Содержание
1. Основные предварительные операции, на которые необходимо обратить внимание, приведены в разделах “Замена сальников” и “Замена прокладки головки цилиндров”.
2. Снятие деталей производится в порядке номеров, указанном на рисунке “Снятие и установка коромысел клапанов и распределительных валов”
Снятие и установка коромысел клапанов и распределительных валов. 1 – круглая заглушка, 2 – сальник распределительного вала, 3 – крышка переднего подшипника распределительного вала, 4 – крышка заднего подшипника распределительного вала, 5 – крышка подшипника №2 распределительного вала, 6 – крышка подшипника №4 распределительного вала, 7 – крышка подшипника №3 распределительного вала, 8 – распределительный вал, 9 – коромысло клапана, 10 – гидрокомпенсатор.
3. Установка деталей производится в порядке номеров, обратном снятию
4. При установке деталей обратите внимание на операции, приведенные в пунктах “5” – “7” данного подраздела
5. Установка распределительного вала и крышек подшипников.
а) Проверните коленчатый вал таким образом, чтобы поршень первого цилиндра занял положение верхней мертвой точки (ВМТ).
б) Убедитесь, что коромысло клапана правильно установлено на гидрокомпенсаторе и стержне клапана.
в) Установите штифты распределительных валов в положение, как показано на рисунке.
Внимание: при установке крышек подшипников на головку блока цилиндров, снятую с блока цилиндров, ее необходимо уложить на поверхность верстака на расстоянии не меньше чем 10 мм от его поверхности, поскольку клапаны при укладке распределительного вала выступают над верхней поверхностью головки блока цилиндров.
г) Распределительные валы правой и левой головок блока цилиндров отличаются друг от друга, не перепутайте валы при установке.
Примечание: для упрощения сборки на распределительных валах в шестигранной зоне нанесены идентификационные метки.
Идентификационные метки распределительных валов:
Левая головка блока цилиндров:
Правая головка блока цилиндров:
д) Перед установкой крышек подшипников определите их расположение в головке цилиндров по нанесенной маркировке и меткам. Установите крышки подшипников №2, №3 и №4 так, чтобы метка (в виде стрелки) на поверхностях крышек подшипников располагалась в том же направлении, что и метка (в виде стрелки) на головке цилиндров.
Примечание: маркировка крышек подшипников:
“I” — для вала впускных клапанов
“Е” — для вала выпускных клапанов
“стрелка влево” — “передняя часть” двигателя
е) Постепенно (в два или три этапа) затяните крышки подшипников. На последнем этапе приложите номинальный момент затяжки.
Моменты затяжки болтов крепления крышек подшипников:
6. Установка сальника распределительного вала.
а) Нанесите моторное масло на рабочую кромку сальника распределительного вала.
б) С помощью оправки установите сальник распределительного вала.
7. Установка круглой заглушки. Установите заглушку с помощью специальной оправки.
Примечание: операции снятия и установки деталей, отсутствующие в данном разделе, приведены в разделе “Замена прокладки головки блока цилиндров”.
- Разборка
- Проверка
- Клапаны
- Проверка седла клапана
- Пружины клапанов
- Направляющие втулки клапанов
- Ремонт
- Замена седла клапана
- Замена направляющей клапана
- Исправление клапана
- Притирка клапана к седлу
- Сборка
- Замена направляющей втулки клапана
- Установка
- Снятие
- Проверка клапана и седла клапана
- Проверка пружины клапана
- Проверка направляющей втулки клапана
- Дополнительно про Kia
Разборка
1. С помощью специального инструмента (приспособление для сжатия клапанных пружин и переходник) извлеките сухари из тарелки пружины клапана.
2. Осторожно демонтируйте съемник. Снимите тарелку пружины клапана и пружину клапана. Выньте клапан.
Примечание: храните детали для каждого из клапанов отдельно комплектом, чтобы не перепутать их при установке.
3. Используя магнитный стержень, снимите седло пружины клапана.
4. С помощью специального инструмента (пассатижей, щипцов) снимите маслосъемные колпачки.
Примечание: не допускается повторное использование маслосъемных колпачков клапанов.
Проверка
1. Проверьте головку блока цилиндров на отсутствие трещин, повреждений и следов утечки охлаждающей жидкости. При обнаружении трещин замените головку блока цилиндров.
2. Полностью очистите головку блока цилиндров от накипи, нагара и остатков старого герметика и прокладки. После очистки каналов для прохода масла продуйте их сжатым воздухом для проверки отсутствия их засорения.
3. Проверьте неплоскостность привалочной поверхности головки блока цилиндров в направлениях, показанных на рисунке. Если неплоскостность превышает предельно допустимое значение в каком-либо направлении, то либо замените головку блока цилиндров, либо слегка отшлифуйте привалочную поверхность головки блока цилиндров.
Неплоскостность привалочной поверхности головки блока цилиндров:
Неплоскостность монтажной поверхности головки блока цилиндров для коллекторов:
Клапаны
1. С помощью проволочной щетки тщательно очистите клапан.
2. Проверьте каждый клапан на отсутствие износа, повреждений и деформации тарелки и зоны “В” стержня клапана. Замените клапан при необходимости. Если на торце “А” стержня клапана образовались вмятины или присутствует значительный износ, то при необходимости обработайте торец стержня клапана. Толщина снимаемого слоя при механической обработке торца стержня клапана должна быть минимальной. Кроме того, обработайте рабочую фаску седла клапана.
3. Замените клапан, если толщина тарелки клапана меньше предельно допустимого значения.
Толщина тарелки клапана:
Головка блока цилиндров и клапаны.
1 – датчик температуры охлаждающей жидкости,
2 – датчик положения распределительного валя,
3 – отводящий патрубок системы охлаждения,
4 – токовая шина свечей накаливания,
5 – свеча накаливания,
6 – крышка,
7 – коромысло,
В – гидрокомпенсатор,
9 – сухари,
10 – тарелка пружины клапана,
11 – пружина клапана,
12 – клапан,
13 – маслосъемный колпачок,
14 – головка блока цилиндров,
15 – прокладка головки блока цилиндров.
Проверка седла клапана
Проверьте седло клапана на отсутствие следов перегрева и неравномерного контакта с рабочей фаской тарелки клапана. При необходимости либо восстановите (механически обработайте), либо замените седло клапана. Перед восстановлением седла клапана проверьте направляющую втулку клапана на отсутствие износа. Если направляющая втулка изношена, то сначала замените втулку, а затем восстановите седло клапана.
Пружины клапанов
1. Проверьте длину каждой пружины клапана в свободном состоянии. Если длина пружины меньше предельно допустимого значения, то замените пружину клапана.
2. С помощью угольника проверьте отклонение оси каждой пружины от перпендикуляра к опорной поверхности (неперпендикулярность). Если неперпендикулярность больше предельно допустимого значения, замените пружину клапана.
Отклонение оси пружины перпендикулярность):
Направляющие втулки клапанов
Проверьте зазор между направляющей втулкой клапана и стержнем клапана (в нескольких точках по длине). Если зазор больше предельно допустимого значения, то замените направляющую втулку клапана втулкой следующего ремонтного размера.
Зазор между направляющей втулкой клапана и стержнем клапана:
Предельно допустимое значение:
Внутренний диаметр направляющей втулки клапана — 7,000-7,015 мм
Номинальное значение диаметра стержня клапана:
Ремонт
Перед восстановлением седла клапана проверьте направляющую втулку клапана на отсутствие износа. Если направляющая втулка изношена, то сначала замените ее, а затем восстановите седло клапана. Восстановление седла клапана производится специальным инструментом (фрезами или на станочном оборудовании). Ширина контактной поверхности седла клапана должна соответствовать номинальным значениям и пятно контакта должно быть расположено равномерно по центру рабочей фаски тарелки клапана. После восстановления седла клапана, клапан и седло клапана должны быть притерты с использованием притирочной пасты.
Примечание: рекомендуется провести восстановление геометрии седла клапана на станочном оборудовании.
Замена седла клапана
Замена седла клапана должна проводиться на станочном оборудовании.
Перед заменой седла клапана проверьте и, при необходимости, замените направляющую втулку клапана.
1. Механически обработайте (срежьте) заменяемое седло клапана изнутри для уменьшения толщины его стенок.
2. Расточите отверстие в головке блока цилиндров для установки седла клапана соответствующего ремонтного размера (увеличенного диаметра).
3. Нагрейте головку блока цилиндров до температуры примерно 250°С и запрессуйте новое седло ремонтного размера в посадочное отверстие головки блока цилиндров.
4. Притрите клапан к новому седлу с использованием притирочной пасты. Ширина контактной поверхности клапана и седла:
Замена направляющей клапана
1. С помощью специального инструмента (оправка для установки направляющей втулки) выпрессуйте старую направляющую втулку клапана из головки блока цилиндров в направлении к крышке головки блока цилиндров.
2. Расточите отверстие головки блока цилиндров для установки направляющей втулки клапана соответствующего ремонтного размера (увеличенного диаметра).
3. С помощью специального инструмента (оправка для установки направляющей втулки) запрессуйте новую направляющую втулку клапана. Направляющую втулку следует запрессовывать со стороны верхней поверхности головки блока цилиндров.
Длина направляющей втулки клапана:
Примечание: не устанавливайте направляющую втулку клапана, если она не соответствует ремонтному размеру.
4. После установки направляющей втулки клапана вставьте новый клапан и проверьте, что зазор между направляющей втулкой и стержнем клапана соответствует номинальному значению.
5. После замены направляющей втулки клапана проверьте правильность посадки клапана в седло. При необходимости, обработайте седло клапана.
Исправление клапана
1. Прошлифуйте клапан до устранения следов нагара и царапин.
2. Убедитесь, что угол наклона рабочей фаски соответствует номинальному значению.
Шлифовка клапана должна быть минимальной.
Если толщина тарелки клапана после шлифования меньше предельно допустимого значения, то замените клапан.
После шлифования притрите клапан и седло клапана для обеспечения правильного пятна контакта.
Притирка клапана к седлу
1. Нанесите тонкий слой притирочной пасты равномерно на посадочную поверхность седла клапана.
Не допускайте попадания притирочной пасты на стержень клапана.
Сначала используйте среднезернистую пасту (зернистость 120-150), а затем пасту для тонкой притирки (зернистость свыше 200).
Для равномерного нанесения притирочной пасты следует использовать смесь пасты с небольшим количеством моторного масла.
2. Несколько раз ударом прижмите клапан к седлу, понемногу поворачивая клапан с помощью специального приспособления.
3. Смойте притирочную пасту керосином.
4. Нанесите тонкий слой моторного масла на контактную поверхность седла клапана.
5. Проверьте пятно контакта клапана с седлом. При необходимости, восстановите или замените седло клапана.
Сборка
Тщательно очистите все детали перед сборкой.
Нанесите моторное масло на все трущиеся и вращающиеся детали.
1. Установите седло пружины клапана.
2. Установите маслосъемный колпачок.
С помощью специального инструмента (оправка для установки маслосъемного колпачка) легким ударом установите маслосъемный колпачок на место.
Повторное использование маслосъемных колпачков не допускается.
Неправильная установка маслосъемного колпачка может привести к появлению утечек масла через направляющую втулку клапана.
3. Смажьте стержень клапана моторным маслом. Вставьте клапан в направляющую втулку клапана. Не применяйте усилия при проходе стержня клапана через маслосъемный колпачок. После установки клапана проверьте плавность его перемещения.
4. Установите пружину клапана, затем установите тарелку пружины клапана.
5. Установите сухари.
а) С помощью специального инструмента (приспособление для сжатия клапанных пружин и переходник) сожмите пружину клапана и установите сухари.
Примечание: при сжатии пружины клапана следите за тем, чтобы тарелка пружины не касалась маслосъемного колпачка.
б) После снятия специального инструмента два-три раза нанесите легкие удары деревянной рукояткой молотка по торцу стержня клапана и проверьте надежность установки сухарей.
1. До выполнения операций по восстановлению седла клапана, проверьте зазор между стержнем клапана и направляющей втулкой клапана, если необходимо, замените направляющую втулку клапана.
2. С помощью специального инструмента (насадной фрезы с углом наклона рабочей фаски 30°, 45° или 60°) обработайте седло клапана, чтобы получить ширину контактной поверхности и угол наклона рабочей фаски, соответствующие техническим требованиям.
Угол наклона рабочей фаски:
Ремонтные размеры (диаметры) отверстий под седла клапанов:
3. После восстановления формы седла клапана, клапан и седло клапана должны быть притерты с использованием притирочной пасты.
4. Проверьте величину выступания стержня клапана над поверхностью головки блока цилиндров (см. соответствующий пункт в параграфе “Проверка клапана и седла клапана”).
Примечание: замена седла клапана должна проводится на станочном оборудовании.
1. Механически обработайте (срежьте) заменяемое седло клапана изнутри для уменьшения толщины его стенок. Затем извлеките седло клапана.
2. Расточите отверстие в головке цилиндров для установки седла клапана увеличенного диаметра (ремонтного размера).
3. Перед установкой седла клапана, либо нагрейте головку цилиндров до температуры примерно 250°С, либо охладите седло клапана в жидком азоте для предотвращения механического повреждения (задиров) отверстия в головке цилиндров при установке седла.
4. С помощью фрезы для седла клапана. обработайте седло до требуемой по техническим условиям ширины контактной поверхности и угла наклона рабочей фаски (смотрите параграф “Восстановление седла клапана”).
Замена направляющей втулки клапана
1. Снимите стопорное кольцо с направлющей втулки выпускного клапана.
2. С помощью специального инструмента и пресса выпрессуйте направляющую втулку клапана в направлении поверхности под прокладку головки цилиндров.
3. Расточите отверстие в головке блока цилиндров для установки направляющей втулки клапана увеличенного диаметра (ремонтного размера).
Примечание: не устанавливайте направляющую втулку клапана снова того же самого диаметра после расточки отверстия до ремонтного размера.
Ремонтный диаметр отверстия для направляющей втулки клапана:
4. Запрессуйте новую направляющую втулку клапана со стороны верхней поверхности головки цилиндров так, чтобы ее выступание от торца до посадочной поверхности седла пружины клапана было равно “А” (см. рисунок).
Запрессовку направляющих втулок выполняйте со стороны верхней поверхности головки цилиндров (со стороны крышки).
Обратите внимание на разницу в длине направляющих втулок:
5. После установки направляющей втулки, подберите к ней новый клапан и проверьте, что клапан перемещается свободно, без заедания и чрезмерного люфта.
6. После замены направляющей втулки клапана, проверьте пятно контакта клапана с седлом. В случае неправильного контакта откорректируйте седло клапана (притрите клапан и седло клапана).
Установка
1. Установка деталей производится в порядке, обратном снятию.
2. При установке деталей обратите внимание на операции, приведенные в пунктах “3” – “5” данного подраздела.
3. Установка маслосъемного колпачка.
а) Установите седло пружины клапана.
б) С помощью специальной оправки установите маслосъемный колпачок на направляющую втулку клапана.
Примечание: не перепутайте места установки маслосъемных колпачков впускного и выпускного клапанов. Маслосъемные колпачки различаются по цветовым меткам.
Цветовая метка на колпачке:
Неправильная установка маслосъемного колпачка приведет к повышенному расходу масла через направляющую втулку клапана.
Не устанавливайте маслосъемный колпачок, бывший в эксплуатации.
4. Установка клапана, пружины клапана и сухарей.
а) Установите пружину клапана на место так, чтобы цветная идентификационная метка была расположена около тарелки пружины (вверху).
б) Съемником сожмите пружину и установите сухари в канавку стержня клапана.
Примечание: если пружину чрезмерно сжать, то седло пружины может упереться в маслосъемный колпачок и повредить его.
5. Установка прокладки головки цилиндров и головки цилиндров в сборе.
Процедуры установки прокладки головки блока цилиндров и головки блока цилиндров в сборе приведены в разделе “Замена прокладки головки блока цилиндров”.
Головка блока цилиндров и клапаны. 1 – датчик температуры охлаждающей жидкости, 2 – датчик положения распределительного валя, 3 – отводящий патрубок системы охлаждения, 4 – токовая шина свечей накаливания, 5 – свеча накаливания, 6 – крышка, 7 – коромысло, В – гидрокомпенсатор, 9 – сухари, 10 – тарелка пружины клапана, 11 – пружина клапана, 12 – клапан, 13 – маслосъемный колпачок, 14 – головка блока цилиндров, 15 – прокладка головки блока цилиндров.
Снятие
Внимание: разложите снятые детали в соответствии с номером цилиндра и впускным / выпускным клапанами.
1. Снятие деталей производится в порядке номеров, указанном на рисунке “Снятие и установка головки блока цилиндров и клапанов”.
2. При снятии деталей обратите внимание на следующие операции, приведенные в пунктах “3” – “5” данного подраздела.
3. Снятие болтов крепления головки цилиндров.
С помощью специального инструмента ослабьте болты крепления в два-три приема (в последовательности, показанной на рисунке), и затем отверните их, после чего снимите головку цилиндров в сборе.
4. Снятие сухарей.
а) С помощью специального приспособления сожмите пружину клапана.
б) Извлеките сухари.
5. Снятие маслосъемных колпачков. Снимите маслосъемные колпачки с помощью специальных пассатижей.
Внимание: повторное использование маслосъемных колпачков не допускается.
1. Перед очисткой, проверьте головку цилиндров на отсутствие повреждений и трещин, утечек охлаждающей жидкости и масла, отработавших газов и воздуха.
2. Полностью удалите отложения масла, накипь, остатки прокладок, налет сажи с поверхности головки цилиндров. После очистки продуйте масляные каналы головки цилиндров сжатым воздухом.
3. Проверка неплоскостности привалочной поверхности головки блока цилиндров.
а) С помощью прецизионной линейки и плоского щупа проверьте неплоскостность привалочной поверхности головки цилиндров под прокладку по направлениям от “А” до “G”, показанным на рисунке.
б) Если неплоскостность превышает предельно допустимое значение, то отшлифуйте поверхности.
Внимание: общая толщина снимаемого металла с привалочных поверхностей головки цилиндров и блока цилиндров не должна превышать в сумме 0,20 мм.
в) С помощью прецизионной линейки и плоского щупа проверьте неплоскостность привалочной поверхности головки цилиндров под прокладку со стороны впускного и выпускного коллекторов.
Со стороны впускного коллектора:
Со стороны выпускного коллектора:
б) Если неплоскостность превышает предельно допустимое значение, то отшлифуйте привалочную поверхность головки цилиндров со стороны коллектора.
5. Осмотрите внутренние поверхности под подшипники распределительного вала, проверьте отсутствие задиров и иных повреждений. При наличии повреждения замените головку блока цилиндров.
Снятие и установка головки блока цилиндров и клапанов. 1 – болт крепления головки цилиндров, 2 – шайба, 3 – головка блока цилиндров в сборе, 4 – прокладка головки блока цилиндров, 5 – сухари, 6 – тарелка пружины клапана, 7 – пружина клапана, 8 – впускной клапан, 9 – сухари, 10 – тарелка пружины клапана, 11 – пружина клапана, 12 – выпускной клапан, 13 – маслосъемный колпачок, 14 – седло пружины клапана, 15 – маслосъемный колпачок, 16 – седло пружины клапана, 17 – направляющая втулка впускного клапана, 18 – направляющая втулка выпускного клапана, 19 – седло впускного клапана, 20 – седло выпускного клапана, 21 – головка блока цилиндров.
Проверка клапана и седла клапана
1. Клапан необходимо заменить, если стержень клапана изношен (гребневый износ) или поврежден, или если на торце стержня клапана (место контакта торца с регулировочным винтом коромысла клапана) образовались вмятины.
2. Проверьте правильность пятна контакта фаски тарелки клапана с седлом клапана. Пятно контакта должно быть расположено равномерно по центру рабочей фаски тарелки клапана. В случае неправильного контакта клапана с седлом, отшлифуйте фаску тарелки клапана.
Примечание: перед проверкой пятна контакта убедитесь, что клапан и направляющая втулка находятся в нормальном состоянии.
3. Проверьте толщину тарелки клапана Если толщина тарелки клапана меньше предельно допустимого значения, то замените клапан.
4. Измерьте общую длину клапана Если измеренная величина выходит за допустимые пределы, то замените клапан.
5. Вставьте клапан в направляющую втулку в головке цилиндров и, прижимая его к седлу, измерьте выступание стержня клапана от его торца до посадочной поверхности седла пружины клапана. Если измеренная величина превышает допустимое значение, то замените седло клапана.
Проверка пружины клапана
1. Измерьте высоту пружины клапана в свободном состоянии, и если она меньше допустимого значения, то замените пружину.
2. Измерьте отклонение оси клапанной пружины от перпендикуляра к опорной поверхности. Если отклонение превышает предельно допустимую величину, то замените пружину.
Отклонение оси пружины:
3. Тестером для проверки пружин, измерьте усилие, необходимое для сжатия пружины до установочной длины. Если усилие меньше предельно допустимого значения, то замените пружину.
Установочная длина пружины (под нагрузкой):
Проверка направляющей втулки клапана
1. Измерьте зазор между направляющей втулкой клапана и стержнем клапана в нескольких точках по длине.
Номинальный диаметр стержня клапана:
2. Если величина зазора превышает допустимое значение, то замените направляющую клапана, или клапан, или обе детали.
Снятие и установка головки блока цилиндров и клапанов.
1 – болт крепления головки цилиндров,
2 – шайба,
3 – головка блока цилиндров в сборе,
4 – прокладка головки блока цилиндров,
5 – сухари,
6 – тарелка пружины клапана,
7 – пружина клапана,
8 – впускной клапан,
9 – сухари,
10 – тарелка пружины клапана,
11 – пружина клапана,
12 – выпускной клапан,
13 – маслосъемный колпачок,
14 – седло пружины клапана,
15 – маслосъемный колпачок,
16 – седло пружины клапана,
17 – направляющая втулка впускного клапана,
18 – направляющая втулка выпускного клапана,
19 – седло впускного клапана,
20 – седло выпускного клапана,
21 – головка блока цилиндров.