Содержание
ВНИМАНИЕ Во избежание повреждения окрашенных поверхностей используйте защитные щитки. Во избежание повреждения отсоединяйте соединительные зажимы осторожно, держась рукой за зажим.
Примечание: Помечайте все провода и шланги, чтобы исключить ошибки при повторном подключении. Чтобы сбросить давление в топливной системе перед снятием двигателя запустите двигатель без реле топливного насоса. Затем остановите двигатель ключом зажигания.
1. Снимите крышку двигателя.
2. Снимите провод с отрицательного вывода АКБ.
3. Снимите воздуховод и воздухоочиститель в сборе.
4. Отсоедините монтажный кронштейн и затем извлеките АКБ.
5. Отсоедините разъем ЭБУД и затем снимите аккумуляторную полку.
6. Снимите нижнюю крышку моторного отсека.
7. Выверните сливную пробку и слейте охлаждающую жидкость. Для ускорения слива откройте крышку радиатора.
8. Снимите верхний (А) и нижний (В) шланги радиатора.
Примечание: Присоедините шланги радиатора, как показано на рисунках.
9. Слейте хладагент и снимите трубки высокого и низкого давления
10. Отсоедините разъем проводки и трос от коробки переключения передач.
11. Отсоедините шланги (А) отопителя.
Примечание: Подсоедините шланги нагревателя, как показано на рисунках.
12. Отсоедините вакуумный шланг (А) усилителя тормозов.
13. Отсоедините топливный шланг (А). Момент затяжки: 3,9-5,9 Н-м.
14. Отсоедините шланг (А) клапана PCSV.
15. Отсоедините положительный (+) провод (А), разъем (В) коробки предохранителей, блок EMS (С) и снимите проводку двигателя.
Гайка (А): 6,9- 10,8 Н-м.
Болт «массы» (D): 10,8 – 13,7 Н-м.
16. Отсоедините разъемы (А) от кислородных датчиков.
17. Снимите передний глушитель.
18. Подоприте подрамник (А) с помощью домкрата, затем выверните болты и отверните гайки крепления подрамника.
Примечание: После отворачивания болтов и гаек двигателя и коробки передач весь силовой агрегат может упасть. Необходимо обеспечить его надежную поддержку на домкрате. Перед снятием силового агрегата убедитесь, что от него отсоединены все шланги и разъемы.
19. Отсоедините провод соединения с «массой» и снимите опорный кронштейн крепления двигателя.
20. Отсоедините линию «массы», затем выверните стяжной болт кронштейна коробки передач.
21. Снимите силовой агрегат (А), подняв автомобиль.
ВНИМАНИЕ При снятии двигателя и узла коробки передач проявляйте осторожность, чтобы не повредить окружающие компоненты и кузов.
Установка двигателя в сборе
Установка производится в обратном порядке.
Выполните следующие действия:
1. Отрегулируйте трос переключения передач.
2. Залейте в двигатель моторное масло.
3. Залейте в коробку передач трансмиссионную жидкость.
4. Заполните радиатор и расширительный бачок охлаждающей жидкостью.
5. Выполните проверку на наличие утечки топлива.
6. После установки топливопровода поверните ключ зажигания (не включайте стартер), чтобы топливный насос мог работать приблизительно 2 секунды и в топливопроводе возникло давление.
7. Повторите эту операцию два-три раза, а затем выполните проверку на наличие утечки топлива в любом месте топливного трубопровода.
8. Установите рукоятку управления отопителем в положение НОТ.
9. Выпустите воздух из системы охлаждения.
10. Запустите двигатель и дайте ему прогреться (пока вентилятор радиатора не включится 3 – 4 раза).
11. Остановите двигатель. Проверьте уровень охлаждающей жидкости и при необходимости долейте жидкость. Это позволит выпустить воздух из системы охлаждения.
12. Плотно наденьте крышку радиатора, снова запустите двигатель и проверьте его на утечки.
13. Очистите выводы АКБ и зажимы проводов перед установкой.
В данном подразделе описан только процесс снятия и установки распределительных валов. Ремонт головки блока цилиндров заменой седел, направляющих втулок клапанов и шлифовкой привалочной поверхности головки требует применения специальных инструментов и набора запасных частей, не поступающих в свободную продажу. Поэтому при необходимости серьезного ремонта головки блока цилиндров обращайтесь на СТО или замените головку в сборе.
СНЯТИЕ И УСТАНОВКА РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ ВАЛОВ
Распределительные валы заменяют в следующих случаях:
– упало давление в системе смазки двигателя Причиной этой неисправности часто бывает повышенный износ шеек распределительных валов и постелей подшипников распределительных валов в головке блока цилиндров При износе постелей и их крышек головку блока заменяют в сборе, так как постели выполнены непосредственно в ее корпусе:
– стук клапанов при нормальных зазорах в механизме привода клапанов. Вызывается повышенным износом кулачков распределительного вала из-за применения низкокачественного моторного масла или повреждения масляного фильтра.
Вам потребуются: те же инструменты, что и для снятия цепи привода газораспределительного механизма
1. Снимите крышку головки блока цилиндров
2. Установите поршень 1 -го цилиндра о положение ВМТ такта сжатия
3. Снимите цепь газораспределительного механизма
4. Удерживая от проворачивания распределительный вал выпускных клапанов, вывернитe болт крепления шестерни к распределительному валу.
5. и снимите шестерню.
6. Аналогично снимите муфту системы изменения фаз газораспределения с распределительного вала впускных клапанов.
7. Выверните болты крепления крышек подшипников распределительных валов в порядке, показанном на рис. 5.8, и снимите распределительные валы.
Рис. 5.8. Порядок выворачивания болтов крепления крышек подшипников раслределительнык валов
На крышки подшипников распределительных валов нанесены их порядковые номера. Запомните или запишите расположение крышек, чтобы установить их на прежние места: крышки обрабатывают совместно с головкой блока цилиндров и обезличивать их запрещено.
8. Осмотрите распределительные валы. Поверхности опорных шеек и кулачков должны быть хорошо отполированы, без повреждений. На рабочих поверхностях шеек не допускаются задиры, забоины, царапины, наволакивание алюминия от гнезд подшипника в головку блока. Если на рабочих поверхностях кулачков обнаружены следы заедания, перегрева, глубокие риски или износ в виде огранки, заменте валы.
Шлифовка кулачков распределительных валов для устранения ступенчатого износа запрещена, так как при изменении размеров профиля кулачков будут нарушены фазы газораспределения.
9. В мастерских, оборудованных специальными инструментами и приспособлениями, можно проверить радиальное биение шеек распределительного вала. Если биение более 0,04 мм или шейки несоосны, замените вал, так как его правка не допускается.
10. Смажьте постели распределительных валов чистым моторным маслом и уложите в них распределительные валы в таком положении, чтобы ни один из кулачков не опирался самой высокой частью своего носка на регулировочную шайбу толкателя клапана.
11. Установите крышки подшипников распределительных валов и затяните болты их крепления в порядке, обратном их выворачиванию.
Снимайте двигатель в сборе с коробкой передач, опуская его вниз из моторного отсека. Для этого необходим подъемник, чтобы повыше поднять переднюю часть автомобиля. В гаражных условиях при отсутствии подъемника потребуется домкрат, а также прочные и достаточно высокие опоры, чтобы установить на них приподнятую переднюю часть автомобиля, что позволит извлечь из-под автомобиля двигатель, опущенный на пол гаража.
Двигатель очень тяжелый, поэтому рекомендуем снимать его с помощниками.
Двигатель очень тяжелый, поэтому при его снятии и установке применяйте только полностью исправные грузоподъемные механизмы, рассчитанные на соответствующую нагрузку, и особенно тщательно контролируйте правильность и надежность присоединения тросов, траверс и т.п. к транспортным проушинам двигателя.
1. Для удобства работы снимите капот
2. Снизьте давление в системе питания
3. Отсоедините провода от аккумуляторной батареи и снимите ее с автомобиля
4. Слейте охлаждающую жидкость
5. Снимите ремень привода вспомагальных агрегатов
6. Снимите воздушный фильтр
7. Снимите брызговики двигателя
8. Отсоедините катколлекюр от блока цилиндров
9. Снимите приводы передних колес
10. Отсоедините провода от генератора
11. Выверните болты крепления компрессора кондиционера. Не отсоединяя трубопроводы от компрессора, отведите его в сторону и закрепите любым доступным способом (например, привязав проволокой).
12. Отверните гайки шпилек крепления фланцев топливной рампы.
13. . и разъедините фланцы
14. Сожмите усики хомутом.
15.и отсоедините шланги системы охлаждения двигатели от патрубков на головке блока цилиндров.
16. Снимите рабочий цилиндр сцепления, не отсоединяя от него шлангов
17. Отсоедините от коробки передач реактивную тягу и тягу переключеттия передач
18. Отсоедините колодки жгугов проводов от выводов датчиков системы управления двитателем
19. Отсоедините шланг от штуцера впускного коллектора.
21. Отсоедините шланг от штуцеpa электромагнитного клапана продувки адсорбера
22. Отсоедините трос привода дроссельной заслонки от дроссельного узла
23. Закрепите строп грузоподъемного механизма за транспортные проушины и натяните стропы.
24. Еще раз проверьте, все ли провода, шланги и насосные узлы отсоединоны or силового aгpeгaта.
25. Вывесите переднюю часть автомобиля (поднимите автомобиль на подьемнике) на высоту, достаточную для извлечения из-под автомобиля силового агрегата, и установите под кузов наднжные опоры.
26. Извлеките двигатель из-под автомобиля
27. Установите двигатель и все снятые детали и узлы в порядке, обратном снятию, с учетом следующего;
Перед установкой силового aгрегата очистите метчиком от ржавчины резьбовые отверстия крепления ого опор;
– обязательно замените новой прокладку катколлектора;
– при подсоединении проводов и трубопроводов тщательно следите за правильностью их расположения в моторном отсеке, не допуская соприкосновения с нагревающимися элементами силового агрегата.
После установки двигателя выполните следующие операции.
1. Залейте охлаждающую жидкость.
2. Залейте масло в коробку передач
3. Отрегулируйте натяжение ремня привода вспомогательных агрегатов
4. Отрегулируйте привод дроссельной заслонки
5. Пустите двигатель и проверьте, нет ли утечек топлива. масла и охлаждающей жидкости. Проверьте давление масла. Послушайте двигатель, он должен работать ровно, без посторонних шумов и стуков.
8. Снимите верхний (A) и нижний (B) шланги радиатора.
9. Слейте хладагент и снимите трубки высокого и низкого давления 10. Отсоедините разъем проводки и трос от коробки переключения передач. 11. Отсоедините шланг охладителя ATF. 12. Снимите хомут и отсоедините шланг (А) отопителя.
13. Отсоедините вакуумный шланг (А) усилителя тормозов.
14. Отсоедините топливный шланг (А) и шланг (В) электромагнитного клапана управления продувкой (PCSV).
16. Отсоедините разъемы (А) датчика кислорода.
После сборки топливного трубопровода включите замок зажигания (не включайте стартер), чтобы дать топливному насосу поработать примерно две секунды и создать давление в топливном трубопроводе.
Заглушите двигатель. Проверьте уровень охлаждающей жидкости в радиаторе; при необходимости, долейте охлаждающую жидкость. Это позволит удалить из системы охлаждения воздух, захваченный жидкостью.
4. Снимите цепь привода ГРМ 5. Снимите головку блока цилиндров.
6. Снимите рубашку охлаждения.
7. Отсоедините трубку указателя уровня масла.
8. Снимите датчик детонации (A) и масляный фильтр (B).
9. Снимите реле (A) давления масла. 10. Снимите поддон картера двигателя. 11. Снимите фильтр (А) грубой очистки масла.
12. Снимите задний сальник. 13. Снимите картер (A).
20. Проверьте пригонку между поршнем и поршневым пальцем.
21. Снимите поршневые кольца.
С помощью расширителя поршневых колец снимите 2 компрессионных кольца.
Если и после этого величина осевого люфта будет выходить за допустимые пределы, замените коленчатый вал.
Для обеспечения правильности повторной сборки убедитесь в том, что монтажные метки на шатуне и крышке совмещены.
Снимите 2 болта крышки нижней головки шатуна.
Снимите крышку большой головки шатуна и нижний вкладыш подшипника.
Протрите шейку и коренной подшипник коленчатого вала.
Уложите пластигейдж поперек шатунной шейки коленчатого вала.
Не пытайтесь обтачивать и шлифовать подшипники и крышки, а также использовать регулировочные прокладки для корректировки зазора.
Примечание: Если невозможно установить необходимый зазор с помощью больших и меньших подшипников, замените коленчатый вал и начните процедуру заново.
Если метки видны нечетко из-за скопившейся грязи или пыли, не используйте для удаления проволочную щетку или скребок. Для чистки разрешается применять только растворители и моющие средства.
Во время повторной установки следите за тем, чтобы номера цилиндров, которые были проставлены на шатуне и крышке при разборке, совпадали. При установке нового шатуна следите за тем, чтобы выемки для удержания подшипника на месте оказались на одной стороне.
Если упорные поверхности шатуна на любом из концов повреждены, замените шатун. Кроме того, замена шатуна требуется в случае износа ступеней или сильной шероховатости поверхности внутреннего диаметра малой головки.
Примечание: Если добиться надлежащего зазора с использованием соответствующих подшипников большего или меньшего размера не удается, замените коленчатый вал и повторите проверку с начала.
