Содержание
Цепной привод механизма газораспределения ассоциируется у большинства автомобилистов с надёжностью, долговечностью и безотказностью. Подобные убеждения подтверждаются практикой, хотя исключения тоже встречаются. На некоторых марках автомобилей он вытягивается довольно быстро, а иногда даже рвётся. Если это не привело к серьёзным последствиям, то владельцу авто вполне по силам сделать замену цепи ГРМ самостоятельно, хотя процедура разборки достаточно длительная и трудоёмкая.
Когда нужно менять цепь ГРМ на автомобиле? Это важный вопрос, который требует внимания каждого автовладельца. Цепь ГРМ – это ключевой элемент двигателя, который обеспечивает правильную работу клапанов и поршней. Если цепь изношена или повреждена, это может привести к серьезным проблемам и даже поломке двигателя.
Вообще говоря, рекомендуется менять цепь ГРМ каждые 100-150 тысяч километров пробега автомобиля. Однако, если вы заметили какие-либо признаки износа, такие как странные звуки или вибрации при работе двигателя, необходимо обратиться к специалисту для дополнительной проверки.
Не забывайте, что замена цепи ГРМ – это серьезный и довольно сложный процесс, который требует опытных рук. Поэтому лучше всего доверить эту работу профессионалам, чтобы избежать непредвиденных проблем в будущем. Заботьтесь о своем автомобиле и своей безопасности на дороге!
- Что такое цепь ГРМ и как он работает
- Почему важно своевременно менять цепь ГРМ
- Как определить состояние цепи ГРМ
- Какой пробег рекомендуется для замены цепи ГРМ
- Как выбрать качественный цепь ГРМ
- Какая роль имеет состояние натяжителя цепи ГРМ в его сроке службы
- Какие виды цепей ГРМ бывают и какой выбрать для вашего автомобиля
- Как заменить цепь ГРМ самостоятельно
- Какие последствия могут возникнуть в случае поломки цепи ГРМ
- Как правильно обслуживать систему ГРМ для продления срока службы цепи ГРМ
- Последствия неисправностей
- Замена цепи ГРМ
- Порядок разборки и снятия растянутой цепи
- Видео разборки механизма ГРМ
- Как менять цепь ГРМ правильно
- Как работает гидравлический натяжитель
- Какой срок службы цепей по регламенту ТО и периодичность замены
- Как выбрать новый комплект запчастей
- Как определить неисправность цепного привода
- Дополнительно про Kia
Что такое цепь ГРМ и как он работает
Цепь ГРМ (газораспределительного механизма) – это механизм, который связывает коленчатый вал двигателя и вал распределительного механизма. Он управляет открытием и закрытием клапанов в нужное время и синхронизирует работу поршней и клапанов.
Цепь ГРМ состоит из множества металлических звеньев, которые соединяются между собой. Внутри каждого звена находятся зубчатые колеса, которые зацепляются с соответствующими колесами на валах двигателя. Это обеспечивает точную синхронизацию работы двигателя и его компонентов.
Правильная работа цепи ГРМ очень важна для нормальной работы двигателя, поскольку она контролирует, когда клапаны открываются и закрываются, что влияет на сжатие и выпуск газов. Если цепь изношена или повреждена, это может привести к сбоям в работе двигателя, что в свою очередь может привести к серьезным поломкам и значительным расходам на ремонт. Поэтому регулярная проверка и замена цепи ГРМ в соответствии с рекомендациями производителя является важным шагом в уходе за автомобилем.
Почему важно своевременно менять цепь ГРМ
Цепь ГРМ (газораспределительного механизма) – это очень важный элемент двигателя автомобиля, который играет ключевую роль в синхронизации работы поршней и клапанов. Поэтому, если цепь изношена или повреждена, это может привести к серьезным последствиям и даже к поломке двигателя.
Одна из основных причин необходимости своевременной замены цепи ГРМ заключается в том, что при износе она может растягиваться и сбивать синхронизацию работы двигателя, что приведет к его неправильной работе. Это может проявляться в различных формах, таких как шумы из двигателя, вибрации или потеря мощности. Если проблема не будет решена вовремя, это может привести к серьезной поломке двигателя и значительным расходам на его ремонт.
