Содержание
Большинство современных автоматических коробок передач производители считают необслуживаемыми, но в некоторых случаях замена масла все-таки требуется. А для коробок более старых автомобилей такая процедура прямо предусматривается регламентом технического обслуживания. Процедура замены масла в коробке сложнее, чем в двигателе, и зависит от типа агрегата.
Старые и новые: в чем разница
В автоматические коробки автомобилей прежних лет выпуска заливались, как правило, жидкости на минеральной основе, которые нужно было менять с периодичностью 30–45 тыс. км пробега. Современные коробки используют синтетические масла с большим ресурсом, поэтому сегодня производители либо предлагают менять масло гораздо реже, например раз в 60 или 120 тыс. км, либо вообще не предусматривают регламентную замену масла в АКП на протяжении всего срока службы автомобиля.
В общем случае можно считать, что при расчетном сроке эксплуатации около пяти-шести лет пробег автомобиля до капремонта составит не менее 150–200 тыс. километров. Во избежание затрат на больших пробегах специалисты все-таки рекомендуют периодически менять масло даже в «необслуживаемых» коробках, особенно с учетом того, что техническая возможность замены есть на всех таких агрегатах. Для современных коробок первые две замены рекомендуется делать раз в 60 тыс. км, а после 120 тыс. км пробега — уменьшить интервал до 30–40 тыс. километров.
Зачем вообще менять масло
В любой коробке существуют пары трения, которые постепенно изнашиваются и загрязняют масло. Частички металла улавливаются специальными магнитными фильтрами в картере коробки передач, но со временем продукты износа забивают фильтры, масляные каналы и управляющие механизмы. Давление масла падает, работа коробки ухудшается, разрушаются механические части.
Динамичная езда, движение в пробках, буксировка прицепа или езда по бездорожью нагружают коробку еще сильнее, что приводит к ускоренному износу. Смена масла в таких условиях позволяет очистить агрегат изнутри и продлить срок его службы, поэтому менять его при больших нагрузках требуется еще чаще. Наконец, крайне рекомендуется сменить масло при покупке подержанного автомобиля, так как неизвестно, в каких условиях и как он обслуживался раньше.
Полная и частичная замена: как правильно
Существует два метода замены масла в автоматических коробках. Первый — метод частичной замены, когда жидкость удаляется только из картера коробки через сливную пробку, но при этом от трети до половины старого масла остается в недрах агрегата. Это профилактическая мера, позволяющая лишь обновить жидкость, но даже при таком способе крайне рекомендуется снять поддон и очистить либо заменить магнитный фильтр. На машинах с большим пробегом рекомендуется повторить процедуру, чтобы увеличить в коробке долю свежей жидкости и убрать продукты износа, которые успеет вымыть новое масло.
Второй способ — полная замена с промывкой агрегата, которая делается на подъемнике с помощью специальной установки. Жидкость прогоняется через коробку под давлением при работающем двигателе. Такой способ дороже и требует от 10 до 20 л масла, зато почти гарантирует очистку коробки от продуктов износа.
Можно ли «убить» АКП новым маслом
Вероятность испортить коробку действительно существует, но речь идет о запущенных агрегатах с большим пробегом около 200 тыс. км, в которых давно не меняли масло. В таких коробках новое масло с хорошими моющими свойствами быстро вымывает всю грязь и продукты износа, но также быстро может перенести их в более узкое место и забить масляные каналы. Итог может оказаться плачевным.
Еще одна проблема может быть связана с функцией адаптации «автоматов» к их состоянию. При износе узлов коробки электроника постепенно поднимает давление масла, а после промывки агрегата и смены жидкости давление в АКП может оказаться слишком высоким, что приводит к быстрому повреждению деталей. Именно поэтому после полной смены масла нужно обязательно провести сброс адаптации коробки, подключившись к блоку управления.
Надо ли менять масло в вариаторе
Устройство и принцип работы бесступенчатой коробки отличаются от классического гидромеханического автомата, но требования к качеству и чистоте масла у вариаторов даже выше. Масло в вариаторах также участвует в процессе передачи крутящего момента, а некоторые модели, как и «автоматы», оснащаются гидротрансформаторами. Грязное масло может забить продуктами износа элементы коробки, давление упадет, ремень без смазки быстро повредит шкивы и разрушится сам.
Производители рекомендуют замену жидкости во время регламентного обслуживания раз в 60–80 тыс. км, а профильные специалисты предлагают делать это в полтора-два раза чаще. Процедура чуть проще и не требует специального оборудования: нужно открутить сливную пробку, слить основную часть масла, потом открутить поддон картера коробки, слить остатки, почистить или заменить фильтры.
Что делать с роботизированной коробкой
Устройство «робота» еще проще. Коробки с одним сцеплением обслуживаются по регламенту механических, а вот у преселективных агрегатов с двумя сцеплениями могут быть свои нюансы. Так, «роботы» со сцеплениями в масляной ванне более требовательны к качеству масла, потому что жидкость не только обеспечивает смазку и охлаждение дисков, но и циркулирует в гидравлическом маслонасосе, который в «сухих» коробках заменен электрическим. Кроме того, продукты износа сцепления быстрее загрязняют масло.
Фирменный регламент, например, Volkswagen не предписывает замены масла в коробке, но специалисты рекомендуют менять масло в «роботах» как минимум не реже, чем в механических коробках. В случае «сухих» сцеплений интервал замены может составлять до 80 тыс. км, «мокрых» — 60 тыс. километров. Процесс замены не отличается от аналогичного для МКП, но при «мокрых» сцеплениях есть нюанс: в коробку и блок мехатроники заливаются разные жидкости, поэтому процесс логично разделяется на две одинаковых части. Разборка самой коробки не требуется.
- Когда проводить замену масла в автоматической коробке передач
- Стоит ли менять масло в АКП и зачем это делать
- Нюансы эксплуатации
- Как часто менять масло в АКП
- Как менять масло в АКП
- Новости партнеров
- Как проверить уровень масла в АКПП
- Без щупа
- Со щупом
- Полная замена масла в АКП
- Когда меняют масло в АКПП
- Как и когда нужно менять масло в автомате
- Какое масло лить в АКПП
- Как часто стоит менять масло в коробке передач
- Частичная замена масла в АКПП
- Дополнительно про Kia
Когда проводить замену масла в автоматической коробке передач
С периодичностью замены смазочного материала в двигателе все ясно – к этой теме мы обращались не раз. А как часто следует заливать новое масло в автоматическую коробку передач?
Depositphotos / VOSTOCK Photo
Процедура замены масла в АКП – одна из самых таинственных, мистических и обросших слухом среди всех сервисных операций, которые только проводятся с автомобилем. При этом с маслом в двигателе картина прозрачная – если живете в мегаполисе и хотите, чтобы агрегат долго работал, сокращайте интервал замены примерно до 7-8 тысяч километров. С расходниками в тормозной системе тоже вопросов обычно не возникает, ибо они расскажут о своем износе визуально, акустически или вибрацией. То же самое с подвеской или, скажем, с высоковольтной частью – все очевидно. Но замена масла в автоматической коробке передач продолжает тревожить умы и это неудивительно.
Стоит ли менять масло в АКП и зачем это делать
Прежде всего следует ответить на этот вопрос. Дело в том, что характеристики любой жидкости для автоматических коробок передач (ATF, automatic transmission fluid) со временем начинают естественным образом меняться. Во-первых, это происходит по мере старения масла.
Во-вторых, свое слово говорит работа в тяжелых условиях, например, при перегреве или “спортивном” стиле езды. Не стоит забывать и о частицах с накладок блокировок гидротрансформатора, фрикционов и других внутренних частей агрегата. Меняется цвет и запах масла. Наверное, вы не раз видели, как сервисмены проверяют жидкость на щупе АКП на цвет и запах – состав не должен быть черным и источать горелый аромат.
Нюансы эксплуатации
ATF выполняет не только функцию смазки, и служит для отвода тепла от деталей, но также является рабочим телом для гидротрансформатора и гидравлической системы управления. При этом в автоматической коробке передач жидкость как минимум не убывает в связи с угаром, как, например, в двигателе. Зато в “автомате” есть большое количество пар трения в которых происходит износ с “выкрашиванием” частиц. Для того, чтобы фрикционная и алюминиевая пыль, а также металлическая стружка не плавали по внутренним каналам агрегата, в АКП есть фильтр и специальные магниты для их притягивания.
Со временем фильтр засоряется, его пропускная способность снижается. Вследствие этого увеличивается нагрузка на насос, при этом масло сильнее нагревается. В один отнюдь не прекрасный момент бумажный фильтрующий элемент банально порвется, и он перестанет быть преградой на пути загрязненного масла, от которого страдают внутренние компоненты, например, электромагнитные клапаны, регуляторы давления, клапаны гидроблока. Если фильтр металлический, то автомобиль может никуда не поехать. Кстати, одни специалисты советуют обязательно менять сетку, другие же считают, что металлический элемент достаточно промыть.
Как часто менять масло в АКП
Нередко пользователей сбивала с толку информация о том, что масло залито на весь срок службы АКП. В частности, на подобный шаг пошли некоторые немецкие производители автомобилей, например, Mercedes-Benz, выпускающий собственные коробки передач. Но затем в информацию скорректировали, обязав пользователей менять жидкость через определенный пробег или спустя указанное количество лет.
Эксперты утверждают о необходимости замены, особенно, если автомобиль эксплуатируется в городе с частыми пробками, в климатических условиях с жарким летом и холодной зимой, если водитель любит динамичный стиль езды, когда приходится ездить по бездорожью или таскать за собой прицеп.
Как часто следует замену трансмиссионной жидкости? На сайте ZF сервиса мы нашли вот такое пояснение:
“На этот вопрос существует два ответа, первый – ответ производителей некоторых марок автомобилей – масло в АКПП залито на весь срок службы АКПП или автомобиля и менять его в течение эксплуатации не надо. Второй ответ, производителей автоматических трансмиссий – масло в АКПП надо менять при интенсивной эксплуатации автомобиля через каждые 40 000 километров пробега, при щадящей эксплуатации через 60 000 километров пробега. Чему верить? Начнем с того, что значит весь срок эксплуатации автомобиля. Европейские производители под этим понятием подразумевают 120 000 – 150 000 километров пробега автомобиля за 3-5 лет эксплуатации. Действительно, рабочих свойств масла, залитого на заводе хватит для эксплуатации автомобиля в течение данного срока (в отличие от моторного масла в трансмиссионное масло не попадают продукты сгорания, образующиеся при работе двигателя, и оно не расходуется на угар). Поэтому, если вы купили новый автомобиль и собираетесь эксплуатировать его не более 3-5 лет, можете не думать о замене масла в трансмиссии (не относится к владельцам автомобилей Audi с вариаторной трансмиссией, на них замена масла вместе с фильтром раз в 60 000 километров пробега). Если же у вас подержанный автомобиль с реальным пробегом от 50 000 километров, то масло в автоматической трансмиссии лучше поменять, т.к. до вас это точно никто не делал, особенно если автомобиль только привезен из Европы или Америки”.
В этой связи интересно также обратиться к рекомендациям компании Aisin, производящей коробки передач – согласно ее инструкциям, следует производить процедуру каждые 20 тысяч километров или раз в два года. Соответствующее изображение прилагаем, если вдруг кто-то не поверит
Так что масло нужно менять. Очень важно проводить процедуру до того, как агрегат начнет демонстрировать тревожные признаки вроде рывков или запаздываний при переключении передач. Существует высокая вероятность, что здесь новое масло уже не поможет и придется ремонтировать АКП.
Впрочем, есть нюанс. Истории известны случаи, когда после замены сильно изношенного масла агрегат приказывал долго жить. Дело в том, что в “грязном” масле есть фрикционная крошка и с ним соленоиды продолжают держать давление, а во фрикционах обеспечивается контакт. На новом масле с моющими и другими присадками этого уже не происходит, а образовавшийся шлам смывается в каналы гидроблока с очевидными последствиями.
Как менять масло в АКП
Способ замены может отличаться в зависимости от состояния агрегата. Если вы все-таки пытаетесь залить свежую ATF в коробку передач, демонстрирующую признаки неисправности, пусть и не критичные, то желательно не проводить полную замену, а ограничиться частичной заменой масла. В этом случае продукты износа разбавляются новым материалом и через некоторый интервал процедура вновь повторяется.
Другое дело, если автоматическая коробка передач вполне исправна – тогда можно полностью заменить масло.
Новости партнеров
Замена масла в АКП — не самая сложная и трудоёмкая процедура. Частичную замену можно выполнить самостоятельно, в гаражных условиях. Однако экономия и небрежность при её осуществлении может привести к большим проблемам и крупному ремонту.
Весной 2022 года заменить жидкость в большинстве сервисов можно в среднем за 1,5–3 тысячи рублей. Правда, в эту стоимость не входит сама жидкость. В среднем в классический гидротрансформаторный «автомат» заливается 6–8 литров масла. Стоит такой объём сейчас до 5 и более тысяч рублей.
Как проверить уровень масла в АКПП
Уровень масла в АКПП критически важен для правильной работы трансмиссии: большая часть поломок коробки напрямую связана с недостатком масла либо с его избытком. Чтобы избежать проблем, специалисты рекомендуют проверять уровень жидкости на каждом ТО. Однако осуществить такую процедуру иногда непросто — в некоторых случаях контрольного щупа физически нет. По этой причине алгоритм действий существенно отличается.
Без щупа
Отсутствие контрольного щупа говорит о том, что ваша трансмиссия относится к категории необслуживаемых. Проверить уровень масла в такой коробке можно только обратившись в профильный автосервис.
Можно проверить объём залитого масла и самостоятельно. Для этого нужно:
На автоматических трансмиссиях BMW, Volkswagen и Audi оценить уровень трансмиссионной жидкости можно через смотровое окошко, предварительно подняв автомобиль на подъёмнике.
Со щупом
Коробки со щупом предусматривают возможность проверки уровня масла самим водителем. Действовать нужно по такому алгоритму:
Если уровень масла превышает правильное значение, лишнюю жидкость необходимо слить, и наоборот.
Проверка уровня масла может отличаться в зависимости от конкретной модели и производителя. С методикой лучше всего ознакомиться в инструкции по эксплуатации. Например, масло в коробках Mazda, Mitsubishi, Jeep, Hyundai, некоторых Volkswagen и Audi проверяется только в положении N, а в автомобилях Honda — при выключенном двигателе.
Полная замена масла в АКП
Замену масла в АКП осуществляют двумя методами — полной заменой и частичной. У каждого из них есть свои плюсы и минусы.
Полная, она же аппаратная замена предполагает использование специального оборудования, выгоняющего старое масло под давлением. При полной замене жидкости ATF возможно отслоение отложений с внутренних поверхностей коробки передач, что чревато засорением соленоидов и гидроблока и последующим ремонтом трансмиссии.
Аппаратную замену осуществляют, если:
Плюсы полной замены масла очевидны: после проведения процедуры можно смело эксплуатировать автомобиль ещё как минимум 30–60 тыс. км. Минусы также ясны: осуществлять аппаратную замену жидкости ATF можно лишь на ещё не «уставших» агрегатах. Именно по этой причине с владельцев машин с большим пробегом автосервисы берут расписку о предупреждении о возможных негативных последствиях.
Когда меняют масло в АКПП
Периодичность замены масла в автоматической коробке передач устанавливается производителем. Агрегаты последнего поколения считаются полностью необслуживаемыми — масло заливается в них единожды, на заводе. Тем не менее, иногда жидкость в них менять надо. Периодичность замены трансмиссионного масла в более старых автомобилях предусмотрена регламентом технического обслуживания. Пренебрегать рекомендациями производителя не стоит.
На относительно старых машинах масло в «автомате» обычно рекомендуется менять раз в 30–60 тыс. километров пробега. Эта процедура не менее важна, чем, к примеру, замена масла в двигателе. В таких коробках всё управление осуществляется сугубо гидравлическим способом: масло охлаждает, смазывает компоненты трансмиссии и управляет переключением передач. От его чистоты и качества зависит работоспособность устройства.
Основное отличие более новых автоматических трансмиссий от старых заключается в том, что они научились лучше адаптироваться к старению масла. От чисто гидравлических систем производители перешли к системам электронно-управляемым. Однако масло и в таких трансмиссиях может полноценно выполнять свои функции лишь при определённой вязкости и правильных смазывающих свойствах.
Даже если на вашей машине установлен «автомат» последнего поколения, то периодичность замены масла в нём вряд ли должна превышать 80–90 тыс. км пробега, а при эксплуатации в тяжёлых условиях этот интервал можно сократить вдвое (при езде с прицепом, по грунтовым дорогам, в горах).
Менять масло в АКП нужно, когда:
Некоторые из перечисленных признаков говорят о низком уровне жидкости или неподобающем её качестве.
Как и когда нужно менять масло в автомате
Принято считать, что современные «автоматы» обслуживать не нужно. Однако их ресурс можно существенно увеличить своевременной заменой масла
Некоторые автопроизводители называют жидкость ATF в коробке вечной, но по факту таковой она не является. Профилактика в случае с АКПП гораздо лучше, чем «лечение».
Какое масло лить в АКПП
В автоматических коробках передач работает специальная жидкость ATF, которую в простонародье именуют маслом. В действительности аббревиатура расшифровывается как Automatic Transmission Fluid, то есть, дословно, жидкость для автоматических трансмиссий.
По классификации эта жидкость относится к трансмиссионным маслам, но она выполняет не только функцию смазки. Это ещё и рабочая жидкость гидротрансформатора — с её помощью мощность двигателя передаётся к трансмиссии. Свойства жидкости ATF оказывают огромное влияние на эффективность работы АКП.
Выбирая жидкость ATF, нужно руководствоваться в первую очередь инструкцией производителя. Наилучшим выбором всегда станет оригинальное масло. Допустимо и использование неоригинальных заменителей, отвечающих требуемым спецификациям.
Дешёвых неоригинальных масел рекомендуется избегать. Эти жидкости могут обладать худшими характеристиками и вредить компонентам трансмиссии. В случае с необслуживаемыми коробками последних поколений обойтись без оригинальной ATF почти невозможно.
Как часто стоит менять масло в коробке передач
Автолюбители знают: менять моторное масло вовремя крайне важно. Только так можно существенно продлить жизнь автомобилю и не попасть на дорогостоящий ремонт. О замене же масла в коробке передач не помышляет почти никто. И очень напрасно!
Замену масла в коробках передач не принято проводить по одной простой причине. В инструкциях к большинству современных машин, вне зависимости от типа трансмиссии, чёрным по белому говорится: масло в коробке передач рассчитано на весь срок службы автомобиля. Никакого обслуживания этот агрегат не требует. В действительности в этом утверждении немало лукавства.
Для начала вспомним, что считают автопроизводители автомобиля сроком службы. Совершенно верно – это то количество лет или километров пробега, на которые распространяется гарантия. То есть три-пять лет и сотня-полторы тысяч километров. Не густо! Сомневаться не стоит: если ваш автомобиль – не совсем барахло, коробка этот срок пусть и со скрипом, но отработает. По крайней мере, должна. А дальше – хоть трава не расти.
Трансмиссионные масла в последние годы действительно обладают превосходным качеством и могут работать долгие годы – они производятся на полусинтетической и синтетической основе. Однако одно это едва ли позволяет утверждать, что такие масла – вечные. Даже если они плещутся в простейшей “механике”.
Понять производителей автомобилей можно. Рано или поздно на машине придёт в негодность сцепление, сломается ШРУС или случится какая-то иная поломка, при которой придётся сливать масло из коробки. Само собой – заливать старое масло никто не будет, а значит, владелец машины его обновит. Разумный подход. Вот только простейшее сцепление на простейшем, но качественном автомобиле порой работает и 160, и даже 200 и более тысяч километров. Что случится за это время с маслом в трансмиссии, догадаться несложно.
В действительности замену трансмиссионного масла лучше всего производить не реже раза в 60 000 км. Причина проста. Коробка передач – очень нагруженный элемент с огромным количеством пар трения. Вспомните, сколько в обычной “механике” всевозможных шестерён, синхронизаторов и подшипников, выполненных, к тому же, частично из цветных металлов. Трансмиссионное масло очень быстро превращается в жижу, содержащую гигантскую концентрацию тончайших металлических опилок. Часть этого мусора отлавливает специальный магнит, однако и он зарастает настолько, что просто перестаёт выполнять свою функцию. Грязное масло начинает убивать агрегат изнутри.
Для трансмиссий вроде “робота” и “вариатора” чистота масла не менее важна. Страдает от грязи даже почти неубиваемый гидротрансформаторный “автомат” – у него засоряются клапаны гидроблока. Верный признак необходимости замены масла – толчки и биения при переключении передач. В гидротрансфоматоре, напомним, именно масло является рабочим телом, передающим крутящий момент – его качество крайне важно для нормальной работы.
Вариаторные коробки работают в жёстком температурном режиме – в них заливается специальная жидкость. При интенсивной езде она служит очень немного – порой порядка 30 тыс. км пробега. Присадки распадаются в вариаторе куда быстрее, чем в коробках передач других типов.
В “механике”, “гидромеханике” и “роботе” главные враги масла – не температура, а продукты износа, забивающие фильтры и магниты. Эксплуатация автомобиля на грязном старом масле неизбежно приводит к ускоренному выходу трансмиссии из строя. Это именно тот случай, когда кашу маслом не испортишь. В идеале замену лубриканта стоит сочетать с заменой или промывкой фильтра (если таковой имеется). Фильтр тонкой очистки, имеющий бумажную штору, необходимо заменять при каждой смене жидкости. В запущенных случаях без снятия и разборки коробки обойтись уже не получится.
Частичная замена масла в АКПП
При частичной замене масло просто сливается. Взамен слитого масла добавляется новое. При таком подходе заместить жидкость полностью технически невозможно — остатки старой жидкости смешиваются с новой ATF. Частичная замена осуществляется:
В процессе частичной замены масла, как правило, снимается поддон и сливается весь доступный объём жидкости без дополнительного выдавливания. Слить удаётся примерно половину общего объёма. Меняется и фильтрующий элемент.
Каждый из методов подходит для разных ситуаций, поэтому сказать, какой из них лучше, невозможно. Частичная замена жидкости безопаснее полной замены. Однако при её применении межсервисный интервал стоит сократить примерно вдвое.