На торцевой поверхности блока выбиты буквы, обозначающие типоразмер каждого из пяти отверстий под коренные шейки коленчатого вала.
Используйте эти буквы вместе с цифрами, нанесенными на коленчатом рычаге (которые служат в качестве маркировки размера коренных шеек), для выбора надлежащих подшипников.
Используя какой-либо циферблатный индикатор, измерьте зазор упорного подшипника при перемещении коленчатого вала назад и вперед с помощью отвертки.
1. Отсоедините провода (А) от клемм аккумуляторной батареи.
2. Снимите с двигателя крышку (А).
3. Снимите верхнюю крышку (А) с переднего бампера и воздуховод (В).
4. Для ускорения слива охлаждающей жидкости снимите крышку радиатора.
5. Выверните болты и снимите нижние защитные кожухи моторного отсека (А)
6. Ослабьте сливную пробку и слейте охлаждающую жидкость из системы охлаждения двигателя.
8. Снимите лоток (А) аккумуляторной батареи и отсоедините передний электрический разъем (В).
9. Снимите верхний (А) и нижний (В) шланги радиатора.
Примечание. Промаркируйте шланги перед их отсоединением, чтобы не перепутать их при повторном присоединении.
Предупреждение! Соблюдайте осторожность, чтобы не вытекла трансмиссионная жидкость из шлангов. Чтобы исключить попадание грязи, закройте концы шлангов пробками.
11. Снимите шланги отопителя (А) и шланг вакуумного усилителя тормозов (В).
12. Снимите шланг подачи топлива (А) и трос акселератора (В)
13. Снимите крышку с блока предохранителей.
14. Отверните гайки и отсоедините контакты (А) от блока предохранителей.
15. Выверните болты и снимите блок реле и предохранителей (А).
16. Отсоедините электрические разъемы жгута проводов (А) и двигателя (В).
18. Разрядите хладагент из системы кондиционирования воздуха и снимите трубки высокого и низкого давления.
19. Отсоедините трос управления от коробки передач (А).
20. Выверните болт крепления универсального шарнира рулевой колонки (А).
21. Снимите передние колеса.
22. Отсоедините тяги стабилизатора поперечной устойчивости и выверните болты крепления нижних рычагов передней подвески и передней оси.
23. Отверните гайки и снимите передний глушитель (А).
Момент затяжки: 39,2-58,8 Н·м.
24. Домкратом поддержите двигатель в сборе с коробкой передач.
27. Отверните гайки и болты крепления подмоторной рамы.
Момент затяжки: 49,0-63,7 Н·м.
28. Проверьте, что от двигателя отсоединены все электрические разъемы, шланги, трубки и жгуты проводов. Поднимите двигатель с коробкой передач и ведущим мостом как единый узел и достаньте его из моторного отсека.
Предупреждение! Соблюдайте осторожность, чтобы не повредить другие детали, расположенные рядом с двигателем.
Снятие и установка двигателя
20. Отсоедините от двигателя и коробки передач наконечники «массовых» проводов.
– обязательно замените новой прокладку катколлектора;
– при подсоединении проводов и трубопроводов тщательно следите за правильностью их расположения в моторном отсеке, не допуская соприкосновения с нагревающимися элементами силового агрегата.
Установка производится в последовательности. обратной снятию, с учетом следующего:
7. Снимите воздушный фильтр.
Момент затяжки: 7,8-9,8 Н·м.
10. Отсоедините шланги (А) охлаждения трансмиссионной жидкости, отверните гайку и отсоедините провод «массы» (В).
17. Выверните болты и отсоедините провода соединения с «массой» двигателя (А) и коробки передач (В)
25. Отверните гайки и болт и снимите кронштейн опоры двигателя (А) и провод соединения с «массой» (В).
26. Выверните болты и снимите кронштейн опоры коробки передач (А).
Снятие и установка силового агрегата
15. Отсоедините положительный (+) провод (A), разъем (B) коробки предохранителей, блок EMS (C) и снимите проводку двигателя.
Снятие и установка двигателя и коробки передач (дизель 1,6 л)
• Чтобы не поцарапать крылья автомобиля, закройте их накидками.
• Чтобы исключить повреждение электрических разъемов, разъединяйте их очень аккуратно.
• Чтобы исключить неправильное подсоединение, перед отсоединением промаркируйте все разъемы и шланги.
1. Отсоедините провода (А) от клемм аккумуляторной батареи (В).
2. Снимите аккумуляторную батарею (В) и лоток батареи.
3. Снимите разъем (А) с выступа лотка батареи.
4. Снимите крышку двигателя.
5. Выверните болты и снимите нижние защитные кожухи моторного отсека.
6. Ослабьте сливную пробку и слейте охлаждающую жидкость из системы охлаждения двигателя. Для ускорения слива охлаждающей жидкости снимите крышку радиатора
7. Снимите переднюю крышку (А).
9. Снимите шланги, идущие к промежуточному охладителю воздуха (В) и отсоедините разъем от датчика давления наддува воздуха BSP (А).
Пассатижами снимите крышку. После этого будет доступна другая крышка (-), которую можно использовать как привод (-).
10. Снимите узел воздушного фильтра. 1) Отсоедините разъем (А) от измерителя расхода воздуха AFS
2) Снимите верхнюю крышку (В) воздушного фильтра.
3) Снимите воздушный патрубок (С).
4) Достаньте фильтрующий элемент воздушного фильтра.
5) Отсоедините электрические разъемы от блока управления двигателем РСМ и снимите корпус воздушного фильтра.
11. Отверните гайки и отсоедините
провода (А) от блока предохранителей.
12. Отсоедините от коробки передач провод соединения с «массой».
13. Отсоедините шланги (А) от расширительного бачка.
14. Снимите верхний шланг (А) радиатора.
15. Снимите нижний шланг (В) радиатора.
16. Снимите шланг подачи топлива.
17. Отсоедините вакуумный шланг (А) от вакуумного усилителя тормозов.
18. Отсоедините электрические разъемы (А) и провода соединения с -массой* от функционального блока
19. Снимите шланги отопителя (А).
20. Отсоедините электрические разъемы жгута проводов и трос управления коробкой передач от коробки передач.
1) Снимите рабочий цилиндр сцепления.
2) Отсоедините трос управления коробкой передач.
21. Для поддержки силового агрегата установите специальный инструмент SST (09200-38001 и 09200-1СООО) с переходником и зацепите его за кронштейн для подъема двигателя.
22. Снимите кронштейн (А) опоры двигателя.
23. Снимите монтажный кронштейн опоры коробки передач.
24. Снимите передние колеса.
25. Снимите штифты и отверните гайки крепления приводных валов к ступицам передних колес.
26. Отсоедините шаровые шарниры нижних рычагов, тяги стабилизатора поперечной устойчивости и наконечники рулевых тяг от поворотного кулака.
27. Выверните болт крепления универсального шарнира рулевой колонки.
28. Снимите передний глушитель (А).
29. Домкратом поддержите двигатель и коробку передач.
После выворачивания болтов крепления подмоторной рамы двигатель и коробка передач могут упасть вниз, поэтому надежно поддержите их домкратом.
Убедитесь, что о т двигателя и коробки передач отсоединены все электрические разъемы, шланги, трубки и жгуты проводов.
30. Выверните болты и гайки крепления подмоторной рамы.
Момент затяжки: -болт А: 44,1-53,9 Нм -гайка В:156,9-176,5 Нм – болт С: 156,9-176,5 Н м
31. Снимите специальный инструмент SST (09200-38001 и 09200- 1СООО) с переходником использовавшийся для поддержки двигателя.
32. Поднимая автомобиль, снимите двигатель вместе с коробкой передач.
При снятии силового агрегата соблю дайте осторожность, чтобы не повредить детали, расположенные рядом с двигателем и коробкой передач.
Установка проводится в последовательности. обратной снятию, с учетом следующего:
• Отрегулируйте трос управления коробкой передач.
• Отрегулируйте трос акселератора.
• Залейте в двигатель моторное масло.
• Залейте в коробку передач трансмиссионное масло.
• Залейте охлаждающую жидкость в систему охлаждения двигателя
• Установите ручку управления отопителем в положение «НОТ».
• Удалите воздух из системы охлаждения
– Пустите двигатель и оставьте его работать на холостом ходу до 3-4 включений вентилятора радиатора.
– Выключите двигатель. Проверьте уровень охлаждающей жидкости и. при необходимости, долейте. Это обеспечит удаление воздуха из системы охлаждения.
– Плотно затяните крышку радиатора, пустите двигатель и проверьте его на отсутствие утечки охлаждающей жидкости.
• Очистите клеммы аккумуляторной батареи и зажимы проводов, подсоединяемые к клеммам. и для предотвращения коррозии смажьте их техническим вазелином.
• Проверьте отсутствие утечки топлива.
– После подсоединения топливного шланга включите зажигание (но не включайте стартер) так, чтобы топливный насос поработал примерно две секунды и создал давление в топливной системе.
– Повторите это действие два или три раза, затем проверьте отсутствие утечки топлива в любой точке топливопровода.