Кроме того, регулярная замена цепи ГРМ помогает избежать других проблем, таких как повреждение клапанов или поршней при их столкновении из-за неправильной работы цепи ГРМ. Это может привести к необходимости полной замены двигателя, что будет стоить очень дорого.
В целом, своевременная замена цепи ГРМ является необходимой мерой для обеспечения правильной работы двигателя, повышения его надежности и продления срока службы автомобиля. Рекомендуется следовать рекомендациям производителя по замене цепи ГРМ и не откладывать эту процедуру на долгий срок.
Как определить состояние цепи ГРМ
Определить состояние цепи ГРМ (газораспределительного механизма) можно с помощью нескольких методов:
В целом, регулярный осмотр и проверка состояния цепи ГРМ являются важными мерами для обеспечения правильной работы двигателя и предотвращения его поломок. Если вы заметили какие-либо проблемы с цепью ГРМ или ее компонентами, то необходимо немедленно обратиться к специалистам для диагностики и ремонта.
Какой пробег рекомендуется для замены цепи ГРМ
Производители автомобилей рекомендуют замену цепи ГРМ (газораспределительного механизма) через определенный пробег, обычно от 60 000 до 120 000 км. Однако, точное значение зависит от модели и марки автомобиля, поэтому лучше всего проверить это в документации автомобиля или обратиться к профессиональному автосервису.
Важно понимать, что цепь ГРМ – это один из самых важных компонентов двигателя, и ее износ может привести к серьезным поломкам, таким как сбой в работе клапанов и поршней. Поэтому, если у вас есть какие-либо сомнения относительно состояния цепи ГРМ, лучше не откладывать замену на более поздний период, а обратиться к специалистам для диагностики и замены.
Как выбрать качественный цепь ГРМ
При выборе качественной цепи ГРМ (газораспределительного механизма) следует обращать внимание на следующие параметры:
В целом, выбор качественной цепи ГРМ – это важный шаг для обеспечения правильной работы двигателя и предотвращения его поломок. Если у вас есть сомнения относительно выбора цепи ГРМ или установки, лучше обратиться к профессиональному автосервису для консультации и установки.
Какая роль имеет состояние натяжителя цепи ГРМ в его сроке службы
Состояние натяжителя цепи ГРМ (газораспределительного механизма) имеет очень важную роль в его сроке службы и правильной работе двигателя в целом.
Натяжитель цепи ГРМ отвечает за правильное натяжение цепи, чтобы не было излишнего или недостаточного натяжения. Если натяжитель не работает должным образом, то цепь может провисать или быть излишне натянутой, что приведет к ее износу и ухудшению работы двигателя.
Поэтому, при замене цепи ГРМ необходимо также проверить состояние натяжителя и, если это необходимо, заменить его на новый. Рекомендуется выбирать натяжитель от известных производителей, чтобы обеспечить его высокое качество и надежную работу в течение длительного времени.
В целом, правильная работа натяжителя цепи ГРМ является одним из ключевых факторов для обеспечения долговечности и надежности работы двигателя, поэтому его состояние необходимо регулярно проверять и поддерживать в хорошем состоянии.
Какие виды цепей ГРМ бывают и какой выбрать для вашего автомобиля
Существует несколько видов цепей ГРМ (газораспределительного механизма), которые могут использоваться для автомобилей. Они различаются по материалу, конструкции, количеству зубцов и другим параметрам.
Наиболее распространенными видами цепей ГРМ являются:
Какой вид цепи ГРМ выбрать для вашего автомобиля зависит от конкретных условий эксплуатации и параметров двигателя. Важно учитывать мощность двигателя, рекомендации производителя автомобиля и условия эксплуатации (например, климатические условия и интенсивность использования автомобиля).
Рекомендуется выбирать цепь ГРМ от известных производителей с хорошей репутацией и качеством продукции, чтобы обеспечить надежную и безопасную работу двигателя. При выборе цепи ГРМ необходимо также обратить внимание на соответствие ее параметров и требований производителя автомобиля.
Как заменить цепь ГРМ самостоятельно
Замена цепи ГРМ – это сложный и ответственный процесс, требующий знаний и опыта в автомобильной технике. Если у вас нет достаточного опыта, лучше обратиться к профессионалам и доверить эту работу им. Несвоевременное и неправильное обслуживание ГРМ может привести к серьезным последствиям для двигателя, вплоть до поломки его частей.
Если же вы решили самостоятельно заменить цепь ГРМ, вам понадобятся специальные инструменты и оборудование, а также пошаговая инструкция. Важно также следовать рекомендациям производителя автомобиля и использовать только качественные запасные части.
Вот пошаговая инструкция по замене цепи ГРМ:
При замене цепи ГРМ необходимо соблюдать осторожность и следить за чистотой и порядком на рабочем месте. Если вы не уверены в своих навыках, лучше обратиться к профессионалам, чтобы избежать возможных проблем и повреждений двигателя.
Какие последствия могут возникнуть в случае поломки цепи ГРМ
Поломка цепи ГРМ может привести к серьезным последствиям для двигателя, вплоть до полной его поломки. В случае поломки цепи ГРМ, распределительный вал и коленчатый вал начинают работать несинхронно, что приводит к остановке работы двигателя.
Несвоевременная замена цепи ГРМ может также привести к износу и поломке натяжителя и роликов цепи ГРМ, что увеличивает риск поломки цепи ГРМ. Кроме того, износ и поломка цепи ГРМ могут привести к повреждению клапанов и поршней, что может привести к необходимости капитального ремонта двигателя.
Поэтому важно своевременно менять цепь ГРМ и следить за ее состоянием, чтобы избежать серьезных проблем и повреждений двигателя.
Как правильно обслуживать систему ГРМ для продления срока службы цепи ГРМ
Для продления срока службы цепи ГРМ и обеспечения надежной работы системы ГРМ важно следить за ее состоянием и правильно проводить обслуживание.
Во-первых, необходимо регулярно проверять состояние цепи ГРМ, натяжителя и роликов. При обнаружении признаков износа или повреждения необходимо немедленно заменить детали.
Во-вторых, необходимо следить за качеством масла и его уровнем. Низкий уровень масла или использование масла низкого качества может привести к износу и повреждению цепи ГРМ.
В-третьих, необходимо следить за работой двигателя и не допускать его перегрева. Перегрев двигателя может привести к повреждению натяжителя и роликов цепи ГРМ.
В-четвертых, при замене цепи ГРМ необходимо установить качественную деталь, соответствующую требованиям производителя автомобиля.
В целом, правильное обслуживание системы ГРМ позволит продлить срок службы цепи ГРМ и обеспечить надежную работу двигателя.
Последствия неисправностей
Неполадки в цепной передаче ГРМ приводят к таким проблемам:
Примечание. Цепные передачи узла ГРМ бывают одно — и двухрядными. Первые не столь надёжны и долговечны, как вторые, и нередко ломаются после пробега 50—80 тыс. км. Двухрядные приводы обрываются чрезвычайно редко, даже когда хозяин машины не уделяет ей должного внимания.
Двухрядные цепи тоже рвутся, но очень редко
Последствия перечисленных неполадок могут быть такими:
Так выглядят клапаны после встречи с поршнями
В силовых агрегатах на 8 клапанов встреча с поршнем случается довольно редко из-за технологических зазоров, предусмотренных конструкцией (кроме отдельных моторов). А вот открытый в момент обрыва или перескока цепи клапан двигателя 16V почти всегда получает удар от поршня. В результате изгибается его шток и клапан остаётся в открытом положении. В особо тяжёлых случаях последствия бывают такими:
Цепь, перескочившая или оборвавшаяся на ходу, даёт о себе знать резкой потерей мощности или полным отказом двигателя. Если вам удалось при этом расслышать металлический стук, означающий встречу поршня и клапана, то следует готовиться к серьёзному ремонту силового агрегата.
А это поршень, пробитый тарелкой клапана
Замена цепи ГРМ
Сложность процедуры заключается в демонтаже навесного оборудования и разборке силового агрегата, занимающего до 3 часов. Снятие и установка нового привода достаточно проста. Если требуется замена всех элементов, то перед выполнением работ обязательно вникните в устройство привода ГРМ вашей машины. Пример: на том же KIA Ceed шестерёнка напрессована на коленчатый вал под нагревом, поэтому в домашних условиях демонтировать её вы не сможете. Тогда и разборка двигателя теряет смысл, поскольку удастся заменить одну цепь.
Из специальных инструментов Вам пригодится приспособление для фиксации распределительных валов на 16-клапанном моторе (кондуктор). Остальной инструментарий — стандартный:
Для работы понадобится смотровая канава и переносная лампа (фонарик). Переднеприводную машину поставьте на яму таким образом, чтобы обеспечить доступ к переднему колесу со стороны узла ГРМ. Заднеприводный автомобиль ставится как удобно, там колёса снимать не придётся.
Порядок разборки и снятия растянутой цепи
Первым делом производятся следующие подготовительные операции:
Схема ГРМ 8-клапанного мотора ВАЗ 2101–07
Примечание. Сливать масло нужно не всегда, это зависит от марки авто. Например, при замене цепи на ВАЗ 2101—07 смазка благополучно остаётся в картере и не мешает ведению работ.
В переднеприводном автомобиле придётся снять переднее колесо со стороны газораспределительного механизма и опереть машину на деревянную подставку. Домкрат понадобится позже, для подъёма силового агрегата.
Схема ГРМ 16-клапанного двигателя
Порядок разборки имеет смысл рассмотреть на примере корейского авто Hyundai Solaris 16V, в остальных машинах с передним приводом принцип ведения работ мало отличается:
Совмещение меток на шестеренках распредвалов
Примечание. При разборке заднеприводной версии авто не нужно снимать колесо, приподнимать двигатель и раскручивать подушку. Вместо этого понадобится демонтаж радиатора вместе с вентилятором.
После разборки нужно очистить посадочный фланец блока цилиндров и крышку от остатков старой прокладки и герметика, а также протереть потеки масла и охлаждающей жидкости. Затем поворотом коленчатого вала совместить все метки, выбитые на шестерёнках, с рисками на корпусе мотора или другими ориентирами, указанными в документации автомобиля.
Есть 2 способа ослабить цепь для дальнейшего снятия:
После ослабления цепная передача свободно демонтируется вручную, главное, — не сбить положение меток.
Видео разборки механизма ГРМ
Перед сборкой механизма убедитесь, что у вас в наличии есть все расходные материалы:
Если надо заменить износившиеся башмаки натяжителя и успокоителя, это делается до сборки цепного привода. Это не представляет проблемы, они крепятся на 2—3 болтах (в зависимости от марки машины).
Метки желтого цвета надо совместить с рисками на шестеренках
Для удобства и безошибочной установки производители зачастую проставляют на звеньях цепи метки, совмещаемые с рисками на шестерёнках распределительных валов и коленвала. Первые две нарисованы жёлтым, третья — чёрным или другим цветом. Поэтому цепь надевается на шестерни с учётом этих меток, после чего натягивается.
Как менять цепь ГРМ правильно
Гидравлическое натяжное устройство рекомендуется менять вместе с цепным приводом. Оно держится на двух болтах, которые надо открутить для замены детали. Новый натяжитель оснащён чекой, фиксирующей плунжер в исходном состоянии. Когда цепь установлена по меткам, а её слабина выбрана в сторону натяжного башмака, чека выдёргивается и пружина выталкивает шток, нажимающий на башмак с направляющей. Таким образом цепь натягивается.
Гидравлические натяжители разных конструкций
Примечание. Пока двигатель не заведён и давление масла в системе отсутствует, цепная передача будет натянута только усилием пружины. Поэтому натяжка выйдет не слишком сильной.
После установки и настройки цепного привода ГРМ проверните вручную коленчатый вал на 2—3 оборота и сверьте положение меток ещё раз. Специально смазывать звенья цепи не нужно, это произойдёт автоматически после пуска мотора. Дальше выполняется обратная сборка двигателя с установкой новых прокладок на герметик.
Как работает гидравлический натяжитель
От надёжности и долговечности цепи ГРМ зависит работа двигателя, поэтому её состояние нужно отслеживать, чтобы вовремя заменить и избежать плачевных последствий. Не менее важно своевременно менять моторное масло, смазывающее привод и создающее дополнительное давление в натяжителе. Когда моторная смазка не выполняет возложенные на неё функции, то цепь вытягивается быстрее, а в корпусе гидронатяжителя скапливается грязь, мешающая его нормальной работе.
Какой срок службы цепей по регламенту ТО и периодичность замены
В среднем цепная передача ГРМ служит от 200 до 350 тыс. км пробега авто. Показатель варьируется в зависимости от стиля езды водителя и качества применяемого моторного масла, которым смазываются звенья и шестерни. Зависит от него и работа гидравлического натяжителя.
Справка. В автомобилях ведущих немецких и японских производителей двухрядная цепь нередко работает 450—500 тыс. км, а то и более.
Однорядный цепной привод автомобилей Opel
В противовес немецким брендам, двухрядные приводы корейских малолитражек от производителей KIA и Hyundai работают на удивление мало. Нередко отмечались случаи растяжения и замены цепей при пробеге 60—90 тыс. км на моделях Hyundai Solaris (на Украине — Hyundai Accent) и KIA Ceed, что сравнимо с ресурсом ремней ГРМ. Отсюда и рекомендации по срокам замены цепной передачи:
Чтобы избежать неприятностей, связанных с поломками привода ГРМ, нужно внимательно изучить инструкцию по эксплуатации авто и рекомендации производителя по обслуживанию конкретного автомобиля.
Как выбрать новый комплект запчастей
Как и прочие автомобильные запчасти, цепи ГРМ подделываются кустарными и китайскими производителями, после чего попадают в продажу. Хитрые дельцы постоянно придумывают новые способы обмана покупателей, например, укладывают свои некачественные изделия в оригинальные упаковки известных брендов родом из Западной Европы. Чтобы при покупке детали не нарваться на поддельную запчасть, выполняйте следующие рекомендации:
На прогиб цепь проверяют так: берут её за один конец и держат плашмя. Второй конец должен провисать не больше, чем на 10 мм. Если удастся, то проверьте твёрдость металла, аккуратно подпилив его надфилем. Сталь в качественных изделиях закалена, а потому отличается повышенной твёрдостью и не поддаётся напильнику.
Цепь, шестерни, башмаки и натяжитель — полный комплект для замены
Совет. Основные технические характеристики цепи — её размер и количество звеньев, по ним и нужно подбирать деталь. Если вас одолевают сомнения, то не покупайте новую запчасть, не сняв старой, с которой её можно сравнивать.
Если вы обновляете цепную передачу при значительном пробеге авто (150—200 тыс. км), то придётся поменять все сопутствующие элементы — шестерни, натяжитель и успокоитель. Когда цепь растянулась после пробега 50—100 тыс. км, то шестерёнки менять необязательно, но натягивающее устройство нужно проверить на работоспособность. Также не забудьте купить расходные материалы — прокладки крышек, уплотнительные кольца и термостойкий герметик.
Как определить неисправность цепного привода
В отличие от ременной передачи ГРМ, вынесенной за пределы двигателя, цепь с шестернями располагается внутри силового агрегата и полностью скрыта от глаз. С одной стороны, это плюс: механизм меньше шумит и обильно смазывается моторным маслом, что увеличивает его ресурс. С другой стороны, без снятия клапанной крышки невозможно визуально оценить техническое состояние узла.
Первым признаком неполадок цепной передачи является рокочущий звук, доносящийся из-под крышки при работе силового агрегата. Рокот ослабленной цепи ни с чем не спутаешь, он слышен с той стороны, где расположен механизм газораспределения.
Ослабление с зазором до 1 см позволяет цепи перескакивать при запуске мотора
Услышав подобный звук, владелец машины должен проверить состояние привода, чтобы не столкнуться с большими неприятностями, связанными с ремонтом мотора. Есть 2 пути: сразу же ехать на диагностику в ближайший автосервис, либо самостоятельно снять крышку клапанов и убедиться в прослаблении участка цепи около шестерни распределительного вала. Ухудшение натяжения вызывают такие причины:
Если в двигателе авто установлено механическое натягивающее устройство старого образца, то при появлении описанных симптомов первое действие — подтянуть цепь с его помощью. Для этого достаточно ослабить наружную гайку, удерживающую пружину плунжера, и вручную повернуть коленчатый вал на 1—2 оборота. После чего гайка снова затягивается.
В старых двигателях ВАЗ 2101–07 стоит механический натяжитель с гайкой
Современные гидравлические натяжители автоматического действия не рассчитаны на ручную регулировку и в случае поломки подлежат замене. Убедиться в том, что элемент вышел из строя, можно только путём его снятия либо разборки всего узла ГРМ. То же касается и успокоителя — на большинстве автомобилей его износ можно оценить только при разобранном механизме.
Игнорирование рокочущего шума, издаваемого цепью, рано или поздно приведёт к поломке мотора. Серьёзность последствий зависит только от вашего везения.