложно спутать ни с чем другим. Это происходит из-за времени. Услышав это, вы должны действовать. Иначе цепь начнет прыгать на зубьях. Это наглядно показано на фото ниже.
Ослабление натяжения может быть вызвано следующими причинами:
- цепь растянулась настолько, что натяжитель больше не может удерживать люфт;
- неисправен натяжитель;
- амортизаторы изношены или сломаны;
- изношены все расходные материалы механизма: натяжитель, амортизаторы, шестерни.
Конечно, сначала нужно попробовать натянуть натяжитель. Для этого ослабляется гайка, удерживающая плунжер. Затем необходимо провернуть коленчатый вал на 2 полных оборота и снова затянуть гайку.
Но современные натяжители больше не предназначены для ручных подтягиваний. Здесь все происходит автоматически. Чтобы убедиться, что натяжитель данного типа неисправен, его необходимо разобрать. Для этого потребуется разобрать весь механизм. Так много за меньшее количество современных технологий.
Предупреждение: при обнаружении грохота, исходящего от двигателя, цепь необходимо заменить. В противном случае отказ агрегата гарантирован. Его серьезность может зависеть только от вашей удачи. Клапаны и поршни могут столкнуться. После этого двигатель придется серьезно отремонтировать.
Плюсы и минусы цепи ГРМ
Среди автомобилистов часто возникают споры, какая трансмиссия лучше — ременная или цепная. Чтобы разобраться в этой проблеме, необходимо знать преимущества и недостатки использования цепного привода ГРМ, его назначение и особенности конструкции.
Цепь ГРМ давно используется в качестве привода. Некоторые новички думают, что эта концепция устарела, но на самом деле это не так. Подобное решение успешно реализовано в самых современных автомобилях, выпускаемых крупными автопроизводителями, такими как BMW, Toyota, Mitsubishi, Kia и так далее. Использование цепной передачи в ремне ГРМ обусловлено объективными преимуществами: