Содержание
- Признаки, причины и последствия выхода из строя цепи ГРМ
- Замена цепи грм,какой у нее ресурс?
- Как часто нужно менять цепь ГРМ на Киа
- Какова стоимость замены цепи ГРМ Киа
- Качество комплектов цепи грм
- Артикулы деталей цепи грм
- Ресурс цепи. Миф и реальность
- Как проверить состояние цепи
- Сколько служит цепь
- Как заменить цепь ГРМ на Киа
- Цепь или ремень?
- Когда и как это делать
- Плюсы и минусы цепи ГРМ
- Дополнительно про Kia
Признаки, причины и последствия выхода из строя цепи ГРМ
Цепная передача спрятана внутри двигателя в отличие от ременного привода ГРМ, находящегося снаружи силового агрегата. Это можно расценивать и как достоинство, и как недостаток. С одной стороны изолированный механизм создает меньше шума и обильно обрабатывается маслом, в результате чего увеличивается срок службы узла. С другой стороны возникает сложность с обслуживанием и заменой привода ГРМ, поскольку даже для визуальной проверки механизма необходимо снимать клапанную крышку.
Неисправность цепи ГРМ в первую очередь выражается в появлении характерного рокота под крышкой во время работы двигателя Киа. Доносится этот звук со стороны газораспределительного механизма, спутать его с каким-то другим шумом крайне сложно.
Как только рокот в ГРМ появился, необходимо сразу проверить состояние цепной передачи во избежание возникновения более серьезных неисправностей двигателя и последующего дорогого ремонта. Существует 2 варианта действий: незамедлительно обратиться в ближайшее СТО для проведения диагностики и возможной замены либо самостоятельно выявить возможное ослабление привода в районе шестерни распредвала, сняв предварительно крышку клапанов. Нормальное натяжение может нарушиться вследствие:
Если мотор автомобиля снабжен механическим натяжителем старого образца, можно обойтись без замены и подтянуть цепь ГРМ с помощью данного устройства. Для этого ослабляется наружная гайка, которая удерживает пружину плунжера, после чего вручную поворачивается коленвал на 1-2 оборота. Затем гайку затягивают.
Современные гидравлические натяжные устройства в Киа работают автоматически и для ручной регулировки не предназначены. В случае неисправности эти натяжители подлежат замене. Выход из строя данного элемента обнаруживается только путем его демонтажа или полной разборки ГРМ. Таким же образом можно убедиться в неисправности успокоителя в большинстве случаев.
Если игнорировать появление рокота, в итоге дело закончится поломкой всего двигателя. Здесь можно рассчитывать лишь на везение.
Основные проблемы, к которым приводят неисправности цепной передачи ГРМ:
Помимо однорядной цепной передачи существуют также двухрядные, обладающие гораздо большей долговечностью и лучшей надежностью даже при отсутствии должного ухода. Рвутся в автомобилях Киа они крайне редко. Однорядная же цепь ГРМ зачастую выходит из строя уже после 50-80 тысяч км пробега.
Если не предпринимать никаких мер, могут возникнуть следующие проблемы:
В двигателях Киа V8 встреча клапана с поршнем происходит достаточно редко, поскольку конструкцией предусмотрены технологические зазоры. Исключение составляют лишь отдельные модели данных агрегатов. Моторы Киа на 16 клапанов такой конструктивной особенности не имеют, поэтому в случае обрыва или перескока цепной передачи клапан в момент открытия практически всегда ударяется о поршень. Если при езде на Киа это сопровождается характерным металлическим звуком удара, а также наблюдается внезапная потеря мощности двигателя вплоть до его отказа, дело идет к капитальному ремонту силового агрегата или его замене.
Замена цепи грм,какой у нее ресурс?
НовичокСообщения: 2Зарегистрирован: 30 дек 2011, 17:08Гос.номер: т127нмРегион гос.номера: 174Настоящее имя: СергейСубъект РФ: Челябинская областьОткуда: Магнитогорск
Хотелось бы знать на сколько долго проходит цепь грм,слышал на 70 тыс надо менять?
kiss_me_twiceСупермодераторСообщения: 1579Зарегистрирован: 29 янв 2011, 19:13Мой Soul: 1,6 luxeГос.номер: Х698ккРегион гос.номера: 197Настоящее имя: ЮлияСубъект РФ: МоскваОткуда: Москва, Щукино
11 фев 2013, 19:50
По регламенту 75 тыс
netmasterБывалыйСообщения: 663Зарегистрирован: 18 фев 2010, 16:24Мой Soul: 1.6 CRDI МКППГос.номер: 3972EKРегион гос.номера: 1Настоящее имя: OlegОткуда: Minsk
Контактная информация:
11 фев 2013, 20:30
вас обманули нет такого регламента
в регламенте ТО цепь ГРМ не числится вообще.
чтобы добраться до цепи ГРМ хотя бы для контроля нужно разобрать пол двигателя – снять слева ремень, все ролики и шкивы, открутить порядка 20ти болтов, снять боковую крышку. имею сомнения что все это можно сделать не снимая двигатель.
никто этого на ТО не делает конечно же
из всего вышесказанного можно сделать только один вывод. цепь ГРМ в обслуживании и замене не нуждается на протяжении всего срока службы двигателя
БывалыйСообщения: 791Зарегистрирован: 05 мар 2012, 09:50Мой Soul: Saddle Brown 1,6АКППГос.номер: *266теРегион гос.номера: 197Настоящее имя: ВикторСубъект РФ: Московская областьОткуда: Москва
11 фев 2013, 20:42
На 75 тысячах меняется приводной ремень навесных агрегатов.
Ресурс цепи около 300000 км, в замене не нуждается, если только гидронатяжитель выйдет из строя, то его меняют.
11 фев 2013, 23:22
да, главное не путать цепь ГРМ с ремнем навесных агрегатов как отметил коллега VSHEL выше. от которого работают компрессор кондиционера, помпа, генератор. этот ремень с левой стороны двигателя снаружи черного цвета.
у того ремня есть ресурс. в регламенте ТО не указано какой точно. ремень вместе с прижимными роликами нужно проверять при каждом ТО и менять по необходимости
sergantБывалыйСообщения: 855Зарегистрирован: 15 мар 2012, 09:02Мой Soul: Comfort 1.6 МКПП бенНастоящее имя: СергейСубъект РФ: Тульская областьОткуда: Венёв
Контактная информация:
12 фев 2013, 08:03
Отмечались перескоки цепи ГРМ от несрабатывания гидронатяжителя, но не массовое это явление. Некоторые после 100 тыс. все-таки решаются вскрыть крышку ГРМ и оценить провис цепи, состояние гидронатяжителя и звездочек. В моей книжке вообще не указан период замены навесного ремня – замена по состоянию, а т.к. неохото как-нибудь остаться без помпы и зарядки, то пожалуй буду менять по старинке – через 60 т.км, периодически поглядывая на него.
PAKСтарожилСообщения: 1506Зарегистрирован: 07 фев 2011, 19:54Мой Soul: белый мех комфортГос.номер: *404**Регион гос.номера: 124Настоящее имя: РоманСубъект РФ: Красноярский крайОткуда: Красноярск
Контактная информация:
12 фев 2013, 09:30
netmaster писал(а):из всего вышесказанного можно сделать только один вывод. цепь ГРМ в обслуживании и замене не нуждается на протяжении всего срока службы двигателя
а каков ресурс двигателя?
12 фев 2013, 10:57
всяко больше чем 100 т.
БывалыйСообщения: 505Зарегистрирован: 22 фев 2011, 13:35Мой Soul: 1.6 базаГос.номер: ax5004ciРегион гос.номера: 21Настоящее имя: олегОткуда: Харьков, Украина
tak buvaet » 12 фев 2013, 21:06
ну если вазовские, 80-х годов, по кругу уже по 800тыс проюзали, а мы с вазами даже в сравнение не ставимся, думаю 2 000 000 км для нас нормуль,потом на свалку
БывалыйСообщения: 910Зарегистрирован: 27 апр 2012, 20:04Мой Soul: lux АКПП CRDIГос.номер: с365хкРегион гос.номера: 178Настоящее имя: АлексейСубъект РФ: Санкт-ПетербургОткуда: Санкт-Петербург
12 фев 2013, 22:31
PAK писал(а):
а каков ресурс двигателя?
А и в правду, у кого сколько километров намотано ? На какой ресурс ориентироваться? У меня 6300км. Если б в четверг связки не порвал в голеностопе – было б на две сотни км больше.
ПользовательСообщения: 157Зарегистрирован: 12 фев 2012, 21:19Мой Soul: БеленькийГос.номер: о940моРегион гос.номера: 11Настоящее имя: АндрейСубъект РФ: Республика КомиОткуда: Ухта
15 фев 2013, 11:42
deccer писал(а):А и в правду, у кого сколько километров намотано ? На какой ресурс ориентироваться? У меня 6300км.
До 2000000 немножко осталось
kirillspbСтарожилСообщения: 2398Зарегистрирован: 11 мар 2010, 16:23Мой Soul: is my Heart:)Настоящее имя: КириллСубъект РФ: — проживаю за пределами РФ —Откуда: Северная Столица
15 фев 2013, 11:54
Новый ориг. кабель для Ipod/Iphone со штатной магнитолой SOUL-а! №: 96125-2L000 30-ти пиновый разъём.
Бонусом отдам ориг. ПТФ с лампочкой. №: 92202-2K правая.
Фото http://yadi.sk/d/vluOVCDgHEMo5 ; http://yadi.sk/d/UF6fTbXbHEMnC
Цена неприлично низкая ;)
ruslan KСтарожилСообщения: 4417Зарегистрирован: 05 май 2012, 13:40Мой Soul: кореец GDI-140л.с. Гос.номер: 074Регион гос.номера: 25Настоящее имя: РусланСубъект РФ: Приморский крайОткуда: Уссурийск(портовый город!)
ruslan K » 15 фев 2013, 11:57
По поводу ресурса цепи ГРМ первому владельцу нового авто вообще не стоит париться, ресурс не менее 300тык.
Добавлено спустя 1 минуту 28 секунд:
по сто тык. ремни ГРМ ходят.
15 фев 2013, 19:05
ruslan K писал(а):по сто тык. ремни ГРМ ходят.
Не ходят , ремни грм менять через 50тык по любому . Имею горький опыт на Спектре оборвало на 60тык. Результат загнутые клапана и дорогостоящий ремонт
ColonElПользовательСообщения: 388Зарегистрирован: 27 окт 2010, 18:03Мой Soul: бензин, механикаГос.номер: в533меРегион гос.номера: 197Настоящее имя: Александр ВасильевичСубъект РФ: Ярославская областьОткуда: Moscow
16 фев 2013, 16:49
Ремни ГРМ может быть и надо менять, как изложено выше, а лучше – по состоянию. Но тема – о замене ЦЕПИ ГРМ, а это – “две большие разницы”
Как часто нужно менять цепь ГРМ на Киа
Четвертое поколении машины, оба мотора используют только цепной привод.
Двигатель 1.6 унаследовал проверенную временем и отлично зарекомендовавшую себя на прошлом поколении цепь.
Мотор 1.4 использует собственный вариант цепи.
Какова стоимость замены цепи ГРМ Киа
Для выполнения столь ответственной и сложной операции требуются высокая квалификация, опыт и наличие профессиональных инструментов. Несмотря на то, что цепь изготовлена из металла, она с течением времени изнашивается и требует замены. По причине ее размещения внутри двигателя Киа обычная диагностика привода всегда связана с разборкой мотора с использованием специального инструментария. В результате обыкновенного ослабления натяжителя повышается нагрузка на звенья привода, значительно изнашиваются соединительные элементы. В итоге привод обрывается, нанося повреждения поршням и клапанам.
Ни одному автовладельцу не хочется иметь дело с ремонтом и тем более заменой двигателя. Если же говорить про замену цепи ГРМ на Киа, цена этой операции впоследствии окупится. При этом обновляются все изношенные детали привода: подшипники, сальники, натяжитель и т. д., обеспечивая тем самым максимально возможную долговечность узла.
В зависимости от марки авто стоимость замены будет отличаться. Конкретно для Киа эта процедура на данный момент стоит в Москве от 8000 рублей без учета расходных материалов и запчастей. В провинции цены чаще всего ниже.
Если работы выполнены профессионалами, проблем с эксплуатацией двигателя Киа не возникнет, а повторные подобные неисправности будут исключены.
Качество комплектов цепи грм
Как правило для владельца рынок выглядит следующим образом. Огромное количество предложений от различных марок и брендов. Встает вопрос а что же выбрать. На самом деле выбора как такового нет. По факту сегодня сложилась патовая ситуация. Есть только оригинал, контрафакт и куча низкокачественных деталей из Китая. Качественных дублей по этой группе запчастей сегодня нет.
Все эти комплекты дешевле оригинала не только из-за разницы в бренде, но и потому что изготовлены не понятно из чего и как. У них очень быстро растягивается цепь, изнашиваются звездочки и шестерни распредвала и коленвала. О БРЫВ ИЛИ ПЕРЕСКОК ЦЕПИ приводит к встрече клапанов и поршней. К работе муфт CVVT (фазовращатель на впускном распредвале) из таких комплектов, тоже есть вопросы.
Черный список комплектов цепи грм : SAT, AMD, ASVA, AMIWA, DAYCO, FEBEST, JUST DRIVE, NSP, PARTS MALL, PATRON, STELLOX, UNITED MOTORS.
Вроде бы выбор напрашивается сам собой. Берем оригинал и закрываем вопрос. Но здесь другая беда, контрафакт, которым сегодня завален весь рынок. Если еще два года назад, можно было отличить оригинальную цепь от контрафактной, то сегодня большинство деталей по внешнему виду упаковки и самой детали уже не отличить. Откуда берется и как сбывается контрафакт?
Как мы уже поняли контрафакт попадает к нам из Китая. А что происходит дальше? А дальше все просто. У того кто привез такие запчасти прайс-листы давно подгружены ко всем популярным интернет-магазинам. Интернет-магазины это по сути база прайс-листов поставщиков запчастей, сам магазин просто перепродает вам запчасти со своей торговой наценкой.
Рассмотрим конкретные примеры. Забиваем оригинальный номер цепи и смотрим выдачу.
Так выглядит выдача в EMEX
Почти всегда человек остановит свой выбор на самом дешевом предложении. А это огромный риск купить контрафактную деталь. Вы можете сказать: ну там же вон рейтинг есть. Это рейтинг сроков исполнения заказа, к качеству он не имеет отношения. А как купить настоящею деталь? Обратите внимание на выделенную зону – зеленное выделение. Это код поставщика, который именно в этом магазине выводится при наведении на рейтинг. Вам нужно узнать у менеджера, под каким кодом находится дилерский склад.
В автодоке коды поставщица видно сразу, дилер также под каким-то кодом
А вот в автопитере давно догадались сделать для дилера свое обозначение
Дилерские склады сегодня являются единственной гарантией покупки оригинальных запчастей. Контрафакт с дилерского склада за много лет пока не встретился ни разу. Значит ли что с других складов продается только контрафакт? Нет не значит, но как простой владелец должен отличить оригинал от контрафакта?
Нужно заметить, что такая сложная ситуация сложилась именно с цепью. Контрафакт сейчас везде, но в большинстве случаев можно перейти на хороший дубль. Однако в данном случае хороших дублей пока нет.
Артикулы деталей цепи грм
: Цепь под номером 243212B200 считается усиленной. На практике какой-то разницы не замеченно. Для двигателя 1.4 и 1.6 одинаковая. Очень много контрафакта.
: Одинаковый для двигателя 1.4 и 1.6. На рынке очень много контрафакта.
Успокоитель цепи грм
Успокоитель цепи грм (со стороны натяжителя)
Шестерня выпускного распредвала
Муфта впускного распредвала CVVT
: Одинаковая для двигателя 1.4 и 1.6.
Ресурс цепи. Миф и реальность
На прошлом поколении широкое распространение получил миф о ресурсе 150 000 км. Заблуждение повторяли даже уважаемые ютуб каналы. Выходит новое поколение и старая байка продолжает жить. Давай разбираться.
Желание поменять цепь обычно появляется после появления постороннего шума при работе двигателя и похода в интернет. Самый распространенный пример и реальная причина шума на видео.
После интернета велика вероятность убедиться в необходимости замены. Большинство контента создают дилетанты не понимающие суть проблемы.
Далее обычно поездка в сервис. Здесь как повезет. Если ребята нормальные и работы достаточно, скорей всего объяснят истинную причину.
Когда работы мало, знающие причину, вашу просьбу вероятней удовлетворят. Хотели заменить цепь, пожалуйста.
Главное правило: жаловаться на проблему. Не нужно говорить мастерам, что делать! Менять цепь в данной случае возьмется только механик, не знакомый с проблемой.
После замены высока вероятность получите цепь с ресурсом .
Посмотрим статистику, какие бренды используют при замене. Оригинал 72%, аналоги всего 28%.
Спрос оригинал и аналог
Далее посмотрим мотор 1.6, пробеги когда меняют цепь. Данные возьмем с 2011 года, напоминаю что цепь одинаковая.
Вертикальная ось – сокращение от пробега тыс.км, горизонтальная – процент от общего количества замен.
На каком пробеге меняют цепь
Видим чаще всего замена происходит на пробеге . До 12%. Двенадцать процентов довольно много. Откуда берется такая цифра?
Как упоминал ранее, часть владельцев насмотревшись и наслушавшись страшилок, действительно производят замену до Другая довольно распространенная причина, скрученные пробеги искажающие статистику. Обычно скручивают ровно вдвое. Поэтому в данной группе много автомобилей реальный пробег которых больше.
Приближаемся к моменту истины. Смотрим пробеги повторной замены. Здесь учитываются только цепи установленные в мастерских. Без учета установленых на заводе!
Пробег повторной замены
Картина меняется кардинально. Внимание: 75% всех работ происхоид до 200 тыс.км. Ошибка? Мы уже знаем, в большинстве случаев ставят оригинал, тогда почему ситуация резко изменилась?
Все просто, контрафакт. Оригинал нужно уметь и суметь купить, такова реальность рынка запчастей.
Ресурс настоящей оригинальной цепи составляет . Аналоги и контрафакт ходят
Как проверить состояние цепи
Покупая бу автомобиль, доверять показаниям одометра или словам продавца нельзя. Электронные базы, используемые для проверки пробега, не панацея. Даже дилерский автомобиль, имеющий все отметки и чистую историю не гарантия реального пробега.
Для проверки, предусмотрено смотровое окно. При обращении в сервис, вероятно сразу предложат снять клапанную крышку.
Достаточно просто выкрутить болт.
Видим зуб отмечен зеленой стрелкой, все нормально. Не видим, значит натяжитель вышел максимально и цепь сильно растянулась.
Зеленым выделено место, показана место, куда открывается доступ при выкрученном болте.
Через окно возможно определить необходимость замены цепи. Узнать насколько сильно растянута цепь можно только сняв клапанную крышку.
Когда крышка снята, простой визуальный осмотр натяжителя не доступен. Мешает фазовращатель выпускного вала.
Понадобится гибкая выносная камера. Подойдет самая дешевая. Продается на Алишке, DNS, OZON и тд.
Теперь возможно посчитать количество зубов, на которое вышел натяжитель. Новая машина сразу имеет выход на два зуба. Всего их восемь. Видим седьмой зуб, готовимся к замене.
Считаем количество зубов
Сколько служит цепь
Поразительно, сколько различных мифов и баек можно узнать о цепи:
На практике с 2012 года не было НИ ОДНОЙ разорванной цепи, а с проскочившей – всего несколько машин.
По современным меркам цепь вечная. Не могу вспомнить других машин с подобным ресурсом. Сегодня уже множество солярисов с огромными пробегами и все еще с родной цепью. Если в цифрах то раньше даже думать о ней не стоит. Примерно к уже можно проверить цепь. На эти цифры ориентируемся только если вы уверенны в пробеге. Если машина куплена бу ориентироваться на цифры одометра не стоит. Сегодня очень много машин со скрученными пробегами. Такая услуга на рынке стоит всего 500 руб. Скручивают как правило половину пробега. Именно поэтому нужно проверять состояние цепи.
Как заменить цепь ГРМ на Киа
В качестве примера будем рассматривать модель Киа Сид. Приобретать расходники для замены следует только у проверенных продавцов. Избегайте кустарно выполненных изделий, которые на авторазборах предлагаются доверчивым покупателям как продукт известного бренда. При покупке необходимо проверить цепь на прогиб. Для этого ее нужно разложить на ладонях плашмя — прогиб не должен быть более 10 мм. Качественное изделие Киа выполнено из закаленного металла и должно быть устойчиво к воздействию напильника.
Кроме этого для замены потребуются шестерни, натяжитель, успокоители, сальники и прокладки. Последняя пара элементов меняется в обязательном порядке, а шестерни и натяжитель подлежат замене в случае необходимости. Если вы не можете самостоятельно определить состояние деталей, воспользуйтесь услугами специалиста.
Для снятия и последующей установки цепного привода ГРМ на Киа Сид понадобятся комплект ключей (на 14, 17 и 19 мм), торцевые головки, вороток, удлинитель, шлицевая и крестовая отвертки, емкость для масла.
Процесс замены цепи достаточно трудозатратен и занимает много времени, вплоть до целого дня. Для упрощения монтажа нового привода ГРМ положение старого желательно предварительно разметить на шестернях валов Киа.
Порядок действий при замене цепи ГРМ на Киа следующий:
Монтаж новых деталей осуществляется в обратном порядке. Привод Киа устанавливается по нанесенным ранее меткам, после чего нужно на привалочные поверхности крышки ГРМ с помощью валика нанести герметик. После замены деталей закрепите крышки крепежными болтами ключом 10 мм. Для более равномерного затягивания желательно использовать динамометрический механизм. Момент закручивания должен быть в пределах от 9,8 до 11,8 Н-м. Для болтов на 12 мм допустимые значения находятся в диапазоне 18,6-23,5 Н-м.
Замена цепи ГРМ — процедура, требующая опыта и навыков. Не имея таковых, вы рискуете установить детали неправильно, что приведет в дальнейшем к серьезным поломкам. Поэтому подобную замену желательно производить в сервисном центре.
Существует народный способ, очень заманчивый и простой, но не рабочий! О нем мне периодически рассказывают сами владельцы. Суть в том, чтобы пальцами добраться до цепи и потрогать ее на провисание. Цепь почти всегда будет провисать между шестернями впускного и выпускного вала. Так легко, к сожалению, ее не проверить.
Народный способ проверки состояния цепи
Состояние можно оценить по положению натяжителя цепи, подсчитав количество зубьев на которое он вышел из корпуса.
7 зуб – нужно готовиться, 8 зуб – пора менять
Проблема в том, что добраться до натяжителя не так просто как на других машинах. На многих двигателях предусмотрено специальное смотровое окно, у соляриса такого окна нет. Видимо завод в цепи уверен. Чтобы добраться до натяжителя придется снимать клапанную крышку.
Как самостоятельно снять крышку, можно посмотреть в нашем ролике.
Ваш браузер не поддерживает формат
После того как клапанная крышка снята, многие предлагают проверить состояние цепи по ее провисанию. Но этот способ не показательный.
Не обращайте внимание на провисание цепи в этом месте
Смотрим насколько выдвинулся натяжитель.
Вам нужно найти такое положение, в котором можно будет увидеть натяжитель цепи. Он расположен в левой части двигателя ближе к моторному щиту.
Считаем количество зубьев, на которое вышел натяжитель
Цепь или ремень?
Двигатели Хендай Солярис 1.4 и 1.6 используют только цепь. Никакого ремня грм на этих машинах не было!
Вот она, ремня у нас нет
Когда и как это делать
В некоторых транспортных средствах работа распределительного и коленчатого валов согласуется цепной передачей, обладающей почти идеальной надежностью. Например, замена цепи ГРМ на Киа может потребоваться лишь в редких случаях, когда деталь сильно растянулась или порвалась. Однако, несмотря на то, что ресурс такой передачи фактически не ограничен по сравнению с ремнем ГРМ, цепь нужно периодически менять даже при отсутствии повреждений
Вопросы, рассмотренные в материале:
Средняя стоимость работы в сервисах от 5 000 руб. О том, как заменить цепь и выставить ее по меткам, вы можете посмотреть в нашем ролике.
Плюсы и минусы цепи ГРМ
Нередко между автолюбителями возникают споры относительно того, какой привод лучше — ременной или цепной. Чтобы разобраться в этом вопросе, нужно знать о преимуществах и недостатках использования цепной передачи ГРМ, о ее предназначении и конструктивных особенностях.
Цепь в ГРМ используется в качестве привода с давних времен. Некоторые новички считают данную концепцию устаревшей, но на самом деле это не так. Подобное решение успешно реализуется и в самых современных автомобилях, выпускаемых такими крупными автоконцернами как БМВ, Тойота, Митсубиси, Киа и т. д. Использование цепного привода в ГРМ обусловлено объективными преимуществами: