Какой уровень охлаждающей жидкости должен быть в бачке Киа Рио 3 в морозы

Содержание

Содержание
  1. Методы определения типа ОЖ
  2. Определяем уровень охлаждающей жидкости. Что является нормой?
  3. Сроки и интервалы замены антифриза
  4. Замена антифриза Киа Рио 3
  5. 3 Проверка уровня охлаждающей жидкости
  6. Сколько нужно антифриза для замены. Объем системы
  7. Сколько антифриза нужно заливать в систему
  8. Если залить антифриз не по уровню
  9. Как проверить антифриз на замерзание
  10. Как проверить антифриз ареометром
  11. Проверка утечки антифриза
  12. Как проверить уровень антифриза
  13. Уровень антифриза «на холодную» и на «горячую»
  14. Проверка антифриза на горение
  15. Охлаждающая жидкость
  16. Какой должен быть нормальный объем охлаждающей жидкости
  17. Проверка состояния антифриза
  18. Как долить антифриз – инструкция
  19. Будьте внимательны
  20. Как сделать это самостоятельно
  21. Вода воде рознь
  22. Периодичность замены и заправочный объем
  23. Как проверить уровень и долить антифриз
  24. Уровень антифриза. Как проверить и долить
  25. Как поменять антифриз
  26. Рекомендуемая охлаждающая жидкость и расценки
  27. Как поменять антифриз своими руками
  28. Советы при замене ОЖ на Рио 3
  29. Как работает система охлаждения двигателя
  30. Проверка антифриза на кипение
  31. Что залить? Как узнать и получить выгодную цену?
  32. Сколько антифриза необходимо для замены?
  33. Вероятные места утечки
  34. Что и сколько доливать?
  35. Оригинальный антифриз
  36. Проверка уровня охлаждающей жидкости Киа Рио 2
  37. Как определить, что залито, на практике
  38. Как проверить антифриз на качество
  39. Проверка антифриза мультиметром
  40. Проверка на ощупь и запах
  41. Проверка кислотности лакмусовой бумагой
  42. Дополнительно про Kia

Методы определения типа ОЖ

Существуют безопасные и более точные способы понять, какая охлаждающая жидкость залита в машину. Рассмотрим самые популярные методики:

Какой уровень охлаждающей жидкости должен быть в бачке Киа Рио 3 в морозы

Детали и расходники:

Завод — изготовитель рекомендует применять охлаждающую жидкость (антифриз) на основе этиленгликоля. Уточните у дилера — продавца автомобиля, марку залитой в ваш автомобиль жидкости.

Не смешивайте жидкости разного цвета и разных производителей. Если вам необходимо долить охлаждающую жидкость, но вы не знаете марку залитой в систему жидкости, замените всю жидкость в системе охлаждения.

Читайте также:  Тюнинг киа церато 2 в Самаре: 151-товар: бесплатная доставка [перейти]

Применяйте продукцию только проверенных изготовителей. Помните, что применение низкокачественной охлаждающей жидкости приводит к дорогостоящему ремонту двигателя.

Проверку проводите на холодном двигателе.

Ребята всем привет, у меня Киа Рио 2016 года, объем 1.6 на акпп6, сейчас жаркая погода +30, вчера после дневной поездки открыл капот , просто хотел проверить уровни жидкостей, и заметил что уровень антифриза в расширительном бачке под максимум , ещё чуть чуть и вылилось б с верхнего отверстия, хотя владею машиной 6 лет и никогда такого не было, на холодную всегда была по середине отметок min и max а на горячую на отметке max, мои действия машина была заведённая с работающим кондиционером , я выключил кондёр, и буквально секунд 10 уровень упал на прежний уровень max, и после того как заглушил двигатель вентилятор работал полминуты хотя тоже такого никогда не было, теперь вот думаю а в чем причина могла быть? Может поменять крышку радиатора ?

Может клапан в крышке пропускает? У какого какое мнение? Или термостат?

Какой уровень охлаждающей жидкости должен быть в бачке Киа Рио 3 в морозы

Скорей всего ничего страшного, но если есть возможность – то прочистите радиаторы, скорей всего грязью забились. Ну и помониторьте температуру ОЖ через ELM, что бы можно было понять нормально-ли термостат работает или нет.

Сообщение от alco-naft

понять нормально-ли термостат работает

А просто шланги потрогать?

Сообщение от бахтияр

ещё чуть чуть и вылилось б с верхнего отверстия,

Что за отверстие?смотреть помпу.

Сообщение от дмитрио

А просто шланги потрогать?

Руками конечно надо щупать, но лучше еще и смотреть – на какой температуре произойдет открытие термостата, что бы убедиться в его полной исправности.

Ниже крышки расширительного бачка сбоку, помпу смотрел подтёков нету, датчик перегрева не загорался, поставил новую крышку радиатора 1.1, такая ж как и на оригинале, целый день катался , вроде норм , единственное уровень в бачке ровно середина между мах и мин

Сообщение от бахтияр

Ниже крышки расширительного бачка сбоку,

Так высоко,почти до крышки,подниматься не должен.ищи причину,забит радиатор,спит помпа или карлосон.иначе перегрев с вытекающими последствиями,вплоть до задиров.

У меня на Нексии как-то из-за крышки аж наружу побежало. Поменял крышку, все прошло).

Сообщение от бахтияр

как тока выключил кондёр уровень сразу упал

Предполагаю что забит радиатор, помимо проблем с пробкой. По моим наблюдениям, если радиатор чистый, то при включенном кондиционере температура двигателя ниже (в городе) и более стабильна, обычно не выше 90 градусов т.к. почти всё время работает вентилятор, тогда как при отключеном – растет до 96-97, после чего подключается вентилятор и сбрасывает до 90. Когда радиаторы грязные, при включенном кондиционере температура двигателя сильно повышается.

Сообщение от бахтияр

заглушил двигатель вентилятор ещё работал

Вот это странно. На моей вентилятор отключается при отключении зажигания

Я о том ж , никогда такого не было, поменял пробку понаблюдаю

ребят подскажите кто знает, в руководстве написано что нельзя открывать крышку радиатора при работающем двигателе, но мастера с сервиса стравливали воздух именно крышкой радиатора когда доливали антифриз, ничем не грозит? Сейчас уровень ож на порядок выше нормы на прогретом авто, как в случае чего убрать лишнее и “незавоздушить” систему?

Сообщение от Pavel89

ребят подскажите кто знает, в руководстве написано что нельзя открывать крышку радиатора при работающем двигателе, но мастера с сервиса стравливали воздух именно крышкой радиатора когда доливали антифриз, ничем не грозит? Сейчас уровень ож на порядок выше нормы на прогретом авто, как в случае чего убрать лишнее и “незавоздушить” систему?

Антифриз в системе находится под далением и на работающем двигателе он горячий. Неосторжное открытие крышки радиатора может привести к сильным ожогам.
При нагревании жидкости расширяются и положение “выше нормы”, в принципе, нормально. Следить за уровнем ОЖ нужно на непрогретом двигателе.

Сообщение от Pavel89

.. Сейчас уровень ож на порядок выше нормы на прогретом авто, как в случае чего убрать лишнее и “незавоздушить” систему?

Проверить уровень на холодном двигателе и отсосать лишнее из расширительного бачка.

Можно открывать смело. Если температура ниже 104°С.

Давненько не заглядывал в мануал. У нас вроде две крышки: металлическая на радиаторе и на расширительном бачке. В какую доливать, если что? Простите, если вопрос глупый, просто со времен девяток доливать самому не приходилось.

Сообщение от Мав

Давненько не заглядывал в мануал. У нас вроде две крышки: металлическая на радиаторе и на расширительном бачке. В какую доливать, если что? Простите, если вопрос глупый, просто со времен девяток доливать самому не приходилось.

В расширительный бачок ,там трубка в верх выдвигается чтоб удобнее заливать

Мав, ответ, приведенный выше, неверен.
У вас система охлаждения с так называемым невстроенным бачком. Т.е. бачок – это просто негерметичная емкость, куда из радиатора текут излишки, а потом засасываются обратно.

Таким образом, заливается радиатор под пробку и немного плескается в бачок. Если после цикла нагрев-охлаждение в бачке не сухо, то доливаем туда до уровня и все.

Речь идет о серьезном доливе. При доливе в сто грамм доливать надо, понятно, в бачок – Бывалый прав.

Но если была серьезная потеря жидкости, то этот путь – путь к погублению мотора. Из залитого хоть до краев расширительного бачка в систему не попадет ни грамма.

Доливал антифриз в расширительный бачок на мое огромное удивление нет там ни какой трубочки как в книжке написано.может на 1 то сперли оглоеды

agresssor, ну вообщем-то я так и догадывался, а сейчас буду знать! Благодарю!

Определяем уровень охлаждающей жидкости. Что является нормой?

В разных автомобилях системы охлаждения немного отличаются. В одних имеется расширительный бачок, по которому контролируется уровень антифриза, в других его нет.

Пластик бачка обычно светлый, а антифриз имеет определенную окраску. На стенку емкости нанесены метки, указывающие минимальный и максимальный уровни жидкости. Именно поэтому, чтобы проверить количество антифриза, можно даже не откручивать крышку.

В автомобилях без расширительного бачка контроль уровня жидкости и ее долив производятся через горловину на радиаторе.

Все манипуляции выполняются только на холодном неработающем двигателе – лучше всего утром, перед поездкой куда-либо. За ночь силовой агрегат полностью остывает, поэтому показания будут самыми точными.

Оптимален уровень антифриза, находящийся между метками «Min» и «Мах». Если он опускается ниже «Min», значит, жидкости будет недостаточно даже после нагрева и расширения. Излишки, находящиеся выше о, вытекут из бачка.

В тех автомобилях, в которых антифриз заливается в радиатор, проверить его уровень можно по метке внизу горловины.

Сроки и интервалы замены антифриза

Заводской антифриз служит пять лет или 210 000 км.

Какой уровень охлаждающей жидкости должен быть в бачке Киа Рио 3 в морозы

Запись в руководстве по эксплуатации

Последующие замены почему-то рекомендовано производить каждые 30 000 км или через два года. Реальный интервал будет зависеть от класса используемой жидкости.

После покупки желательно проверить температуру кипения. Простой способ, выявляет низкокачественный продукт и подделку. Нагреваем до кипения (именно активное бурление) и замеряем температуру. Меньше 105-107 градусов? Такое заливать нельзя.

Какой уровень охлаждающей жидкости должен быть в бачке Киа Рио 3 в морозы

По возможности проверьте антифриз

Наши моторы рассчитаны на экологию . Рабочая температура таких двигателей выше. Залив бодягу, запаса по точке кипения не останется.

Реальное состояние можно контролировать по цвету. Видим коричневую муть – пора менять.

Какой уровень охлаждающей жидкости должен быть в бачке Киа Рио 3 в морозы

Проверяйте цвет два раза в год. Особенно, если проигнорировали проверку по температуре. Низкокачественный антифриз быстро потеряет изначальный цвет.

Замена антифриза Киа Рио 3

Автомобиль Kia Rio южнокорейского производства оснащён системой охлаждения двигателя закрытого типа с автоматическим запуском в действии циркуляции охлаждающей жидкости (ОЖ). В русле подготовки автомобиля к очередному ТО, на Рио 3 1.6 л. 2011 года выпуска была произведена замена антифриза.

3 Проверка уровня охлаждающей жидкости

Проверка уровня охлаждающей жидкости

Схема циркуляции охлаждающей жидкости в системе охлаждения

Слева показан турбодизель, справа 16-клапанный двигатель. Красной линией отмечен малый круг циркуляции охлаждающей жидкости.

1 — нагреватель; 2 — электрический насос охлаждающей жидкости; 3 — турбокомпрессор; 4 — предварительный нагрев дизеля в топливном фильтре; 5 — насос охлаждающей жидкости; 6 — термовыключатель вентилятора системы охлаждения двигателя;

7 — радиатор; 8 — воздухоотделитель; 9 — масляный радиатор; 10 — термостат; 11 — расширительный бачок; 12 — калибровочные отверстия.

Проверять уровень охлаждающей жидкости нужно только на холодном двигателе и при необходимости производить долив. На холодном двигателе система охлаждения находится без давления. Чем горячее двигатель, тем осторожнее Вы должны быть при открытии крышки расширительного бачка.

Уровень охлаждающей жидкости должен находиться между отметками «MINI» и «MAXI» на расширительном бачке. Слишком высокий или слишком низкий уровень охлаждающей жидкости указывает на наличие неисправности, причину которой необходимо определить. На горячем двигателе всегда очень осторожно открывайте крышку расширительного бачка, иначе Вы можете обжечься горячей охлаждающей жидкостью. При открытии крышки используйте для большей безопасности толстую тряпку.

Для проверки плотности охлаждающей жидкости используется ареометр, который, в зависимости от исполнения, имеет стрелку или, как показано на рисунке, перемещающийся шток. Шток погружается в набранную из расширительного бачка охлаждающую жидкость, указывая тем самым ее плотность.

Какой уровень охлаждающей жидкости должен быть в бачке Киа Рио 3 в морозы

Долив охлаждающей жидкости

Потеря охлаждающей жидкости является сигналом о наличии неисправности или дефекта в системе охлаждения. Охлаждающая жидкость не расходуется и не может испаряться из закрытой системы охлаждения. Если Вам пришлось доливать охлаждающую жидкость, то стоит изучить раздел «Проверка системы охлаждения на герметичность».

Сколько нужно антифриза для замены. Объем системы

Во всех книгах приводят сухой объем.

Какой уровень охлаждающей жидкости должен быть в бачке Киа Рио 3 в морозы

Реально при самостоятельной замене сливается меньше.

Видим – останется довольно много старого антифриза. Чтобы вытеснить остатки из системы, используют процедуру промывки. Понадобится дистиллированная вода. Литраж зависит от степени загрязнения. Может понадобиться от 2 до 6 пятилитровых канистр.

Сколько антифриза нужно заливать в систему

Этот вопрос кажется сложным, но все становится проще, если заглянуть в руководство по эксплуатации конкретного автомобиля. Здесь многое зависит именно от производителя, а не от степени износа двигателя. В зависимости от конкретной марки и модели вашего транспортного средства может потребоваться от 5 до 8 литров охлаждающей жидкости, если говорить о полной ее замене. Сколько антифриза может потребоваться при рядовой доливке? В этом случае нужно ориентироваться на метки, указанные на расширительном бачке. Интересно, что полная замена этой жидкости предусматривает и другие важные действия — прогрев двигателя, осушение системы и ее промывку, заполнение каналов новым антифризом и выпуск лишнего воздуха, который может стать причиной образования воздушных пробок в системе.

Если залить антифриз не по уровню

Часто водители не знают, какой уровень антифриза считается нормальным и заливают жидкость в бачок на глаз. Также в процессе эксплуатации автомобиля антифриз имеет свойство выкипать, уровень охлаждающей жидкости постепенно понижается.

Чтобы не доливать жидкость, некоторые льют сразу выше максимума (с запасом). Обратите внимание, в обоих случаях это может стать причиной перегревов двигателя и других проблем с системой охлаждения.

Потеря герметичности приводит к тому, что система начинает течь и завоздушивается. В свою очередь, протечки приведут к падению уровня охлаждающей жидкости, тогда как воздух в системе еще больше ухудшит эффективность охлаждения (образуются воздушные пробки).

Как проверить антифриз на замерзание

Проверка антифриза автомобильным ареометром

Как проверить антифриз ареометром

Автомобильный ареометр представляет собой пластиковый флакон (или стеклянную трубку) с присоединенным к горлышку резиновым шлангом и грушей. С его помощью можно отбирать пробы антифриза прямо из радиатора. На боку флакона имеется шкала с уже непосредственной информацией о температуре замерзания. Значения плотности в значение температуры можно посмотреть в таблице.

Проверка утечки антифриза

Проверить где течет антифриз на любом автомобиле можно выполнив один из трех методов:

Крышка для создания избыточного давления в системе

В домашних условиях есть один проверенный лайфхак, как проверить где течет антифриз используя автомобильный компрессор. Заключается в том, чтобы взять старую аналогичную пробку от расширительного бачка, просверлить ее и вставить сосок от колеса (закрепив его герметично). Далее одеть крышку на расширительный бачок и с помощью воздушного компрессора создать в системе избыточное давление, но НЕ БОЛЕЕ 2 атмосфер! Очень эффективный метод!

Как проверить уровень антифриза

Заливку/доливку антифриза, а также контроль его уровня в системе производят используя расширительный бачок. В большинстве случаев на корпусе бачка имеются риски MAX и MIN (иногда FULL и LOW), которые указывают максимальный и минимальный уровень ОЖ. Но иногда есть только MAX, реже на бачке рисок нет вовсе либо же она расположена так неудобно, что невозможно визуально оценить количество жидкости, не говоря уже о ее состоянии.

Для тех кто незнает антифриз проверяют на горячую или холодную, ответ — только на холодную! Обусловлено это двумя факторами. Первый — антифриз при нагреве расширяется и его уровень будет казаться выше. Второй — проверка на горячую попросту опасна, поскольку можно обжечься.

Минимальная и максимальные риски на бачке

Если антифриз никуда не вытекает, то его уровень не меняется достаточно долго, поскольку он циркулирует в герметичной системе и не может куда либо испарятся. Низкий уровень может говорить о течи и не обязательно она видна, так жидкость может уходить в цилиндры.

Когда проверка показала что уровень выше чем нужно, то этому тоже стоит уделить внимание, тем более если он постепенно растет либо из расширительного бачка или радиатора идут газы (пузырьки). Чаще всего это указывает на пробитую прокладку ГБЦ. Вследствие чего уровень поднимается за счет завоздушивания либо попадании масла. Проверить масло в антифризе можно визуально, на ощупь ОЖ. Газы в антифризе проверяют через обоняние (запах выхлопных газов), а также по бурению жидкости в бачке. При увеличении оборотов количество пузырьков в расширительном бачке будет увеличиваться. Чтобы узнать есть ли газы в антифризе используют методы направленные на проверку целостности прокладки ГБЦ.

Чаще всего трудности с проверкой уровня антифриза возникают у владельцев автомобилей Хендай Солярис и Киа Рио, ну и других авто этих марок. Все потому, что у них бачок размещен очень в неудобном месте как и сама его конструкция. Поэтому чтобы узнать какой уровень охлаждающей жидкости в системе придется брать фонарик и подсвечивать сзади радиатора. Бачок расположен с правой стороны кожуха вентилятора, в передней части моторного отсека. На бачке сбоку есть шкала с буквами F и L. Кроме того можно посмотреть еще и уровень в радиаторе, открутив его крышку. Она расположена рядом с расширительным бачком (к ней сходятся 3 патрубка).

Уровень антифриза «на холодную» и на «горячую»

При этом необходимо учитывать следующее:

По этой причине необходимо знать, каким должен быть уровень антифриза в бачке. Подробнее читайте в нашей статье.

Проверка антифриза на горение

При покупке нового антифриза важно проверить его на горение испаряющихся паров. Качественная жидкость не должна воспламеняться при кипении. В поддельной ОЖ, для увеличения температуры замерзания добавляют спирты, которые при критично высоких температурах испаряются, и такие пары могут в буквальном смысле загореться в патрубках, радиаторе и других элементах системы.

Эксперимент делается просто. Достаточно при проверке температуры кипения пытаться поджечь испаряющиеся из колбы пары антифриза когда он кипит. Для этого лучше использовать сосуд с узким горлышком. Если они горят — антифриз некачественный, если же не горят — то данный тест он выдержал, а значит возгорание и разрыв патрубков не грозит.

Пары антифриза горят, поскольку испаряется дешевый спирт (обычно метанол). Если же испаряется вода, то она и гореть не будет!

Охлаждающая жидкость

Система охлаждения двигателя – закрытого типа и полностью герметичная. При этом уровень антифриза играет важнейшую роль в системе, так как недостаточный уровень ТОСОЛа или антифриза приведет к перегреву двигателя. В свою очередь, сильный перелив может стать причиной течей, разрыва патрубков или расширительного бачка.

С учетом того, что зачастую при полном прогреве жидкость в бачке поднимается со средней отметки ближе к максимуму, опытные водители заливают на холодную антифриз, чтобы его уровень был чуть ниже средней отметки. В дальнейшем, после прогрева уровень поднимается и будет стоять на отметке выше среднего, но не превышать максимально допустимый.

Какой должен быть нормальный объем охлаждающей жидкости

Количество антифриза зависит от объема двигателя автомобиля. Например, в двигателях до 2-х литров умещается до 5-7 литров антифриза. А агрегаты посерьезнее требуют залить 10 и более кг хладагента.

Объем антифриза в зависимости от автомобиля:

Нормальное количество охлаждающей жидкости довольно легко определить. Следует прогреть двигатель до 20 градусов Цельсия. Затем открыть капот и взглянуть на бачок — оптимальным значением для антифриза будет вымышленная линия, расположенная посередине между ограничивающими отметками. В таком случае антифриз никогда не выльется через расширительный бачок, но при этом всегда будет находиться не ниже минимальной отметки, даже при серьезном морозе.

Проверка состояния антифриза

В ходе эксплуатации или при покупке бу автомобиля неизбежно возникнет вопрос: что с охлаждающей жидкостью? Для экспресс проверки достаточно открутить пробку с заливной горловины. Откручивайте только на холодном двигателе!

Какой уровень охлаждающей жидкости должен быть в бачке Киа Рио 3 в морозы

Смотрим, есть четкий цвет, все ок. Если антифриз меняли ранее, цвет может быть любым: желтым, красным, розовым, зеленым и т.д.

Какой уровень охлаждающей жидкости должен быть в бачке Киа Рио 3 в морозы

Если муть бесцветная, пора менять. При разрушении присадок теряется и цвет и свойства охлаждающей жидкости.

Какой уровень охлаждающей жидкости должен быть в бачке Киа Рио 3 в морозы

Контролировать состояние желательно и после замены. Так можно отследить качество. К сожалению, рынок завален ширпотребом. Срок службы может составлять всего . Следя за цветом, можно вовремя выявить проблему.

Как долить антифриз – инструкция

Каждый автомобиль нуждается в жидкости, которая будет охлаждать его двигатель. Владельцы автомобиля однажды увидят, что объем антифриза упал до уровня min. Что же делать, как долить антифриз? Вы можете отправиться на СТО, а можете и сами долить ее. Эта тема актуальна, как для новичков, так и для бывалых автолюбителей.

Будьте внимательны

Не спешите вливать охладитель, когда двигатель еще горячий. Последствия такого действия – повреждение блока цилиндра. Перед тем как долить охлаждающую жидкость убедитесь, что двигатель холодный

. В случае если необходимо пополнить уровень продукта, а охлаждать двигатель нет возможности, делайте это когда он теплый.

Доливка антифриза должна происходить жидкостью этой же марки. Для того чтобы охлаждение системы было качественным и правильным, доливать антифриз нужно в сочетании с дистиллированной водой. Жидкости соотносим 1:1.

Смешивание разных охладителей может привести к преждевременному ремонту. В процессе старайтесь не разливать жидкость на другие детали

, это может привести к их порче. При попадании – вытирайте поверхность.

В случае если уровень охладителя часто находится на отметке min, не спешите думать, как долить антифриз. Обратитесь к работникам СТО или самостоятельно проверьте герметичность системы охлаждения.

Как сделать это самостоятельно

Чтобы не обращаться к работникам СТО, можно узнать, как правильно долить антифриз. Следуйте правилам, которые написаны выше и выполняйте следующие пункты.

Оборачиваем руку тряпкой (надеваем перчатки) и снимаем крышку расширительного бачка. Понижаем давление поворотом крышки на один оборот. Как только оно упадет, полностью удаляем крышку. Доливаем жидкость в бак до среднего уровня. Приводим в действие двигатель машины. Даем время поработать Обращаем внимание на то, сколько имеется антифриза

Если нужно, заполняем бак. Антифриз должен быть на уровне нижнего торца заливной горловины радиатора. Продолжаем доливать жидкость Делаем это осторожно, не разливая. Закрываем крышку.

Для выполнения данной процедуры вам необходимо предварительно приготовить сам охладитель, дистиллированную воду, которой будете разбавлять охладитель, тряпку (перчатки) и расширительный бак.

Вода воде рознь

Некоторые владельцы автомобилей считают, что в летнее время можно ездить залив в бак лишь воду. Это ошибочное мнение.

Дистиллированной водой можно разбавлять антифриз, но, в чистом виде вода приведет к быстрому изнашиванию деталей. После использования воды вам придется потратиться на промывку системы от накипи. А вот в охладитель входят различные необходимые компоненты, обеспечивающие корректную работу.

Какой уровень охлаждающей жидкости должен быть в бачке Киа Рио 3 в морозы

Охлаждающая жидкость (антифриз или ТОСОЛ) в системе охлаждения двигателя выполняет важнейшую функцию, отводя излишки тепла от нагретых деталей. Также охлаждающая жидкость защищает систему охлаждения двигателя от коррозии, выступает в роли очистителя тонких каналов системы и т.д. Для нормальной работы всей системы охлаждения антифриз должен быть залит строго по уровню.

Периодичность замены и заправочный объем

Отвечая на вопрос когда менять антифриз на Рио 3 следует обратиться к инструкции по эксплуатации автомобиля. Согласно ее предписаниям периодичность замены должна осуществляться каждые 45000 км пробега или раз в три года (ТО 3), в зависимости от события которое наступит раньше.

В систему охлаждения на Kia Rio 3 входит 5,3 л жидкости, в этот объём также включается ОЖ что в радиаторе отопления салона автомобиля. Может быть как антифриз, так и тосол, а вот обычную воду лить не рекомендуем.

Как проверить уровень и долить антифриз

Проверяем на холодном двигателе.

Жидкость находится в бачке, расположенном на радиаторе.

Какой уровень охлаждающей жидкости должен быть в бачке Киа Рио 3 в морозы

Уровень должен находиться между горизонтальных линий.

Какой уровень охлаждающей жидкости должен быть в бачке Киа Рио 3 в морозы

Уровень и метки

Если бачок замутнел, снимаем и вытягиваем крышку.

Какой уровень охлаждающей жидкости должен быть в бачке Киа Рио 3 в морозы

Снимаем крышку с бачка

К крышке закреплен шланг, по следу антифриза, прикидываем расположения уровня.

Какой уровень охлаждающей жидкости должен быть в бачке Киа Рио 3 в морозы

Ниже минимальной метки? Доливаем дистиллированную воду. Снижение уровня происходит именно из-за выкипания воды. При выкипании точка замерзания сдвигается в сторону низких температур, доливаем и температура просто возвращается к исходному значению.

Какой уровень охлаждающей жидкости должен быть в бачке Киа Рио 3 в морозы

В бачке есть выдвижная горловина. Тянем верх и поворачиваем против часовой стрелки для фиксации.

Какой уровень охлаждающей жидкости должен быть в бачке Киа Рио 3 в морозы

Бачок полностью сухой? Поворачиваем крышку заливной горловины влево до упора. Затем немного придавливаем и доварачиваем.

Какой уровень охлаждающей жидкости должен быть в бачке Киа Рио 3 в морозы

Сначала доливаем воду сюда, пока антифриз не появится в бачке. После возвращаем пробку и доливаем уже в бачок.

Если автомобиль куплен подержанным, после доливки лучше проверить температуру замерзания. Не известно, что было залито в систему ранее. Проверить можно практически в любом сервисе. Процедура недорогая.

Какой уровень охлаждающей жидкости должен быть в бачке Киа Рио 3 в морозы

Уровень антифриза. Как проверить и долить

В ходе эксплуатации, уровень в расширительном бачке может снижаться. Основная причина – испарение воды. Если автомобиль куплен новым и вы знаете, что охлаждающая жидкость родная, можно купить и просто долить дистиллированную воду.

Какой уровень охлаждающей жидкости должен быть в бачке Киа Рио 3 в морозы

Бачок расположен между впускным коллектором и радиатором. На нем две метки. Нижняя, красная стрелка и верхняя, зеленая стрелка. Уровень должен находиться между метками. К сожалению бачок быстро теряет свою прозрачность. Для проверки придется снять черную крышку чтобы определить уровень.

Какой уровень охлаждающей жидкости должен быть в бачке Киа Рио 3 в морозы

Внимание: если бачок пустой, необходимо снять пробку заливной горловины и проверить наличие охлаждающей жидкости! Делать это нужно на холодным двигателе!

Если сухо, срочно обращайтесь в сервис! Столько воды из системы не испаряется, где-то проблема!

Какой уровень охлаждающей жидкости должен быть в бачке Киа Рио 3 в морозы

Если вы только купили бу машину, а на улице зима, не спешите доливать воду. Сначала необходимо определить температуру замерзания антифриза. Возможно она изначально была низкая или прежний владелец уже несколько раз доливал воду. Обратитесь в сервис, где ареометром смогут определить температуру.

Как поменять антифриз

Начну с легкого заблуждения, что регулятор температуры должен быть в максимально горячем положении.

Какой уровень охлаждающей жидкости должен быть в бачке Киа Рио 3 в морозы

Положение регулятора не имеет значения

Второй момент: Как сливать – на горячий или холодный мотор? Лучше на холодный. Сторонники сливать на горячий напирают, что так больше сливается. На самом деле сливается одинаковый объем.

Пластиковую защиту (желтая стрелка на фото ниже) можно не снимать, если работа производится на яме или подъемнике. Если на земле – удобнее работать без нее.

Сливное отверстие (зеленая стрелка). Через него будем сливать старый антифриз. Приготовьте емкость объемом не менее 5 литров.

Какой уровень охлаждающей жидкости должен быть в бачке Киа Рио 3 в морозы

Сливное отверстие антифриза

Выкручиваем пробку. Находится в нижнем левом углу радиатора двс по ходу движения автомобиля. Не получается руками – используйте пассатижи. Полностью отворачивать не нужно. Побежала струйка из сливного отверстия, значит, достаточно.

Какой уровень охлаждающей жидкости должен быть в бачке Киа Рио 3 в морозы

Какой уровень охлаждающей жидкости должен быть в бачке Киа Рио 3 в морозы

Как-то так должно получиться

Когда антифриз сольется, не забудьте закрутить сливную пробку!

Теперь откачиваем остатки из расширительного бачка. Можно использовать шприц и шланг от капельницы. После заливаем дистиллированную воду в заливную горловину. Как вода появится в расширительном бачке, закрываем все крышки и заводим двигатель.

Какой уровень охлаждающей жидкости должен быть в бачке Киа Рио 3 в морозы

Зеленая – бачок, желтая – заливная горловина

Прогреваем мотор до рабочей температуры. Чтобы ускорить процесс можно добавить оборотов на холостом ходу. На этапе промывки не обязательно дожидаться срабатывания вентилятора. Если есть приложение для диагностики или рио рестайлинговый, можно прогреть до температуры выше 90 градусов, или до рабочего положения стрелки температуры двигателя.

Если рио до рестайлинговая, без указателя температуры а диагностики нет, тогда греем до срабатывания вентилятора.

Далее сливаем воду и повторяем процесс. Количество повторений зависит от загрязненности системы. Может хватит двух раз, возможно придется повторять процедуру больше.

Какой уровень охлаждающей жидкости должен быть в бачке Киа Рио 3 в морозы

Пример: прозрачность воды после серии промывок

Когда сливаемая вода станет чистой, заливаем новый антифриз. Сначала также через горловину и уже после в расширительный бачок до верхней отметки . Теперь двигатель необходимо прогреть до двух срабатываний вентилятора. Температура включений 96 градусов. Выключения 91-92 градуса.

После проверяем уровень в расширительном бачке и снова доливаем до верхней отметки.

В ходе эксплуатации автомобиля в течение двух дней после замены следите за уровнем. В системе мог остаться воздух, который постепенно будет выходить. Поэтому может потребоваться долить антифриз.

Рекомендуемая охлаждающая жидкость и расценки

Охлаждающая жидкость представляет собой раствор, состоящий из концентрата антифриза и дистиллированной воды или смесь на основе этиленгликоля для алюминиевых радиаторов.

В систему охлаждения Кио Рио 3 лют оригинальную жидкость Hyundai Long Life Coolant с корейской спецификацией MS-591-08, Korean KSM 2142 и/или Japan JIS K 2234. На российском рынке существуют аналоги ОЖ, спецификации которых соответствуют заявленным требованиям производителя. Оригинальный антифриз спецификации Crown LLC A-110 единственный в своём роде, так как продаётся только в России. Изготовляется ОЖ производственным объединением «Техноформ» в г. Климовск, по лицензии южнокорейской компании «KUKDONG JEYEN COMPANY LTD». Антифриз CoolStream A-110 уже не является оригинальным в полном смысле этого слова, так как разработан на основе предыдущей спецификации, той же компанией «Техноформ». RAVENOL HJC Hybrid Japanese Coolant – не оригинальный, но высококачественный антифриз производства немецкой компании Ravenol. Является достойной заменой оригинала, продаётся в виде концентрата или готовой к применению ОЖ.

Завод-изготовитель и автодилеры компании Kia Motors рекомендуют применять только оригинальные материалы для вашего авто. В случае невозможности приобретения таковых допускается применение продукции только проверенных и сертифицированных производителей антифриза.

Оригинальный антифриз Hyundai/Kia R9000AC001K «Crown LLC A-110». Цена литровой канистры составит 350 рублей. Также оригинальный антифриз российского производства Cool stream 4607075782068 «A-110». Канистра объёмом 5 л будет стоить 900 рублей, а 1 л. антифриза «A-110» Cool stream, код товара — 4607075782051 обойдётся в 250 рублей. Пятилитровая канистра антифриза-концентрата Ravenol «HJC Hybrid Japanese Coolant Concentrate», артикул — 4014835755857 будет стоить в среднем 1800 рублей.

Цены указаны на осень 2017-го года для Москвы и области.

Как поменять антифриз своими руками

Для замены ОЖ своими руками понадобится:

Перед заливанием ОЖ обмотайте горловину радиатора толстой тряпкой. Это предотвратит розлив тосола мимо горловины и как, следствие, затекание жидкости в другие части агрегата, например, генератор.

Советы при замене ОЖ на Рио 3

Не переливайте ОЖ в бачке выше отметки «F», так как при запуске мотора её рабочий объём увеличится.

При замене охлаждающей жидкости на Киа Рио 3 во избежание образования пробок в системе охлаждения двигателя рекомендуется заливать антифриз в расширительный бачок тонкой струёй.

Проверку уровня ОЖ необходимо осуществлять на холодном моторе. Резкое понижение или увеличение уровня ОЖ сигнализирует водителю для немедленной проверки системы или замены антифриза.

Если двигатель горячий, то даем ему остыть, затем сбрасываем избыточное давление в системе охлаждения (открыв крышку расширительного бачка). Далее снимаем левую пластиковую защиту мотора.

Запускаем двигатель, даем ему поработать до момента включения вентиляторов, чтобы открылся термостат и слилось жидкости по максимуму с блока цилиндров. Подставляем широкую емкость под сливное отверстие.

Откручиваем на 2-3 оборота пробку сливного отверстия радиатора, очищаем ее, при необходимости производим замену уплотнительного резинового кольца.

Cливаем охлаждающую жидкость из радиатора в подставленную емкость.

Нажимаем на крышку заливной горловины системы охлаждения, проворачиваем ее против часовой стрелки и снимаем ее, чтобы ускорить слив жидкости.

Откачиваем остатки жидкости с расширительного бачка.

Закручиваем пробку сливного отверстия радиатора.

Вставляем в расширительный бачок шланг с пробкой и закрываем.

Берем дистиллированную воду и заливаем ее в горловину системы охлаждения. Дабы промыть систему. Затем сольем и зальем уже антифриз.

Запускаем двигатель до момента включения вентиляторов и открытия термостата, таким образом промываем систему, после чего сливаем ОЖ в таком самом порядке, как описывалось ранее. Закрываем расширительный бачок.

Приступаем к заливу новой охлаждающей жидкости. Смешиваем концентрат с дистиллированной водой в соотношении 50 на 50.

Закрываем крышку заливной горловины системы охлаждения. Затем запускаем мотор и прогреваем его.

Как работает система охлаждения двигателя

Конструктивно система охлаждения включает в себя следующие основные элементы:

Внутри системы происходит постоянная циркуляция антифриза за счет работы помпы. При этом объем жидкости, которая подается в радиатор охлаждения, регулируется термостатом в зависимости от температуры.

В результате, после открытия термостата антифриз циркулирует по малому кругу, а также по большому одновременно. При этом в радиаторе жидкость активно охлаждается. Если же такого охлаждения недостаточно, срабатывает вентилятор охлаждения, который дополнительно обдувает двигатель снаружи.

Проверка антифриза на кипение

Проверить температуру кипения можно с помощью электронного термометра способного показывать температуру свыше 120 градусов по Цельсию. Суть эксперимента очень проста. Задача нагреть жидкость в сосуде на электроплите и зафиксировать температуру при которой он начинает закипать.

Температура кипения для антифриза очень важна по следующим причинам:

Тест антифриза на кипение и горение

Таким образом, чем ниже температура кипения антифриза, тем это хуже для двигателя, поскольку снижается эффективность его охлаждения, а кроме этого, возрастает давление в системе охлаждения, что может привести к повреждению ее элементов.

У всех старых антифризов температура кипения снижается в процессе эксплуатации, поэтому важно проверять ее не только при покупке новой жидкости, но и периодически у ОЖ после года и более срока эксплуатации. Такая проверка антифриза поможет определить его состояние и пригодность для дальнейшего использования.

Что залить? Как узнать и получить выгодную цену?

Ниже приведены бюджетные охлаждающие жидкости отечественных производителей класса G11. Самые крупные и известные компании в России.

Они значительно уступают оригиналу. Срок службы составляет 2-3 года. Почему же их используют? Обычному владельцу тяжело разобраться во всех нюансах. У него два вопроса: Цвет жидкости и цена. Спрос рождает предложение. Против потребителя не пойдешь.

Если вы планируете эксплуатировать автомобиль еще долгие годы, лучше используйте заводской. На дистанции получается дешевле. Тем более разница в цене не большая.

Цены не пишу, т.к. они постоянно меняются. Используйте артикулы и интернет-магазины, чтобы ее узнать. Как это сделать, а также как узнать цену на другие антифризы, смотрите в видео в конце данного раздела. Теперь переходим к производителям.

Тосол-Синтез, артикул канистры 4.5л – и канистры 0.9 .

Какой уровень охлаждающей жидкости должен быть в бачке Киа Рио 3 в морозы

Greencool, номер , тара 4.5л и 0.9л

Какой уровень охлаждающей жидкости должен быть в бачке Киа Рио 3 в морозы

Coolstream 4.5л и 0.9

Какой уровень охлаждающей жидкости должен быть в бачке Киа Рио 3 в морозы

Ниже видео, где показано как найти артикул любого производителя и узнать, где более выгодная цена.

Ваш браузер не поддерживает формат

Сколько антифриза необходимо для замены?

Полный объем системы 5.3л. Сливного болта на двигателе нет. Часть старого антифриза остается в двигателе. Реально получается слить около 3.9-4.3 литра.

Какой уровень охлаждающей жидкости должен быть в бачке Киа Рио 3 в морозы

Столько сливается в 5 литровую канистру

Именно поэтому приходится промывать систему несколько раз, чтобы растворить остатки в дистиллированной воде. И только после залить новый.

Самый распространенный объем канистры 4.5 литра. Как раз хватит, но лучше докупить еще 0.9 (обычно такая тара), т.к. сразу после замены может потребоваться долить еще. Итого 5.4 литра.

Количество дистиллированной воды зависит от степени загрязнения. Обычно промывают от 2 до 4 раз. Получается воды нужно от 8 до 16 литров.

Вероятные места утечки

Куда может деться антифриз? Он все-таки жидкость, поэтому при нагреве может испаряться. Для того, чтобы испарение проходило менее интенсивно, бачок или радиатор плотно закрыты крышкой. Но и полная закупорка тоже не допускается, поэтому в крышке имеются перепускные клапаны.

Они нужны для сброса давления в системе, если оно поднялось выше критической нормы. Вот через этот клапан и испаряется антифриз, особенно в летний сезон. Летом очень жарко, а если двигаться в пробке, то система охлаждения не будет успевать полноценно отводить тепло от двигателя, он будет работать при повышенной температуре. Антифриз при этом разогревается больше нормы, часть его переходит в газообразное состояние (пар), повышая давление в системе, и при повышении давления выше нормы, пар будет стравливаться через клапан.

Антифриз может уходить также из-за негерметичности системы или появления трещины в одном из резиновых патрубков. Из-за этого охлаждающая жидкость будет просто вытекать через неплотность или трещину. Обнаружить при этом утечку очень просто – по потекам на патрубках и следам жидкости на асфальте под авто во время стоянки.

Самая неприятная утечка – из-за пробоя прокладки головки блока цилиндров (ГБЦ). В результате пробоя канал системы охлаждения соединяется с цилиндром, или же трещина ведет наружу. Очень опасно, если пробой соединил канал с цилиндром. Мало того, что жидкость будет «вылетать в трубу» в прямом смысле, но и при несвоевременном ремонте возможно возникновение «гидроудара» из-за большого количества антифриза в цилиндре, а это уже чревато серьезными проблемами, поскольку в результате этого эффекта возможно разрушение поршня, изгиб шатуна.

Примечательно, что пробой прокладки ГБЦ обычно является следствием перегрева двигателя из-за недостаточного количества антифриза.

Последствия пробоя прокладки ГБЦ

Что и сколько доливать?

Напоследок о том, какой и как доливать антифриз. Производить доливку нужно только на остывшем двигателе, чтобы точно знать уровень, при нагретом из-за расширения точно узнать уровень не получится. Доливать необходимо до метки в радиаторе, а если такой нет, то почти до края горловины, излишки выдавит через крышку при нагреве. В бачок же доливается до уровня, находящегося между метками.

Заливать в систему следует только тот антифриз, который залит. Смешивание разных видов антифризов не допускается. Если под рукой нет жидкости для доливки, можно воспользоваться дистиллированной или простой чистой водой. Но важно учитывать, что доливка воды значительно снизит порог замерзания антифриза, поэтому ее доливать можно только летом, а перед зимним периодом полностью поменять жидкость в системе.

Мы рассмотрели, как проверять уровень охлаждающей жидкости, как доливать антифриз и к каким проблемам может привести его нехватка в системе. Если периодически контролировать уровень и при необходимости восполнять его, то система охлаждения не подведет в самый неподходящий момент и обеспечит оптимальную температуру силовой установки.

Оригинальный антифриз

В руководстве по эксплуатации точная классификация отсутствует. Только общая запись, под которую попадает множество вариантов.

Какой уровень охлаждающей жидкости должен быть в бачке Киа Рио 3 в морозы

С завода залит высококлассный антифриз, срок службы 10 лет или 200 000 тыс.км. В реальной эксплуатации есть смысл заменить жидкость немного раньше, не дожидаясь указанных цифр.

Оригинальный артикул . Обратите внимание, канистра объемом 1 литр! Это не концентрат, сразу готовая к использованию охлаждающая жидкость.

Какой уровень охлаждающей жидкости должен быть в бачке Киа Рио 3 в морозы

Какой уровень охлаждающей жидкости должен быть в бачке Киа Рио 3 в морозы

Проверка уровня охлаждающей жидкости Киа Рио 2

1. Перед началом работы установите автомобиль на ровную горизонтальную поверхность. Расширительный бачок установлен в правой части моторного отсека.

Какой уровень охлаждающей жидкости должен быть в бачке Киа Рио 3 в морозы

2. Уровень охлаждающей жидкости должен быть между метками «F» (полный) и «L» (низкий), нанесенными на стенку расширительного бачка.

Какой уровень охлаждающей жидкости должен быть в бачке Киа Рио 3 в морозы

3. Для доливки жидкости сначала снимите крышку расширительного бачка.

Какой уровень охлаждающей жидкости должен быть в бачке Киа Рио 3 в морозы

4. Долейте охлаждающую жидкость на Киа Рио 2 до требуемого уровня.

5. Закройте крышку расширительного бачка. Пролитую жидкость устраните чистой тряпкой.

Закрывайте крышку расширительного бачка плотно: из-под слабо закрытой пробки может потечь охлаждающая жидкость.

Если при проверке выяснилось, что охлаждающая жидкость в расширительном бачке полностью отсутствует, проверьте ее наличие в радиаторе системы охлаждения:

1. Поверните пробку горловины радиатора против часовой стрелки до упора.

Какой уровень охлаждающей жидкости должен быть в бачке Киа Рио 3 в морозы

2. Снимите пробку.

Какой уровень охлаждающей жидкости должен быть в бачке Киа Рио 3 в морозы

3. При необходимости долейте охлаждающую жидкость Киа Рио 2 до края наливной горловины радиатора и закройте пробку.

Какой уровень охлаждающей жидкости должен быть в бачке Киа Рио 3 в морозы

Закрывайте пробку радиатора плотно. Система охлаждения при работающем двигателе находится под давлением, поэтому из-под слабо затянутой пробки может потечь охлаждающая жидкость либо пробку может сорвать.

4. Долейте жидкость в расширительный бачок до требуемого уровня (см. выше).

Какой уровень охлаждающей жидкости должен быть в бачке Киа Рио 3 в морозы

Постоянно следите за уровнем охлаждающей жидкости на Киа Рио. Его резкое снижение или увеличение должно стать сигналом для немедленной проверки системы охлаждения двигателя.

Если залитый новый антифриз неожиданно быстро стал коричневым, значит, вам продали подделку, в которую не добавлены ингибиторы коррозии. Как можно быстрее замените жидкость, пока она не успела разъесть систему охлаждения.

Охлаждающая жидкость токсична, поэтому при работе с ней соблюдайте меры предосторожности.

Не наливайте жидкость в бачок выше метки «F», поскольку при работе двигателя ее объем увеличится.

В статье не хватает:

Пока двигатель прогревается и не вышел на рабочую температуру, антифриз циркулирует только по рубашке охлаждения двигателя (каналы в блоке и головке блока цилиндров), то есть по малому кругу. После выхода на рабочие температуры (около 85-90 градусов Цельсия), термостат открывает канал для перетекания жидкости в радиатор охлаждения (большой круг).

Как определить, что залито, на практике

Когда мы уже изучили химические и эксплуатационные особенности тосола и современных антифризов, пришло время разобраться с тем, как их отличать. Сразу напомним, что на цвет жидкости ориентироваться нельзя. Если тосол практически всегда имеет синюю окраску, то производители антифризов используют самые разные красители, в том числе и синие. И конечно же, нельзя для определения типа охлаждающей жидкости использовать вкусовые рецепторы. Да, ходят слухи о том, что антифриз немного сладкий, но проверять это мы убедительно не рекомендуем, ведь в состав охлаждающих жидкостей входят ядовитые вещества, которые даже в малой дозировке могут серьезно навредить здоровью.

Как проверить антифриз на качество

Общую проверку антифриза на качество и дальнейшую пригодность к эксплуатации в радиаторе, и системе в целом, можно выполнить используя электронный мультиметр, лакмусовую бумагу, по запаху и наличию осадка.

Проверка антифриза мультиметром

Проверка антифриза мультиметром

Этот метод проверки антифриза в домашних условиях универсальный, и с его помощью можно анализировать новую и использованную охлаждающую жидкость прежде чем определять его температуру кипения или замерзания. Так как со временем эксплуатации антифриз теряет свои начальные характеристики.

Наличие напряжения между антифризом и корпусом связано с происходящим электролизом. В состав ОЖ входят антикоррозионные присадки, которые устраняют его. По мере износа присадки теряют свои свойства и электролиз увеличивается.

Проверка на ощупь и запах

Новый или уже бывший в использовании антифриз можно просто растереть между указательным и большим пальцем. Более-менее качественный антифриз будет на ощупь напоминать мыльный раствор. Если же антифриз просто как подкрашенная вода — это или подделка или уже потерявшая свойства ОЖ. После такого эксперимента нужно обязательно вымыть руки!

Также можно подогреть антифриз. Если в процессе подогрева вы почувствуете отчетливый запах нашатыря — антифриз поддельный или очень низкого качества. А когда в процессе подогрева в антифризе выпадает осадок, то стоит категорически отказаться от ее использования.

Проверка рН антифриза

Проверка кислотности лакмусовой бумагой

Смотрим оригинальное руководство по эксплуатации и не видим конкретного производителя и марку. То же самое было на предыдущем поколении машины. Просто общая запись.

Какой уровень охлаждающей жидкости должен быть в бачке Киа Рио 3 в морозы

Руководство по эксплуатации – антифриз

Какой уровень охлаждающей жидкости должен быть в бачке Киа Рио 3 в морозы

Можно найти информацию в интернете?

  • Зеленый.
  • Красный.
  • Оранжево-желтый.

Какой уровень охлаждающей жидкости должен быть в бачке Киа Рио 3 в морозы

Какой уровень охлаждающей жидкости должен быть в бачке Киа Рио 3 в морозы

Какой уровень охлаждающей жидкости должен быть в бачке Киа Рио 3 в морозы

Узнавать у дилера бесполезно. Сталкивался с ситуацией, когда использовали различных производителей, каждый раз утверждая: именно данный бренд является оригиналом.

Конкретный бренд и марка значения не имеют. Запись в руководстве сообщает достаточно информации.

Рассмотрим ситуации с которыми сталкиваемся в реальной эксплуатации.

  • – подойдут . Более подробная информация в последнем разделе.
  • – В большинстве случаев доливать необходимо дистиллированную воду. Именно в следствии выкипания воды снижается уровень.
  • – Если жидкость заводская и воду доливать не хотите, используйте G12+ по цвету. Если антифриз заменен, нужно знать – что залито.
Оцените статью
Киянова.ру
Добавить комментарий